О том, что коррупция как социальное явление существовала в цивилизованном обществе всегда (даже когда Homo sapiens бегал по лесам и степям, вооруженный дубиной), известно всем. Знают все и о том, что бороться с этим явлением необходимо, но борьба эта во все времена носит тяжелый характер, и не всегда удается добиться результата.

Во всяком случае, сразу. Дмитрий Медведев, выступая в Нью-Йорке на встрече 20 глав мировых государств, где определялись формы и методы преодоления мирового финансового кризиса, признался, что выйти на борьбу с коррупцией в России он задумал еще пять лет назад, но что-то реальное ему удалось осуществить только в 2008 году. Элита страны не была готова к тому, чтобы начать борьбу за оздоровление общества и избавление его от этого недуга…

Одной из первых организаций гражданского общества в России, которая противодействие коррупции перевела в практическую плоскость, стала Торгово-промышленная палата Российской Федерации. 26 июня 2008 года состоялось заседание правления палаты по вопросу об «Экономической безопасности предпринимательской деятельности».

Были разработаны и утверждены рекомендации по изменению законодательства в сфере борьбы с коррупцией, которые потом были учтены в Национальном плане по противодействию коррупции.

Еще более серьезные обсуждения состоялись в Палате 11 ноября прошлого года. На заседании рассматривались формы и методы борьбы с коррупцией в условиях финансового кризиса, и в тот же день выводы обсуждения были доложены Президенту РФ Д. А. Медведеву. Глава государства одобрил разработанные рекомендации…

Объявленный Президентом РФ политический курс на борьбу с коррупцией - мера столь же вынужденная, сколь и своевременная. Масштабы распространения коррупции давно уже вызывают серьезную тревогу в российском обществе, порождают у граждан недоверие к государственным институтам и к власти в целом, создают негативный имидж России на международной арене, ограничивают приток зарубежных инвестиций.

По мнению абсолютного большинства населения России, коррупция в нашей стране в последние годы стала препятствием для повышения жизненного уровня людей, существенно ограничивает права и свободы граждан.

Масштабы этого явления в России стали предметом обсуждения за рубежом. Так, правозащитная организация «Трансперенси Интернэшнл» сообщает, что по степени распространенности коррупции Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира - 126-я позиция (из 158) в 2005 году, 121-я (из 163) в 2006-м и 143-я (из 179) в 2007 году.

Следует, правда, отметить, что такие оценки базируются на собственно российских материалах. В газетах часто появляются утверждения о том, что на региональном уровне в экономической сфере «коррупция процветает как среди руководства исполнительных органов государственной власти, так и в руководстве территориальных структур федеральных правоохранительных органов». На страницах центральной и региональной прессы регулярно находят отражение отголоски рейдерских схваток за передел собственности, что напрямую связано с коррупцией государственных и муниципальных чиновников…

В прессе приводятся многочисленные примеры, когда взятки за поступление в вузы выпускников школ достигают десятков тысяч, а в ведущие московские вузы - даже сотен тысяч долларов. Причем речь идет как о бюджетных, так и коммерческих отделениях на ведущих факультетах. В массовом порядке стала распространяться практика сдачи семестровых экзаменов в вузах за взятки. Пресса пишет, что такая практика существует уже ряд лет, как в столицах, так и в провинции.

Если эта тенденция действительно имеет место, то уже через восемь - десять лет во всех важнейших сферах деятельности управлять страной в высшем и среднем звене будут безграмотные специалисты, которых даже в первом приближении специалистами-то и назвать будет нельзя. Куда этот управленческий слой заведет страну, гадать не приходится.

Газеты переполнены сообщениями о том, сколько следует заплатить высоким государственным чиновникам за замещение той или иной государственной должности на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Цифры приводятся почти астрономические.

В умах граждан прочно укоренилось ощущение, что в обществе повсеместно правят бал взятка и подкуп чиновников...

Главная же опасность такого явления заключается даже не в утверждении о том, что все у нас продается и покупается, а в том, что в среде молодежи, в предпринимательской среде размывается на этой базе позитивная жизненная мотивация.

Хотя есть и весьма интересные данные по Саратовской области, наводящие на размышления о том, что не так уж редко средства массовой информации в сообщениях о распространенности коррупции в нашем обществе грешат преувеличениями…

Коррупционеры сопротивлялись жестко и жестоко. В 1991 году, только по официальным данным, ими было совершено 718 убийств и 822 похищения, 830 покушений и 886 случаев запугивания не коррумпированных и не смирившихся с коррупцией представителей местных властей. Жертвами коррупционеров стали многие следственные и прокурорские работники.

Вместе с тем бывший глава итальянского комитета по борьбе с коррупцией Антонио Ди Пьетро, сыгравший ключевую роль в операции «Чистые руки», считает, что одних полицейских мер для борьбы с коррупцией недостаточно - «нужна специальная государственная политика, но главное - нужна система правил». «Операция «Чистые руки» имела успех потому, - считает он, - что к началу 1990-х годов в стране сложились уникальные условия. Прежде всего, народ устал от коррупции и с одобрением воспринимал наши действия». Сейчас, считает он, коррупция в стране, конечно же, не исчезла, но характер ее в Италии изменился: мафиозные явления в виде регулярных убийств судей и прокуроров отошли в прошлое, сам политический класс заметно очистился.

О причинах широкого распространения коррупции в России

Как представляется, объективные причины широкого распространения коррупции в нашей стране заключаются в том, что Россия все еще переживает смену общественного строя, переход от административно-командной системы к рыночной экономике.

Этот переход создал множество «белых пятен» в законодательной сфере. Наиболее остро эти недочеты (если можно их так назвать) проявляются в сфере соприкосновения (а правильнее было бы сказать — столкновения) малого и среднего бизнеса с чиновничьим аппаратом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Быстрая, по историческим масштабам, смена всех законов в экономике привела к законодательной чересполосице. Даже сегодня, через 18 лет после начала этих изменений, правовая база в этой сфере все еще находится в стадии становления. До сегодняшнего дня в ряде случаев все еще действуют нормы советского времени.

Исследования, проведенные в системе ТПП, показывают, что коррупция часто выполняет замещающую роль недостающих законов. Так, участники конференции по теме «Коррупция и экономика», проведенной в Нижегородской ТПП, неожиданно пришли к выводу, что «взятки нередко выгодны обеим сторонам - и предпринимателям, и чиновникам», поскольку закрывают лакуны в законодательстве.

Но корни коррупции в современной российской экономической системе кроются и в новой законодательной базе. Принятые в 1990-е годы законы новой России создали благоприятные условия для коррупционных действий.

С одной стороны, в распоряжении предпринимательского класса фактически нет оговоренных в законе механизмов взаимодействия с государственными исполнительными органами, что не допускало бы использования лицами, наделенными властью, своих полномочий в коррупционных целях. А с другой стороны, законодательные и нормативно-правовые акты, принятые в 1990-е годы, гарантировали иммунитет от привлечения к уголовной ответственности широкому кругу должностных лиц.

На стыке взаимоотношений бизнеса (в особенности малого и среднего) и чиновничьего класса возникает своего рода «вольтова дуга» несовпадения интересов. В результате именно здесь существует основная коррупциогенная зона. В ней возник феномен тесно связанного с коррупцией рейдерства - противоправного поглощения чужой собственности. По общему признанию, это криминальное движение существенно дестабилизирует деловую атмосферу, подрывает стабильность общества…

По оценкам специалистов Российского бизнес-консалтинга, у нас в стране ежегодно происходит 60-70 тысяч противоправных поглощений. Объем средств, вращающихся в этом бизнесе, приближается, по экспертным оценкам, к 300 миллиардам долларов. Но вследствие несовершенства законодательной базы привлекать рейдеров к ответственности удается крайне редко.

Рейдерский захват чужой собственности стал сегодня самостоятельным видом бизнеса. Рентабельность этого вида бизнеса начинается где-то с 200-300 процентов и достигает тысячи процентов. Высокая доходность привлекает в этот сектор профессионалов высокого класса — госслужащих, юристов, пиарщиков, специалистов в области безопасности, корпоративного, гражданского, уголовного, арбитражного и коммерческого права, сотрудников правоохранительных органов.

Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский отметил самую тесную связь рейдерства с коррупцией: «Сейчас значительная часть рейдеров совершает свои манипуляции вместе с чиновниками. Чиновник с невысокой зарплатой может получить немалую сумму от одной лишь операции по перерегистрации зданий по подложным документам»…

Коррупция в разных ее формах и масштабах во всех странах всегда была, есть и будет. Достичь победы над ней не представляется возможным. Но мировой опыт показывает, что реальной задачей является радикальное ограничение масштабов ее распространения, введение ее в рамки контролируемого процесса.

Здесь победа возможна. Почему вопрос борьбы с коррупцией именно сегодня приобретает особенную остроту?

Прежде всего, потому, что, не ограничив ее, мы не сможем выполнить задачи, поставленные стратегическим планом развития «2020» - инновационного развития экономики и ее диверсификации.

В нем указано, что по-настоящему выручить нас может только развитие высоких технологий. Именно поэтому руководство страны осознанно сделало акцент в нашем развитии до 2020 года на инновациях.

Между тем мировая практика убедительно показывает, что решить проблему развития высоких технологий только силами крупных госкорпораций невозможно. Во всем мире эту задачу решает малый и средний бизнес. Именно там рождается абсолютное большинство открытий. На эту закономерность указал еще Эдисон, когда пришел к выводу, что самые большие открытия в сфере техники рождаются в малых лабораториях.

Совсем не случайно в странах с развитой экономикой малый и средний бизнес обеспечивает до 70 процентов ВВП. У нас же он, по официальным данным, едва достигает 17-18 процентов. Правда, по независимым экспертным оценкам - в два раза больше, так как половина его находится в сфере теневой экономики.

Значит, мы стоим перед насущнейшей задачей немедленного и резкого подъема малого и среднего бизнеса. Судя по откликам в прессе, на данный момент можно констатировать, что представители малого и среднего бизнеса призыв высшего руководства страны на этот счет услышали и готовы поддержать действия высших лиц государственной власти…

Преодоление этой злокачественной опухоли представляется задачей столь же сложной, сколь и длительной во времени. Решающая роль здесь принадлежит государству. Пакет законопроектов о борьбе с коррупцией, вне всякого сомнения, - стимул в противодействии ей. Но это только начало процесса. В борьбу должно включиться само гражданское общество на всех уровнях и во всех ипостасях. А в первую голову - предпринимательское сообщество на уровне малого и среднего бизнеса.

Но, конечно, возникает вопрос: можно ли вообще победить коррупцию? Любой здравомыслящий человек в нашей стране, услышав такой вопрос, только улыбнется: конечно же, невозможно. Она родилась не сегодня и умрет не с нами. Еще Владимир Иванович Даль заметил, что «в земле нашей мздоимствуется по обычаю».

Нет панацеи в борьбе с этой заразой ни у нас, ни в других странах. С системным злом нужно, наверное, и бороться с помощью системных мер… А в основу положить принцип прозрачности деятельности законодательных и исполнительных органов власти по вертикали на всех уровнях…

 

Публикуется (с сокращениями) с согласия автора - Директора Департамента экономической безопасности и борьбы с коррупцией Торгово-промышленной палаты РФ.