Знаки отличия – один из древнейших артефактов. На протяжении всей истории племен существовали особые символы, которые позволяли отличить членов одного рода от другого. Такие знаки считались священными, оказывали незримую поддержку, были своего рода объединяющим началом. Кроме того, знаки отличия помогали выстроить иерархическую лестницу. При этом внешний вид таких знаков кардинально менялся на протяжении человеческой истории. Поначалу символика была далека от современного нам формата. Ведь первые «шевроны» — это татуировки! Кроме того, у разных народностей в качестве знаков отличия использовались перья, каменные бусы, ракушки и другие украшения, которые дополняли одежду первобытных людей. Когда именно эти знаки превратились в современные нам шевроны и нашивки, сказать сложно. Но уже в Древнем Китае впервые встречаются первые знаки отличия на одежде. Их носили гражданские люди, и обозначали они должности чиновников. Примерно тогда же появились прообразы военных нашивок. Широко известны нашивки римских легионеров. У каждой когорты или подразделения Римской империи была своя эмблема, которая несла в себе очень важную для соратников информацию. Затем такого рода опознавательные знаки распространились по всей Европе.

Позднее, уже в Средние века, появилось и название «шеврон». В переводе с французского слово «chevron» означает стропила, причем в первую очередь корабельные. Это память о тех временах, когда офицеры парусного флота нашивали треугольные (в форме стропил) знаки на рукава камзолов, чтобы во время схватки можно было легко разглядеть своих командиров. Позднее появилось множество форм шевронов, но название так и осталось. Стоит отметить, что менялся не только внешний вид нашивок, но и их значение. Так, сначала шеврон обозначал старшинство военного, затем количество нашитых символов стало символизировать количество ранений военного, продолжительность службы и так далее.

Но шевроны и нашивки не были атрибутом лишь военной одежды. В мирной жизни они выступали своего рода символами социальных отличий, по которым можно было определить место в иерархической структуре общества, профессию, религиозную и политическую принадлежность конкретного человека. Со временем нашивки стали неотъемлемым элементом одежды. Сегодня они часто используются в молодежной одежде, кроме того, без нашивок сложно представить корпоративную одежду, одежду спортсменов и, конечно же, военных. Существует специальная наука сигнуманистика, ее последователи занимаются коллекционированием и систематизацией различных нашивок, в соответствии с рядом геральдических правил, согласно которым составляются изображения на шевронах.

К X веку сформировались каноны составления и чтения гербов и их основной части - щита.

Поскольку нарукавный знак - это герб какого-то формирования, подразделения, клуба, при его разработке необходимо учитывать основные правила геральдики. Основой в большинстве гербов служит щит. И если взглянуть глубже, то даже само расположение нашивки на рукаве ассоциируется с рыцарским щитом в руке.

Выделяются несколько основных форм геральдических щитов, объединяя некоторые формы различных групп в единые либо разделяя их в самостоятельные. Я же хочу выделить следующие формы геральдических щитов: немецкие, польский, испанский, французский, английский, итальянский, варяжский, ромбический, круглый, квадратный.

немецкие

польский

испанский

французский

английский

итальянский

варяжский

ромбический

круглый

квадратный

Изначально форма геральдических щитов повторяла форму реальных боевых и менялась вместе с развитием и модернизацией оружия. Впоследствии в геральдике произошел отход от правдоподобных форм.

При описании изображений на щите в геральдике, а значит и на нашивке, принято называть правой частью то, что мы видим слева и наоборот, т.е. со стороны воина, держащего щит.

Зная элементы геральдики (гербоведения), взглянув на щит, можно определить, какого происхождения его владелец. Форма и цвет щита позволяли узнать, уроженцем какой местности являлся его обладатель.

На щите, разделенном на несколько частей, размещались геральдические символы (кресты, звезды и др.) и негеральдические (фигурки людей, зверей, птиц и др.), а также легендарные (кентавр, сирин, наяда и сирена, единорог и др.). Некоторые отличительные черты характера владельца щита можно было узнать по изображенному на нем символу.

В настоящее время символика различных ведомств РФ не выдерживает никакой критики, и все это из-за того, что зачастую разработкой символов занимаются совершенно некомпетентные в этом люди, хотя есть специалисты, комитеты. Можно приводить множество тому примеров, начиная от нашивок сотрудников милиции по принадлежности к службам, где почему-то использована римская символика, и заканчивая нашивками различных специальных подразделений с изображениям «Веселого Роджера» на берете. Поэтому все же необходимо придерживаться хотя бы базовых основ геральдики при составлении герба подразделения, чтобы быть правильно понятым. А базой, точнее основой для знака (герба) подразделения, как правило, служит щит.

Работая уже второй десяток лет в системе подготовки частных охранников, невольно обращаю внимание на форму одежды встречающихся работников частных охранных предприятий. Будь то офис фирмы, супермаркет или охраняемая территория базы. И всегда в первую очередь смотришь на шеврон, чтобы узнать название фирмы, которую представляет этот охранник. О названиях ЧОПов на шевронах говорить не буду, это отдельный разговор, смотрю прежде всего на то, что на нем изображено. И иногда начинаешь разгадывать «кроссворд», так как изображения на шевронах зашифрованы в лучших традициях спецслужб.

Приведу несколько примеров. Шеврон. Написано: «Частное охранное предприятие». Ниже изображен квадрат, а внутри этого квадрата еще один квадрат меньшего размера. Чуть ниже название ЧОПа. И все. Больше никакой информации. Вот и понимай это как хочешь.

Еще один шеврон. Вверху по периметру написано: «Частное охранное предприятие», внизу – название ЧОПа, а посередине – два иероглифа. Расшифровать мне их не удалось, так как они явно нерусского (неславянского) происхождения. И название фирмы с этими «знаками» явно никак не связано.

И таких примеров очень много. А чего стоят изображенные на шевронах летучие мыши, собаки, медведи, совы и орлы! Такое впечатление, что это шеврон не охранного предприятия, а какого-то спецподразделения или зеленого патруля.

А ведь все эти шевроны, прежде чем они появятся на рукаве, кто-то с кем-то согласовывает, кто-то утверждает. А где же информация, которую должен он нести? В каком городе он зарегистрирован (ну хотя бы в какой стране!), его специализация, принадлежность и т.д.

Вот и получается, что время идет вперед, а частная охрана в своих шевронах возвращается к первым «шевронам-татуировкам» первобытных людей, которые наносились по принципу «чем страшнее, тем лучше», чтобы отпугнуть злых духов и напугать воинов других племен.