Нужна ли охранно-сыскному бизнесу государственная поддержка в условиях кризиса? Как это ни странно, но большинство моих собеседников склоняется к мнению, что нет, не нужна поддержка! Лучше бы просто отстали, дали работать и не меняли бы так часто «правила игры».

 Но нет – не повезло нашим предпринимателям в сфере безопасности. Это на Западе частные охранники обеспечивают безопасность атомных электростанций и охраняют тюрьмы. У нас же мало что реально изменилось по отношению к частной собственности, тем более в такой деликатной сфере как сфера безопасности, которая всегда в России была исключительной прерогативой государственных правоохранительных органов. Вспомним, к тому же, что МВД России осталось, скорее всего, единственной госструктурой, которая практически в неизмененном виде досталась нам в наследство от социализма (если не считать за реформу переименование главков в департаменты и регулярное упразднение РУБОПов).

 Антисобственническая психология, легко объясняемая исторически сложившейся социальной структурой российского общества, граждане которого в большинстве своем всегда либо полностью были лишены собственности (между прочим, не прошло еще и 200 лет с отмены крепостного права), либо серьезно ограничены в правах владения ею, до сих пор является реально главенствующей в обществе, т.е. публичные, коллективные интересы по-прежнему ставятся выше, чем частные, поэтому и сфера безопасности еще долго будет монополизирована государством.

В настоящее время в России сформировался российский рынок безопасности с ежегодным оборотом в 4-5 млрд. долларов. Не «бог весть что» в масштабах государства – но, по крайней мере, рынок негосударственных услуг безопасности по объемам часто сравнивается с довольно авторитетным рынком рекламных услуг. А по численности – так и вовсе превосходит многие отрасли промышленности. Если говорить о социальной значимости – уже стали общими словами тезисы о том, что основу российского охранно-сыскного бизнесе составляют люди с государственной идеологией - порядка 200 тыс. являются (более 20 %) бывшими сотрудниками правоохранительных органов (кстати, бывшие военные и сотрудники иных государственных структур в это число не входят), и естественным образом составляют профессиональное ядро этого бизнеса.

Ведь действительно на протяжении десятилетий частные охранники и сыщики делом доказывали свое право на существование, создав практически на голом месте разветвленную систему, работающую в интересах государства и позволяющую трудоустроиться не только бывшим сотрудникам силовых ведомств, но и огромному числу граждан России.

Охранно-сыскные структуры стали непосредственными участниками рыночных отношений, неотъемлемой составной частью экономики России и, пусть официально не признанной, но, тем не менее, частью системы общественной и национальной безопасности страны, ориентированной на обеспечение безопасности личности и частной собственности.

Да и не может быть иначе – ведь, обеспечивая защиту более чем 300 тыс. коммерческих объектов, 800 тыс. частных охранников не могут решать только частные задачи чьей-то конкретной безопасности (при таких-то объемах!), они неизбежно кооптированы в общенациональную систему профилактики преступлений и правонарушений (нередко против своей воли – ведь одно только выделение охранников в распоряжение органов внутренних дел на безвозмездной основе и раньше-то было тяжелым бременем, а уж сегодня, в условиях кризиса - тем более). Следует отдать должное нашим доблестным руководителям охранно-сыскных структур. Ведь число привлекаемых ежегодно к уголовной ответственности частных охранников не превышает 50-70 чел., а число участвующих в охране общественного порядка на безвозмездной основе приближается к 500 тыс. (ну где, в какой еще сфере такая высочайшая законопослушность и желание помочь родной стране?). При этом частная охрана принципиально дистанцировалась от участия в политике и, несмотря ни на что, всегда оставалась исключительно лояльной к государству.

 Может быть, учитывая предыдущие заслуги, все-таки стоит сегодня, в условиях сложной финансово-экономической ситуации в России, вызванной мировым экономическим кризисом, вспомнить и о частной охране? Ведь объективные экономические процессы неизбежно приведут к тому, что к концу текущего года из 30 тыс. охранно-сыскных структур «на плаву» останется меньше половины, потому как на свободном рынке безопасность стоит ровно столько, сколько клиент готов за нее заплатить. А уж в условиях кризиса, когда в стране быстро снижаются размеры потребления, особенно необязательного, люди предпочитают экономить на безопасности, потому что наши соплеменники и в лучшие-то времена не были особенно щедры. Уже идет значительное сокращение числа охранных структур, охраняемых объектов, охранников. По-своему этот результат закономерный и прогнозируемый, так как некоторое число охранных организаций существовало на заемные средства, занималось демпингом, работая на пределе, а то и в отрицательной зоне рентабельности. Денег больше не становится – расценки падают, и прибыльность охранно-сыскного бизнеса опять снижается. А ведь эта естественная ниша трудоустройства «бывших» несмотря ни на что свою социальную функцию выполняет и не допускает возникновения социальной напряженности. А впереди стотысячное сокращение армии, примерно такое же в МВД (уже идет сокращение по линии МОБ) и других госструктурах.

Самое интересное («где собака порылась») заключается в том, что ничего особенного и делать-то для частной охраны не нужно. Только отстрочить хотя бы на год вступление в силу Федерального закона № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».

А действительно – уж мы-то знаем, как долго готовятся и с какими трудами принимаются нормативные правовые акты (постановления Правительства и приказы МВД). Так зачем же гнать их, неизбежно допуская ляпы (в силу спешки хотя бы, не говоря уже о нарочитом умысле)? Может быть все тщательнее проработать, обкатать в ряде регионов и т.д.

 Загоняя в очередной раз частную охрану в угол, государство в лице МВД может получить и неизбежно получит резкий всплеск теневой экономики в сфере безопасности: рост всевозможных вахтерско-сторожевых подразделений (практически находящихся вне контроля МВД), расширение сферы деятельности разнообразных «крыш», переход на серые и черные схемы работы (столько лет добивались прозрачности и вот, дождались) и т.д.

Т.е. вред очевиден, а польза сомнительна (как говорит один мой знакомый профессор).

А вы как думаете – может быть, кто-нибудь из ответственных лиц в руководстве страны все-таки услышит наши конкретные аргументы и доводы, особенно весомые в кризисный для всей страны период?

 От редакции: Приглашаем руководителей НСБ и экспертов высказать свое мнение об отсрочке вступления в силу Федерального закона № 272-ФЗ.