Огромное значение для обеспечения экономической безопасности организаций имеет функция контроля, причем контроля постоянного и организованного. Избежать возможных потерь в виде штрафов, пеней или неустоек по договорам с контрагентами, а также исков о возмещении ущерба и признании банкротом позволяет систематический контроль финансового состояния предприятия. Четкая работа по погашению кредиторской задолженности в условиях финансового кризиса не только сохраняет, но и укрепляет партнерские отношения с поставщиками, подрядчиками и инвесторами. В обратном случае, претензий и исков не избежать.

 Систематический контроль позволяет своевременно обнаруживать и устранять источники возможных потерь от неисполненных обязательств по контрактам, случаев выпуска бракованной продукции или реализации некачественного товара, хищений и злоупотреблений со стороны сотрудников компании, ошибок в оформлении финансовых, кадровых, технических документах. Кроме прямых убытков компании от этих событий, возможны дополнительные потери – пени, штрафы, проверки налоговыми, надзорными, правоохранительными органами.

Сами по себе такие проверки уже угрожают экономической безопасности бизнеса. Пока есть права доступа у должностных лиц контролирующих органов, есть и риск неправомерного вмешательства в деятельность любой компании с целью завладения её информацией или имуществом. Не обязательно сами чиновники с корыстными интересами инициируют проверки организаций, нередко их «натравливают» заинтересованные лица, чтобы помешать нормальной хозяйственной деятельности. К сожалению, не все конкуренты придерживаются законных средств и правил игры. Поэтому к общению с проверяющими вам надо быть готовым, особенно если в проверке участвуют сотрудники органов внутренних дел. Если нет уверенности в собственных силах, подыскивайте адвоката. Юридические отделы и службы компаний редко имеют достаточный опыт для грамотной защиты в уголовном процессе.

Вот некоторые важные для такого случая законные права, о которых надо знать каждому. Например, с 10 января 2009 года утратили силу положения Закона РФ № 1026-1 от 18.04.1991 г. «О милиции», позволявшие сотрудникам органов внутренних дел по одним лишь неясным «сигналам» о возможном совершении правонарушения создавать помехи нормальному функционированию бизнеса. Теперь такие действия возможны только в случае возбуждения по фактам нарушения закона уголовного или административного производства. Это означает на практике, что теперь проверяемая таким образом организация может не подчиняться противозаконным требованиям проверяющих в погонах, требовать присутствия адвоката, иной юридической помощи.

 Ещё одно немаловажное изменение, коснулось права милиции принимать участие в выездных налоговых проверках. Теперь сотрудники органов внутренних дел могут участвовать в налоговых контрольных мероприятиях только на основании мотивированных запросов налоговых органов. Это также ограничивает возможности милиции по своему усмотрению проверять бухгалтерскую, финансовую и иную экономическую информацию, ссылаясь на наличие у проверяющих достаточных данных о преступлении в сфере налогового законодательства.

 Стражи порядка вправе изымать документы в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального и административного кодексов. Это означает, что при этом обязательно должен составляться протокол, с изымаемых документов должны быть изготовлены копии и предоставлены тому, у которого изымаются подлинники, под запись в протоколе. Теперь при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий у организации остаются документы или их копии, позволяющие как продолжать полноценно работать компании, так отстаивать свои права при урегулировании спорных вопросов.

 С проверкой доблестные сотрудники могут прийти на любое предприятие лишь по двум основаниям - либо по расследованию уголовного преступления или административного правонарушения, либо вместе с представителями налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку. И даже в последнем случае для привлечения сотрудников органов внутренних дел требуется наличие оснований - например, это возможно, если создаются препятствия законной деятельности налоговиков или имеется реальная угроза их жизни или здоровью. Проверяющие, которые пришли к налогоплательщику с милицией, обязаны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя налогового органа о проведении выездной проверки. В этом решении должны быть указаны поименно сотрудники, которым поручено проведение проверки. 

 Гораздо шире список оснований, по которым практически любая фирма может попасть под проверку, организованную отделом УБЭП: от анонимного звонка с жалобой и до проверки сферы деятельности фирмы. Наиболее распространенные виды деятельности оказываются и наиболее уязвимыми для совершения экономических преступлений – это и мелкорозничная торговля, и общепит, и строительство… Порой достаточно просто расположения в районе с повышенной криминогенной ситуацией (опять же, по оценкам самих сотрудников), что и говорить о недобросовестных контрагентах.

 Ну а всё-таки, как же себя вести с сотрудниками милиции, если они уже пришли с проверкой? Каким бы каламбуром это ни звучало, но, прежде всего, надо проверить проверяющих. Ознакомиться с удостоверениями сотрудников и решением о проведении проверки, не забывая о том, что сотрудники конкретного отделения внутренних дел вправе проверять только те организации, которые находятся на подведомственной им территории, то есть только по своему ведомству. Полезно сделать копию или переписать данные служебного удостоверения. При сомнениях позвонить в милицию, но лучше не по тому телефону, который называют визитеры.

 Ещё несколько важных моментов в поведении представителей проверяемых организаций – это корректность и готовность к защите. Если, по мнению предпринимателя, требования сотрудников правоохранительных органов незаконны, необходимо сообщить им об этом. Обоснованный отказ будет более эффективен, чем некие попытки препятствовать милиционерам. В таких случаях, как это ни парадоксально, лучше всё-таки исполнять такие требования, но при этом обязательно фиксировать их любыми доступными средствами, а потом в срочном порядке обжаловать и требовать возмещения возникших от этого убытков.

 По этим же соображениям не следует отказываться от подписи составляемых в ходе проверки документов. И, кроме того, подписанный с оговорками документ уже нельзя будет потом переписать или переделать. При подписании указывается: «по существу не согласен с …», это позволит сразу же зафиксировать все нарушения, если таковые окажутся. 

 Никому не надо объяснять, почему с проверяющими должны общаться только компетентные лица организации. Из этого следуют два соображения, простых, но не столь очевидных – во-первых, владеющие информацией и необходимыми знаниями должны иметь время и условия с полной отдачей заниматься только проверкой, передав по возможности часть своих функций другим сотрудникам на этот период. Второе же – все остальные сотрудники не должны участвовать в проверке, их общение с проверяющими сводится к минимуму, вплоть до ссылок на некомпетентность, неосведомленность, коммерческую тайну компании. Конечно же, понадобится четкий инструктаж работников о правилах поведения. 

 Экономическая безопасность бизнеса заключается, прежде всего, в сведении к минимуму возможных потерь и убытков предприятия или организации. Причин возникновения потерь великое множество – это и объективные обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), и корыстные интересы мошенников, низкий профессиональный уровень работников, недобросовестные контрагенты, постоянные проверки… Противодействовать форс-мажорным обстоятельствам, таким как стихийные бедствия или резкие колебания рыночных цен, практически невозможно. Но вот избежать ущерба от таких обстоятельств можно, если застраховать по такому виду риска сделку, фирму, или имущество от уничтожения.

Во избежание других потерь необходимо предпринимать меры ещё на стадии образования предприятия. Основным риском, как всегда, остается человеческий фактор. Кто собственники долей или акций компании? Как разделен между ними уставный капитал? К сожалению, время меняет людей, порой разрушает крепкие доверительные взаимоотношения между людьми. Не только семьи-акционеры распадаются, но и вроде бы совершенно нейтральный, «номинальный» участник может резко изменить свое отношение и цели, что приводит к серьезным конфликтам. Этим охотно пользуются хищные захватчики имущества и предприятий – так называемые рейдеры. Пожалуй, самым простым и эффективным решением на этой стадии является наличие одного единственного участника в организации, взявшего на себя исполнение должности её руководителя. Наименее уязвимыми считаются собственники доли или акций более чем 70% капитала. 

Но и тогда не исключен риск хищения или подделки документов, чтобы перевести все права на другое лицо. Защита учредительных и правоустанавливающих документов, печатей и ограничение доступа к ним значительно снижают интерес рейдеров в отношении организации и её имущества. Для потенциальных клиентов и поставщиков следует иметь заверенные копии разрешительных, финансовых и учредительных документов, вывешенная в красивой рамочке лицензия или свидетельство о регистрации не обязательно должна быть оригиналом. Везде, где это допустимо, достаточно предоставлять не полную копию Устава компании, а выписку из него, содержащую только необходимую для получателя информацию.

 Сохранность печатей и важных документов обеспечивается строгим соблюдением правил обращения с ними и условий хранения. Документы, дающие право заниматься какой-либо деятельностью или подтверждающие право собственности на какое-либо имущество, благоразумно хранить в сейфе, но при этом их наличие и сохранность там надо периодически проверять.

Кроме имущества, любое предприятие имеет собственную идею, дающую ей прибыль и преимущество перед конкурентами, будь это ноу-хау или изобретение. И такое знание особенно требует должной охраны, не стоит пренебрегать режимом строгого соблюдения работниками организации коммерческой тайны. По данным криминальной статистики подавляющее большинство случаев утечки конфиденциальной информации происходит по вине работников. 

 Режим коммерческой тайны позволяет исключить любые способы несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и в то же время позволяет работникам организации использовать эту информацию в своей рабочей деятельности. Чтобы ограничить доступ к документам, содержащим коммерческую тайну, необходимо определить перечень таких документов, отметить их специальным грифом «коммерческая тайна», определить порядок обращения и хранения. С работниками, владеющими конфиденциальной информацией необходимо заключить специальное соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Подписывая соглашение о неразглашении, сотрудник берет на себя обязательство в случае его нарушения отвечать рублем. Это дает возможность если и не покрыть убытки, то хотя бы что-то компенсировать, а также наказать виновного.

 Так можно защитить свой бизнес от нежелательных, но возможных убытков. Для этого необходимо тщательно подбирать партнеров и работников, проверять их профессиональный уровень. Ни при каких обстоятельствах не следует нарушать закон. Не стоит пренебрегать услугами таких специалистов и фирм, как аудиторы и адвокаты, страховые общества. Необходимо знать свои права и пользоваться ими, понимать последствия своих действий. Тогда любые неожиданности и кризисы не подрывают деятельность предприятия, а только делают его сильнее.

 

Консалтинговая группа «Налоговик» (www.nalogovik.ru)