В Госдуме рассматривается законопроект «О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ». Предусматривается, в частности, борьба с контрафактной продукцией путем нанесения на товары специальной маркировки − своеобразных «знаков качества» советского периода, специальных меток, изготовленных с использованием «волновых технологий», и т.д.  

 Контрафакт, фальсификат - проблема эта давно уже перешагнула планку просто негативного явления и представляет сегодня реальную угрозу национальной безопасности страны.  

Условно весь контрафакт можно разделить на три группы.  

Первую группы составляют видео-аудио продукция, программное обеспечение, базы данных и др.  

Вторая группа – контрафактные  продукты питания, лекарственные препараты, косметические средства и т.д.  

Третья группа - промышленный контрафакт. Эти группы представляют собой наиболее характерные угрозы национальной безопасности страны.  

 

Первая группа контрафактных и фальсифицированных товаров далеко не всегда несет угрозу национальной безопасности. Население видит обычно в таких товарах реальную пользу в силу их низких цен. От данной группы контрафакта страдают, конечно, производители: они теряют большие деньги, которые присваивают фирмы, работающие в «левом» бизнесе. Некоторые из них быстро «снимают сливки» и исчезают, чтобы появиться в новом обличье. Некоторые работают долго, весьма масштабно; и очень серьезно маскируются. 

В этом контексте вспоминаю историю из практики. Руководство одной российской компании, специализирующейся на дистрибуции, поддержке и разработке компьютерных программ и баз данных делового и домашнего назначения, сильно беспокоила продукция фирмы с логотипом «X-SOFT», которая буквально заполонила Москву и восточное и юго-восточное направления европейского региона России. Согласно адресу на упаковке и в Интернете, данная фирма располагалась в Краснодаре. Однако проведенная нами работа показала, что это не так. Краснодар был только ширмой. Своего производства вообще у ООО «X-SOFT» не было, фирма только лишь наносила свой логотип на диски и упаковку. Технология изготовления продукции была следующая: болванки производились на ООО «Уральский электронный завод», фирма брала их не на заводе, а на двух базах, расположенных рядом. Заказчиком-производителем выступало некое ООО «СОФТ-МАСТЕР» из Екатеринбурга. Напыление на диски для наложения рисунка и логотипа делалось в Москве. Записывались диски и наносились рисунки  на рабочих точках в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе. Дальше все реализовывалось через дилерскую сеть. По нашим сведениям, ООО «X-SOFT» имело три офиса в этих городах. Головной офис располагался в Пензе. Был еще и четвертый офис, в Ростове, но его уже прикрыли правоохранительные органы. После предоставления нами первых наработок заказчику все контакты с нами были неожиданно прерваны; за работу с нами, правда, рассчитались. Как выяснилось позже, организаторами выпуска контрафакта и нашими заказчиками были одни и те же люди. Нас наняли, чтобы проверить, насколько они хорошо спрятались. 

Вторая группа контрафакта − продукты питания, лекарственные препараты и прочее – это,  вне всякого сомнения, серьезная группа, однозначно создающая угрозу национальной безопасности.  

Так, по официальным оценкам, 12 процентов лекарственных средств на фармацевтическом рынке РФ – это контрафактная продукция. Подделываются самые известные препараты: более трети всех антибиотиков, семь процентов спазмолитиков, шесть процентов противовоспалительных средств. Большой процент подделок выявлен при проверке отечественного инсулина. Безусловно, все это приблизительные оценки; многие аналитики считают, что  объем контрафакта (и фальсификата) существенно занижен. В качестве примера: только на одном предприятии господина Брынцалова, как показало расследование, объем контрафакта составлял примерно четверть от общего количества медпрепаратов под торговой маркой «Феррейн». 

Есть поддельные детские игрушки, в которых содержание фенола и формальдегида превышает предельно допустимые (лучше бы вообще обойтись без этих веществ – какие такие предельно допустимые концентрации отравы могут быть в детских игрушках)?!  

Но этот вопрос еще ждет своего исследователя. 

Большое количество продуктов питания - по оценкам экспертов, от 30 процентов до половины мясных и молочных консервов, чая, кофе, кондитерских изделий и до 75 процентов минеральной воды - также являются контрафактом.  

Но, по моему убеждению, в данной группе преобладает не контрафактная продукция, а фальсифицированная. Вот пример из практики. Проводили мы аналитическое исследование поставок компании - эксклюзивного российского партнера по импорту в РФ фруктозы и сорбита. В ходе работы заинтересовал нас сорбит, заменитель сахара, фирма завозила его из Китая. Исследования показали: вещество, которое продавали под названием «сорбит», имело следующий состав: 15 процентов - сахарная пудра, 20 - лёгкий наркотик, остальные 65 процентов - другие вещества, бесполезные для диабетиков. 

Не во всем Китай виноват... 

 

Однако наиболее серьезное явление, с точки зрения угрозы национальной безопасности, представляет третья группа - промышленный контрафакт.  

Почему? В первую очередь в силу угрозы для существования честно работающего предприятия, а также потому, что контрафактные запасные части, детали используются при выпуске и ремонте различных машин, самолетов, автомобилей, поездов, пароходов и т.д., а это, что называется, чревато. В качестве примера приведу несколько дел из личной практики.  

Как-то к нам обратился представитель Чистопольского часового завода «Восток». Заметно упал сбыт продукции, особенно часов «Командирские». Привез он нам и поддельные часы: вероятно, китайцы подделывают…  

В ходе нашей двухмесячной работы всплыли удивительные вещи. Те часы, которые были представлены нам в качестве виновника спада реализации продукции, как выяснилось, не оказывали заметное влияние на рынок сбыта. Даже в Москве их продавали всего в двух небольших точках на двух рынках. Производились они в основном на границе с Московской областью и массово шли на реализацию в Африку, где и пользовались хорошим спросом. А рынок сбыта рушили свои же заводские дилеры: подделывали часы «Командирские», выпускали собственные изделия в этом же ценовом сегменте. Получали прибыль от невысокого качества поддельных «Командирских», подрывая престиж продукции завода «Восток» и завоевывая для себя рынок.  На свой карман они трудились ударно…   

Вот только экономика предприятия и, естественно, в определенной мере  экономика государства от такого бизнеса остались в проигрыше.   

Вспоминаю также, как мы распутывали проблему выпуска поддельной вентильной головки, которая подрывала сбыт керамической вентильной головки производства оборонного завода им. Масленникова в Самаре (предприятие еще в конце 80-х, в рамках конверсии производства, наладило выпуск этой продукции, это и помогло ему выжить в 90-е годы). Наши клиенты подозревали, что виновник падения сбыта -  контрафактная вентильная головка китайского производства. Тут надо заметить, что вывод производства из РФ в КНР приобрел у нас огромные масштабы. Наши коммерсанты, обслуживающие российский рынок комплектующих, стараются размещать заказы в Китае, снабжают КНР необходимой конструкторской и технологической документацией (вот где ещё та угроза!) и потом продают в РФ этот дешевый китайский импорт, вытесняя отечественных производителей.  

Но в данном случае, как и во многих других, Китай был не виноват. Да, вентильные головки собственно китайского производства на рынке присутствовали, но в силу низкого качества реально конкурировать с самарской головкой не могли. Виновными оказались дилеры завода, наладившие «левое» производство вентильной головки в России. Естественно, лично обогащались, нанося экономический удар по предприятию, нарушая его и без того зыбкую устойчивость. И это стало одной из причин (были, естественно, и другие) последующего банкротства завода в Самаре. 

Еще пример из прошлых дел. Работая на договорной основе с одним из крупнейших заводов-производителей карьерных самосвалов, мы столкнулись с тем же явлением. По общему мнению, предпринимателей, работающих на этом рынке, Китай завалил весь рынок контрафактными запасными частями. Но проверка показала: «китайский след» - это миф. В Китае делается только электрика на данные автомобили и некоторые детали для техники устаревших моделей. Проблема же находилась в другой плоскости. Были крупные хищения с самого завода-производителя по отлаженной схеме, была целая товаропроводящая сеть реализации ворованных запасных частей. Параллельно в этой сфере, не имея на то соответствующей лицензии, ударно работали два крупных завода-изготовителя: на Украине и в Казахстане. Вот эти общие усилия и поспособствовали обвалу рынка оригинальных запасных частей. Установка некачественных узлов и агрегатов на автомобили снижала качество, что прямо способствовало продвижению на российский рынок автомобилей иностранных марок.  

Здесь речь не только о потерях производителя и потребителя, но и о том, что именно так подрывается экономика предприятия, отрасли, создается угроза национальной безопасности. 

Еще пример. Работая по поставкам из Украины контрафактных запчастей для сельхозтехники, мы вышли на ничем не примечательную фирму в Московской области, которая занималась их реализацией. Выявились вопиющие факты. С кладбищ техники в Чернобыле воровался радиоактивный металл; он шел на переплавку, смешивался с чистым металлом для снижения радиоактивного фона и использовался для производства контрафактных запасных части к сельхозтехнике. Эти контрафактные, да к тому же еще и радиоактивные, запчасти поставлялись в Россию и другие страны СНГ. 

Хотелось бы отметить вот еще что: контрафактная продукция – это сильное оружие для подрыва работы иногда целой отрасли. Так, работая с холдингом, выпускающим погрузчики и занимающим лидирующее положение на рынке РФ и стран СНГ, мы выявили некоторые интересные факты.  

Первый: якобы оригинальные погрузчики, изготовляемые холдингом в России под собственной маркой, были идентичны  некоторым немецким и шведским моделям, к выпуску и к маркам которых холдинг не имел никакого отношения.  

Второй: постоянно рос «дикий», без лицензий и разрешений, выпуск погрузчиков разных марок на просторах СНГ; когда мы занимались этой проблемой, погрузчики выпускались уже на 50 предприятиях.  

Третий факт: на рынке появилось большое количество предприятий, занимающихся без соответствующих сертификатов качества и без разрешений восстановлением старых погрузчиков и их реализацией под видом новых.  

Все эти факты цементировались в одно целое (никак не регулируемой ситуацией) в сфере производства и реализации комплектующих и запасных частей к погрузчикам. Здесь, помимо заводов, входящих в холдинг и производящих сверхнормативные запасные части и агрегаты, имелись предприятия, занимающиеся производством запчастей и комплектующих к технике холдинга и любым другим погрузчикам, естественно, без лицензии. Производственные компании находились в Германии, Швеции, Чехии, Польше, Сербии, Латвии, России, Украине, Беларуси. Опять-таки, Китай к этому отношения не имел никакого.  

В данном случае, речь идет, конечно, уже об аналогах. Контрафакт весьма часто маскируется под аналог, то есть под  товар, почти идентичный оригинальному, но идущий под брендом того производителя, который этот аналог выпускает. Только, как правило, данная продукция не полностью соответствует техническим условиям, предъявляемым к таким изделиям, и после установки, к примеру, аналоговых запасных частей на те или иные объекты авиа- и машиностроения последствия бывают очень серьезны. Как правило, страдает производитель, выпускающий готовые изделия, которые не выдерживают конкуренции: товар местных производителей выжимается с рынка, взамен приходит импортная техника. Отечественная отрасль начинает проигрывать.  

В немалой степени этому способствуют и коммерсанты, обслуживающие российский рынок комплектующих деталей. Вспоминаю беседу с бизнесменом, наладившим выпуск запасных частей к карьерным самосвалам одного очень крупного и известного еще во времена СССР производителя. На вопрос, зачем он выпускает контрафактную продукцию, ответ был таким: это не контрафакт, а аналоги; да, это схожая продукция, но идет она под его собственным брендом. Качество? Оно его сильно не занимает, так как ГОСТов нет, а клиенты, покупающие продукцию у него, естественно, готовы к тому, что она может в чем-то не полностью соответствовать по техническим условиям оригиналу. А престиж и марка завода-изготовителя его тем более не волнуют: кругом, мол, развал, все распродано и разворовано. Он, наверное, имел в виду в виду сложившуюся политико-экономическую ситуацию. 

Да, бывает и так, что производство аналогичной продукции какого-либо предприятия (особенно в нетрудоёмких отраслях) не есть по своей сути контрафакт, а является приемом не всегда честной конкуренции. Но это другая тема. 

И что делать?      

 

В заключение хотелось бы отметить, что проблему контрафакта (и фальсификата) как угрозу национальной безопасности страны можно нейтрализовать только твердым подходом к её решению. Просто «противодействием незаконному обороту», как предусматривается в упоминавшемся в начале статьи законопроекте, её не решить; нужны меры по «пресечению». Вот на Западе за контрафактную продукцию, за фальсификат виновные получают реальные и серьезные сроки. Наказывают не только за оборот такой продукции, но и за производство, и за перевозку, и за хранение. У нас же «посадки» крайне редки. Во многих странах могут наказать (сначала предупредить, а потом и крепко оштрафовать) человека за то, что он надел футболку или держит в руке сумку с поддельным «лейблом».  

Нам тоже нужны адекватные угрозе федеральные законы. Иначе ситуация будет оставаться такой же, как и при контроле за оборотом наркотиков. Государство в лице специально созданной службы их распространению противодействует, а проблема становится все острее и острее… 

 

Автор (фото на заставке) - привлеченный эксперт ТПП РФ по вопросам промышленной контрразведки