Все до боли напоминает события апреля и мая 86-го...

«Такого быть не может!» - утверждают специалисты. Министр энергетики беспомощно пожимает плечами - мол, ничего понять не можем... Идут бодрые донесения о том, что «все под контролем»... Самолеты, машины и поезда доставляют новые колонны спасателей... Работники спецслужб и милиции выискивают тех, кто сеет панику... Журналистов обвиняют в том, что они «преувеличивают опасность»...

 И вот уже идут бодрые доклады: часть разрушенного восстановим к концу нынешнего года, а остальные агрегаты - чуть попозже...

Все это уже было. В самом начале трагедии в Чернобыле. И все оказалось не так, как предполагалось и как хотелось.

 Наше бессмертное «авось!» вновь вылезло на первый план. Именно оно рвануло в машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС.

В минувшие десятилетия много говорилось об уроках Чернобыля: мол, в стране сделано все, чтобы они были полностью учтены.

На самом деле ситуация ухудшилась, потому что вновь позабыто о безопасности крупных промышленных систем. Более того, ради получения прибыли, ради денег новые хозяева предприятий идут на все уловки, чтобы снизить затраты на безопасность. Это ярче всего проявляется в авиации - пример с поставкой бракованных и просроченных деталей на самолеты об этом говорит весьма убедительно (преступники «покаялись», а потому получили условные сроки). Не отстают от авиации и транспорт, и химические предприятия, и вот, оказывается, гидроэлектростанции.

 На протяжении последних двух десятков лет в энергетике «шла приватизация». Именно ей отдавалось предпочтение на всех уровнях, потому что «главный приватизатор России» надеялся, что передача генерирующих мощностей в частные руки окончательно уничтожит остатки социализма.

Его надежды сбылись с лихвой: этот процесс уничтожает не только остатки социализма, но и людей. Вот так выстраивается в нашей действительности «авось!» на человеческой крови.

Взрывались трансформаторные подстанции, шли аварии на тепловых станциях, случались остановы на атомных, наконец, выходили из строя химические аппараты и целые заводы, происходили разрывы нефте- и газопроводов - все это случалось почти каждый день. Однако потребовалась катастрофа, превосходящая Чернобыльскую вдвое и по человеческим, и по материальным, и по экологическим последствиям, чтобы вспомнить о «технологической безопасности» и о том, что в России очень много потенциально опасных промышленных объектов…

 В минувшие годы много раз вспоминали академика В.А. Легасова - одного из ярких участников ликвидации аварии в Чернобыле. Но вспоминали лишь с «политическим оттенком», мол, злодейская власть в прошлом не оценила по достоинству его заслуги. Спустя десять лет академику Легасову было присвоено звание Героя России. Спустя десять лет после аварии и восемь лет после его трагической гибели...

Хорошо, что дали Героя - Валерий Алексеевич этого заслуживает. Но еще в большей мере он заслуживает того, чтобы его проекты были реализованы. Но вот этого-то и не случилось! А ведь академик Легасов не только предупреждал о том, что настала эпоха техногенных катастроф, но и предложил методы, как их предотвращать и как с ними бороться. Но все эти меры снижают прибыль хозяев предприятий, крупных и мелких, а следовательно, в наше время денег и хапуг реализованы быть не могут…

 Об одном выступлении академика В.А. Легасова хочу сказать особо, В тот день он обращался к молодым, надеясь только у них получить поддержку. Так и случилось.

Лекция проходила в Большом зале МГУ, который обычно бывал полупустым - уж слишком велик... На этот раз он был битком набит, будто сюда приехала зарубежная звезда или из ректората пришло распоряжение: быть всем!

Однако в тот день студенты пришли сами. С разных курсов и факультетов, и никто их не принуждал. Да и не заезжая знаменитость привлекла их, а «свой» преподаватель, который ходил по этим же коридорам, чаевничал вместе с ними в буфетах, да и лекции читал два раза в неделю…

Оказывается, академик решил поговорить со студентами о том, что его волнует больше всего. И отзывчивые ребята и девчата не могли не откликнуться: что греха таить, они обожали своего профессора, который стал легендарным буквально у них на глазах...

 Он начал лекцию так:

«В нашей науке произошел пропуск целой области научного знания, которое сейчас получило название промышленной безопасности. Этот пропуск уже сегодня отозвался чрезвычайно неприятными последствиями в нашей жизни и чреват еще большими неприятностями с течением времени. Я постараюсь сказать о том, как это произошло, и попробую показать возможный выход из ситуации...»

 Ученый, слава которого овеяна Чернобылем, где он был главным от науки. Это академик Валерий Алексеевич Легасов, первый заместитель директора Института имени И.В. Курчатова и одновременно профессор МГУ.

 Он продолжал:

Долгие годы считалось, что с проблемой обеспечения безопасности у нас все более или менее в порядке, потому что происходила путаница двух разных понятий. Одно из них - понятие техники безопасности, когда ряд практических рекомендаций связан с защитой человека, работающего в конкретных условиях того или иного производства. Но с развитием промышленных мощностей, инфраструктуры проблема защиты человека от машины стала менее актуальной, чем проблема защиты окружающей среды и людей от воздействия человека, управляющего сложным агрегатом. Стало ясно, что мы столкнулись с совершенно другой областью знаний, с совершенно другой областью умений».

 Мне кажется, в данном случае утверждение академика Легасова грешит неточностью. К сожалению, защита «человека от машины», а точнее - «человека от человека», не стала менее актуальной. Достаточно взглянуть на ситуацию на дорогах, где, по меткому выражению премьера В.В. Путина, идет настоящая война.

 Впрочем, во время лекции Легасова в МГУ автомобильных пробок на улицах Москвы еще не было. Мы создали себе эту проблему позже, когда устремили подрастающее поколение к ошибочному пониманию престижа и благополучия, то есть превратили машину в чуть ли не главного судью нашего бытия. Ни Легасову, ни мне, ни всем, кто был в Большом зале МГУ, и в голову не могло прийти, что наши города ожидает нашествие автомобилей.

Академик говорил о другом «нашествии»... Он привел серию примеров, когда человек в полной мере проявлял свое бессилие и оттого заплатил очень высокую цену - и материальную, и нравственную.

Итак, XX век, его вторая половина. Великие рукотворные предупреждения об «эпохе катастроф»:

Италия.

Земля заражена диоксином. Дезактивация не производилась, так как пока не изобретены средства, чтобы ее осуществлять...

Катастрофа в Бхопале.

Наружу вышел метилизоцианит. Из-за ошибок персонала погибло около двух тысяч человек, а 100 тысяч индийцев стали калеками...

США. Три-Майл-Айленд.

На атомной станции произошло расплавление активной зоны. К счастью, люди не пострадали, но экономический ущерб превысил миллиард долларов.

Мексика

На газовом предприятии под Мехико - серия взрывов. В радиусе одного километра все уничтожено, 450 человек просто испарились, будто попали в эпицентр ядерного взрыва. Это произошло в 1984 году.

А через два года гибель «Челленджера», а затем через три месяца - Чернобыльская катастрофа...

 Академик Легасов подробно рассказывал о каждой их этих аварий, анализировал их развитие. Аудитория слушала молча: страшные события разворачивались перед ними. Ученый подвел итог:

«Несмотря на то, что в мире происходили события разного порядка, процесс возникновения аварии типичен. Схема развития аварии одна и та же, что в Бхопале, что в Чернобыле, хотя предприятия разные.... Весь персонал, от руководителей предприятия до оператора, не умеет действовать, если возникает аварийная ситуация. Я считаю, что эта проблема сугубо научная, так как она требует создания имитационных программ и физико-химических моделей, которые бы правильно отражали возможные аварийные ситуации».

 Это была единственная лекция о технологической безопасности, прочитанная в стенах МГУ академиком В.А. Легасовым. Он считал необходимым создать в Академии наук специальный институт по промышленной безопасности, кафедры в крупнейших вузах страны, в том числе и в Московском университете. Но всему этому так и не суждено стать реальностью.

Казалось бы, к мнению крупного ученого и одного из героев Чернобыля власть должна была прислушаться. Но академик Легасов не смог добиться, чтобы его идеи и проекты начали осуществляться. Думаю, это стало одной из причин его самоубийства.

После трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС уже и «на высшем уровне» заговорили о технологической безопасности. Звучат правильные слова и о науке, и о дисциплине, и об ответственности... До боли знакомые слова! Они звучали и сразу же после Чернобыля, но потом постепенно стерлись временем, забылись...

Судя по всему, и после нынешней катастрофы произойдет то же самое. До следующей трагедии. А она ведь не за горами. Правда, мы пока не знаем, где именно она случится. Но разве это имеет значение!? Колокол-то всегда звонит по тебе...

 Напомню слова академика В.А. Легасова, который четко охарактеризовал время, в которое нам приходится жить:

«Ныне грани многоликой опасности проглядываются четко. Это и угроза глобальной военной катастрофы. И уже сравниваемая с военной угроза разрушительного действия крупных промышленных аварий, ведь только в энергетической сфере в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 миллиардов тонн условного топлива, то есть масса, способная гореть и взрываться, стала сравнима с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования».

Ученый доказывал, что избежать катастроф можно только в одном случае: должен соблюдаться «примат науки над промышленностью».

К сожалению, академик мечтал о невозможном, потому что в нашем обществе менеджеры не позволят, чтобы кто-то был над ними. В противном случае они лишатся миллионных бонусов, которые выплачивают себе сами.

О выплате денег семьям погибших постоянно идет речь в репортажах с Саяно-Шушенской ГЭС, да и в других трагических случаях тоже. Будто это самое главное в случившемся?!

 На мой взгляд, эта авария показала порочность той системы управления экономикой, которая сложилась в России в последние десятилетия. Во главе отраслей и крупных промышленных комплексов встали менеджеры, чаще всего даже не понимающие и глубоко не знающие того, чем им приходится командовать. Руководство «финансовыми потоками и получение максимальной прибыли» - это гибельный путь, который может привести только к промышленным катастрофам.

Вероятнее всего, авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла из-за ошибок в управлении, которое полностью было доверено компьютерам. Те фирмы, к которым обратились менеджеры ЕЭС России, возглавляемой в те времена «главным энергетиком» Анатолием Чубайсом, конечно же, преследовали свои цели. Первое, что они сделали (так принято в мировой практике, к сожалению!), - обеспечили защиту своих систем управления от «постороннего вмешательства». Проще говоря, никто, кроме создателей такого рода техники, не может вести ее ремонт, настройку и контроль.

Этот глубоко порочный путь в электронной технике был разработан еще во времена СССР, когда наши специалисты беззастенчиво «заимствовали» идеи у западных фирм. Сейчас такую же роль выполняют китайцы. Вот и приходится американцам, французам и немцам защищать свои изобретения и свою сложную технику самыми изощренными методами.

Один из них, как мне кажется, использовался и в системе управления, специально созданной для Саяно-Шушенской ГЭС. В первые мгновения аварии компьютеры начали «спасать себя», а не станцию. Вероятнее всего, именно они отключили и системы безопасности. Ну а работники ГЭС ничего не могли предпринять, так как управление агрегатами полностью доверено автоматике…

 Мы живем в эпоху катастроф. Или мы привыкнем и смиримся, или все-таки попытаемся их предотвращать. Выбор давно уже пора сделать. Каждому и всем. И иного не дано.

 

Тезисы статьи известного журналиста из «ТПВ», сентябрь