Немного истории. Коллектор - еще в средние века на латыни означал «собиратель». В нашей стране это слово в основном использовалось коммунальными службами, обозначая трубы сбора сточных вод. И только в последнее время это слово вновь пришло к нам из-за рубежа, переведенное как «собиратель долгов».
Многие авторы, освещающие рынок коллекторных услуг, обращают внимание на то, что в западных странах, включая США, услуги по возвращению задолженностей развиты достаточно давно, и их предоставляют специализированные фирмы. У нас этот рынок находится в начальной стадии (материал подготовлен в 2007 г.), и компаний, предоставляющих подобные услуги, единицы.
Необходимо отметить, что некоторый опыт по возврату задолженностей в нашей стране был наработан еще в середине девяностых годов прошлого века. В эти годы был распространен такой вида «бизнеса», как «кидалово». Это приобретало массовый характер, вызывало цепные реакции неплатежей, что смешивало в единое целое криминальные и гражданско-правовые долги. Многие криминальные долги профессионально маскировались под хозяйственные. Поэтому правоохранительные органы, ведя борьбу с преступностью, не могли помочь предпринимателям в ликвидации задолженностей. Юристы и суды не могли оказать помощь, потому что должников чаще всего нельзя было найти физически. При этом рушились не только судьбы людей и маленьких фирм, но и финансовое состояние крупных банков (например, банк «Украина» и др.).
Правильно оценив обстановку, многие сотрудники спецслужб, уйдя на пенсию или досрочно уволившись, начали создавать охранные фирмы. Эти фирмы оказывали комплексные услуги бизнесу, среди которых были и услуги по возврату задолженностей. Методология работы с должниками заключалась в следующем.
На начальной стадии собирались материалы, подтверждающие наличие именно криминального «кидка». Затем необходимо было найти должника и объяснить ему, что он «не прав». Чаще всего этот разговор проводился с «крышей» должника. Последним доводом (аргументом) была передача материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Подробности описывать не буду. Кто работал в те времена, прочитав эти строки, испытает гамму внутренних переживаний.
Почему коллекторные услуги так востребованы даже в странах с очень развитой судебной системой и громадным количеством адвокатов (США и др.)? Да потому, что с долгами необходимо бороться оперативно, быстро, начиная задолго до их возникновения.
Комплекс мер нужно разделить на два этапа. Изложу в общих чертах.
Первый этап — упреждение, профилактика.
— Это, прежде всего изучение (сбор информации) будущего партнера. Необходимо выяснить, сколько он работает на рынке, имеет ли реальную возможность сделать то, что обещает, узнать о его деловой репутации.
— Затем необходимо составить хорошо описанный, четкий, конкретный договор, исключающий лазейки, ссылаясь на которые можно не платить или задерживать платежи.
— С помощью специальных компьютерных программ вести учет договоров с автоматическим напоминанием сроков платежей по ним.
— На протяжении срока действия договора отслеживать успешность работы партнера.
— Уже до момента наступления платежей рассылать напоминания о необходимости соблюдения их сроков.
Второй этап — мероприятия по возвращению задолженности.
— Прежде всего, необходимо выяснить, умышленно ли были допущены неплатежи, по бесхозяйственности или другим причинам. От этого будет зависеть дальнейший план мероприятий.
— Осуществить личный или телефонный контакт с должником.
— Составить и направить претензии.
— В зависимости от конкретного случая возможно проведение еще целого ряда мероприятий.
Выполнение указанных рекомендаций, как показывает практика, позволит не допустить или вернуть на ранней стадии до 70-85% задолженностей.
С долгами необходимо бороться оперативно, быстро, начиная задолго до их возникновения.
В подтверждение приведу некоторую статистику по работе с конкретными видами задолженностей. Работая с задолженностями, которые возникли у кредитного союза, мы установили следующее.
Из общего количества лиц, не возвративших кредит:
1) Имели правонарушения:
— Привлекались к уголовной ответственности — 13%.
— Привлекались к административной ответственности — 30%.
2) Сообщили о себе неправдивые сведения:
— Не соответствует адрес прописки — 22%.
— Не соответствует место работы — 65%.
3) По благосостоянию:
— Приобрели автомобиль после получения кредита — 4%.
— Не имеют материальных активов — 78%.
— Владеют корпоративными правами/акциями предприятий — 35%.
— Являются руководителями предприятий — 30%.
Кроме того, до направления в наш адрес материалов, на 39% должников уже имелись судебные решения о взыскании задолженности. Эти решения должниками были игнорированы.
Работа с должниками страховой компании показала несколько другую статистику. Из всего списка должников:
— В розыске находилось — 3%.
— Не соответствовал адрес прописки — 9%.
— Не имели материальных активов — 44%.
— Владели корпоративными правами/акциями предприятий — 9%.
— Являлись руководителями предприятий — 3%.
— Не работали — 32%.
Давайте представим, что этой информацией кредитный союз и страховая компания располагали заранее, до заключения договоров. Очевидно, что самый минимум 30-40% убытков можно было бы не допустить. Приблизительно столько же процентов долга возвращается при своевременном начале работы с должниками. По остальным работать очень тяжело, дорого и многие из них переходят в разряд безнадежных к возврату.
Что касается попытки самостоятельно разрешить возникшую ситуацию по возвращению задолженностей, то она, как правило, усложняет и без того нелегкую задачу, растягивая исполнение обязательств на многие годы. Но не стоит отчаиваться и опускать руки, думая о том, что вас опять обманули, и возврата нет.
Доверьте свои проблемы специалистам!
Журнал «Best of Security»