В первой части этого материала, приведены общие риски планирования сделок M&; перечислены причины, способствующие возникновению различного рода рисков; детализированы отдельные виды наиболее встречающихся рисков; отмечены налоговые и акционерные риски; предложены принципы подходов к оценке и снижению налоговых рисков при сделках.

 Материал первой части можно найти по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=17648

 Продолжаем важную тему, которую на вашем предприятии следует тщательно изучить и проанализировать существующее его положение.

 Проекты по слиянию/поглощению компаний отличаются значительной сложностью в силу их комплексности. Для уменьшения степени сложности общий процесс необходимо разделить на отдельные фазы.

1. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе разработки стратегии.

Подключение специалистов подразделений стратегического планирования уже на ранних стадиях сделки.

2. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе поиска подходящих кандидатов.

Поиск должен проводиться в соответствии с критериями, сформулированными для соответствующей стратегии слияния/поглощения. Формируется профиль предприятия-цели. После определения основных критериев показатели ранжируются по значимости, чтобы добиться наибольшей объективности конечного выбора. Постоянно ведется мониторинг рынка. Не останавливая поиск одного подходящего кандидата, рассматриваются все альтернативы.

3. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе оценки подходящих кандидатов.

Различным методам оценки посвящено большое количество работ.

4. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе проведения переговоров.

Привлечение посредников в начальной фазе при проведении переговоров. Скорейшее составление и подписание письма о намерениях, что позволяет форсировать заключение контракта.

5. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе интеграции.

С опережением должна быть введена в действие интеграционная команда, для анализа и оптимизации процессов в поглощаемой компании и разработки новых процессов уже для объединенной компании. Критична при этом внутренняя коммуникация — введение в курс дела сотрудников обоих компаний для уменьшения неуверенности. Важно сконцентрироваться на мероприятиях по достижению синергии. Рекомендованы и мероприятия по преодолению культурных различий. В рамках интеграции очень важно как можно скорее разработать новую организационную структуру управления. В этом контексте также рекомендуется разработка мер по удержанию, прежде всего, высшего персонала.

6. Предложения по уменьшению риска сделок на этапе контроля.

Необходимо постоянно обновлять бизнес-план, приспосабливая его к текущей ситуации и отрабатывая различные сценарии на стадии оценки. Важно не только отслеживание показателей всего процесса слияния/поглощения, но и составление совокупного отчета для определения основных узких мест и своевременного перераспределения ресурсов. Важно также четкое разграничение ответственности за достижение отдельных значений показателей. Необходимо сократить время принятия решения до минимума, поэтому группа или отдел, проводящие сделку, должны находиться под непосредственным управлением высшего руководства.

 Так же рассмотрим следующие группы правовых рисков:

Риск принудительной утраты корпоративного контроля в результате недружественного поглощения компании-цели.

Целью недружественных поглощений в отечественной действительности может являться как приобретение источника значительных дивидендов в результате продолжения профильной производственной деятельности компании-цели, так и получение прибыли от продажи ее имущества или от предоставления его в аренду.

 Способы враждебного поглощения компаний в России делятся на три группы:

• законные способы, связанные с добросовестным приобретением крупных пакетов акций у отдельных акционеров компании-цели;

• формально законные, но фактически недобросовестные способы, использующие пробелы в законодательстве и неэтичные методы (смена руководства общества с нарушениями процедуры корпоративного управления; блокирование деятельности общества; блокирование контрольного пакета акций; оспаривание итогов приватизации общества, предъявление требований о предоставлении информации, которую в соответствии с законодательством общество обязано представлять своим акционерам (участникам); постоянные обращения в суд с исками против самого общества или его крупного акционера и т.д.);

• незаконные (силовые) способы, связанные с совершением различных уголовно-наказуемых деяний (мошенничество, подделка документов, самоуправство, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, шантаж, вымогательство, угроза применения насилия, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, похищение людей), которые реализуются при использовании коррупции.

 Из многочисленных источников можно сформировать представление об основных риск-факторах, которые увеличивают шансы той или иной организации стать целью враждебного поглощения или захвата:

- высокая доля предприятия в отрасли;

- привлекательное географическое расположение;

- наличие дорогих земельных участков;

- обладание уникальными активами;

- перспективы развитая бизнеса, его инвестиционная привлекательность;

- репутация и известность;

- низкая фактическая стоимость акций поглощаемой компании по сравнению с их реальной стоимостью; 

- наличие у компании-цели высоколиквидного баланса с избыточными денежными средствами (в том числе в виде различных фондов) или значительного портфеля ликвидных ценных бумаг;

- неиспользуемый долговой потенциал компании;

- существование дочерних юридических лиц, которые могут быть проданы без значительного ущерба для денежных потоков компании;

- структура акционерного капитала, наличие миноритарных акционеров, присутствие в составе акционеров государства или органов муниципального управления;

- наличие корпоративного конфликта между акционерами, инвесторами и/или топ-менеджерами;

- контроль управляющими компании-цели небольшой части акций этой компании;

- доступность информации о компании и возможность ее получения через регистратора общества, акционеров и руководителей обществ и т. д.;

- соответствие деятельности организации стратегическим целям поглощающей фирмы;

- неприменение компанией профилактических мер, направленных на защиту от враждебного поглощения.

 2) Риск корпоративного шантажа (greenmail).

Несмотря на общее сходство методов при проведении враждебного поглощения и гринмейла, цели при этом достигаются разные. Гринмейлер не преследует цели враждебного поглощения корпорации: он осуществляет действия по приобретению мелких пакетов акций компании-цели исключительно с целью понуждения руководства компании выкупить указанный пакет по цене выше рыночной (или получения отступных за отказ от претензий).

3) Риск допущения правовых ошибок при совершении операций на рынке M&A..

Указанный риск несут на себе как компания-покупатель, так и компания-продавец, так как негативные последствия указанных правовых ошибок могут наступить для обеих сторон сделки, например, в случае признания сделки купли-продажи активов (акций) недействительной и применения последствий недействительности сделок. Этому способствуют как неопределенность законодательства («белые пятна» и противоречия в правовом регулировании; отсутствие однозначной правоприменительной практики судов и т.п.), так и юридические ошибки персонала при осуществлении деятельности корпорации. Наиболее существенным корпоративным риском для отечественных организаций из всех вышеперечисленных, безусловно, является возможность их враждебного поглощения. Все методы удаления данной категории рисков основаны на снижении привлекательности компании-цели для поглощения.

Наиболее популярны следующие методы:

• положение о мажоритарном большинстве голосов, необходимом для принятия наиболее важных решений;

• условия справедливой цены (закрепленный в уставе принцип единства цены для любого количества акций);

• положения о переизбрании совета директоров (допустим, не более трети состава ежегодно);

• предусмотреть наличие класса акций, обладающих приоритетным правом голоса;

 • по этим акциям не выплачиваются дивиденды, и они не обращаются на открытом рынке. Владелец подобной акции получает право её обмена на обыкновенную акцию. Данное положение позволяет менеджменту получить большинство голосов, не владея контрольным пакетом акций компании.

• специальные права акционеров корпорации при допэмиссии (на приобретение дополнительных акций со значительным дисконтом или продажу своих акций корпорации-покупателю со значительной премией);

• усложнение процедуры изменения устава;

• реструктуризация активов (избавление от активов, которые вызвали интерес компании-захватчика: распределение активов на балансы дочерних предприятий, использование схем с лизинговой компанией, перевод нематериальных активов на оффшорную компанию и т.д.);

• реструктуризация пассивов (дополнительная миссия акций и размещение среди дружественных акционеров; проведение крупной эмиссии долговых обязательств и направление вырученных средств на выкуп своих же обыкновенных акций;

• защита Пэкмена - контрнападение на акции захватчика;

• тяжба - возбуждается судебное разбирательство против захватчика за нарушение антимонопольного законодательства или законодательства о рынке ценных бумаг.

 

Специфически российские способы удаления данной категории рисков также включают в себя ряд ноу-хау, неизвестных классической западной экономической науке. Прежде всего, необходимо упомянуть о ведении мониторинга всякой подозрительной активности, связанной с получением данных о предприятии, его собственниках, акционерах, топ-менеджерах, активах и хозяйственной деятельности. Политика предоставления доступа к документам, составляющим коммерческую тайну, не должна оставлять лазеек для противоправных посягательств захватчиков.

В нашей действительности широко используются такие институты, как доверительное управление и номинальные директора. Обе указанные конструкции позволяют снизить риск противоправных действий захватчиков в адрес собственника (-ов) компании-цели, а также уменьшить ущерб в случае, если такие действия все же будут произведены. Менталитетом отечественного управленческого состава и рядовых работников может быть обоснована эффективность применения при защите от рисков поглощения такого простого средства, как апелляция к трудовому коллективу, который, скорее всего, способен при должной материальной и моральной мотивации оказать неоценимую помощь собственникам предприятия в борьбе с рисками враждебного поглощения и гринмейла.

Не стоит сбрасывать со счетов и роль PR и GR в борьбе с рисками враждебного поглощения. Имеется в виду необходимость привлечения, как средств массовой информации, так и административно-властных органов к активному противодействию планам недружественного поглощения.

Обобщая изложенное в настоящей статье, необходимо отметить, что сделки слияния и поглощения являются комплексным многостадийным и многофакторным экономико-правовым процессом. Это, безусловно, позволяет считать их средоточием множества рисков различной природы, и делает практически необходимым внедрение стандартов и процедур риск-менеджмента в деятельность как компаний, профессионально занимающихся деятельностью на рынке M&A, так и всех остальных субъектов экономики, которые в силу своей деятельности могут стать объектом воздействия рисков, возникающих в этой сфере.

Королёв Михаил Иванович, к.э.н., Председатель Объединения «Глобал-безопасность