В России появился первый антикоррупционный закон. Президент Дмитрий Медведев только в течение одного месяца уволил сразу четырех губернаторов. Готовятся новые отставки. Однако, по оценке экспертов журнала «Слияния и Поглощения», несмотря на кризис, замена региональных лидеров, заявленная как антикоррупционная борьба, будет происходить в логике процесса поглощений компаний. Без ресурсов новых покупателей активов войны компроматов и отставок в регионах не предвидится.

 Запрет на предпринимательскую деятельность и прямое владение акциями и долями компаний для госслужащих существует со времен президента Бориса Ельцина. Правда, последняя норма так и не вступила в силу, так как законодатели не разработали механизм передачи акций в доверительное управление.

Новый антикоррупционный закон требует обязательного декларирования чиновниками и членами их семей своих доходов и имущества, чтобы сделать прозрачным имущественное положение государственных служащих

По мнению аналитиков журнала «Слияния и Поглощения», на практике эта норма едва ли будет действенной. Что может помешать чиновнику, получившему в качестве взятки некое имущество, оформить право собственности, скажем, на юридическое лицо, учредителями которого являются его доверенные лица? Или – на самих доверенных лиц, друзей, совершеннолетних детей, иных родственников? Фактически задачи, которые эта норма призвана решать, так и останутся нерешенными, а ее использование в правовой системе приведет лишь к появлению новых схем по сокрытию нелегальных доходов среди нечистых на руку чиновников.

То есть чиновники могут сильно не беспокоиться: к отчету не призываются их взрослые дети и более дальние родственники. А именно они часто оказываются в числе либо самых успешных предпринимателей в том или ином регионе, либо в числе руководителей крупных предприятий-монополистов (см. Таблицу). Наличие бизнеса у супруги губернатора или другого высшего должностного лица и соответственно ее доходы никак не регулируются новым законом.

 Замена четырех российских губернаторов – в Орловской, Псковской, Воронежской областях и Ненецком АО как раз проходила на фоне принятия первого в России антикоррупционного закона. И по своим масштабам и скорости она походила на зачистку. Однако громких коррупционных разоблачений не последовало. Во всяком случае, пока.

 Орловский губернатор Егор Строев – единственный из уволенных – попал в число первых кандидатов на вылет в "Рейтинге политической выживаемости губернаторов". Однако авторы списка зачислили его туда, прежде всего, из-за внутрирегиональных конфликтов. Но вскоре 72-летнему отставнику пришлось давать показания прокуратуре по уголовным делам, заведенным по фактам злоупотребления служебными полномочиями его бывшими заместителями – Виталием Кочуевым и Игорем Сошниковым. Чиновники обвиняются в продаже 58,0% акций "Орелоблэнерго" в 2007 году и гостиничного комплекса "Лесное" по заниженным ценам. Если суд вынесет обвинительный приговор в отношении бывших замов Егора Строева, можно будет говорить о новом витке пересмотра итогов приватизации.

 Увольнение остальных трех губернаторов аналитиками не предсказывалось.

MA-Journal политолог Ростислав Туровский. – Лично губернаторы редко втянуты в подобные авантюры, в коррупционных решениях чаще всего замечены их заместители. Действительная причина отставок губернаторов не коррупция, а когда они переходят дорогу кому-то в федеральном Центре, например, мешают бизнесу, приближенному к федеральной власти. Попытка заменить президента Башкирии Муртазу Рахимова – пример такого случая".

Однако руководителей, действия которых вызывают вопросы у налоговых и правоохранительных органов, Кремль пока оставил на месте. Так, по-прежнему остаются во власти башкирский президент Муртаза Рахимов, губернатор Приморья Сергей Дарькин, губернатор Московской области Борис Громов, о возможных отставках которых много говорят в последнее время.

Есть еще несколько регионов, где ожидается смена руководства. Но если заинтересованные стороны договариваются по продаже необходимых им активов, то руководители остаются на своих местах.

Примерно так обстояли дела в Удмуртии, где считалось, что президент Волков не удержится в кресле президента. Но Волков сумел договориться с новым крупным игроком на рынке нефтепродуктов – компанией "ЛУКОЙЛ" – и тем самым обеспечил себе поддержку на новый срок.

Вызовут ли антикоррупционные мероприятия и отставки губернаторов новые процессы слияний и поглощений?

Большинство аналитиков рынка не решаются высказываться на эту тему.

На сайте www.ma-journal.ru журнала «Слияния и Поглощения» тема поднята в статье «Чиновники сливают активы родственникам. Вызовет ли борьба с коррупцией новый виток M&A? » в рубрике «Главные новости дня».

Но, как отмечает Антон Смирнов, главный редактор журнала «Слияния и Поглощения», «ответ очевиден, хотя сейчас игрокам не до экспансии. Скорее всего начнется процесс с чемпиона по стоимости контролируемых предприятий Муртазы Рахимова, какой бы невероятной ни казалась эта ситуация еще несколько месяцев назад».

 Далее в этой статье приведены следующие материалы:

- списки крупных региональных руководителей и перечни контролируемых через родственников хороших и отличных активов во многих ведущих отраслях;

-таблица с указанием регионов и должностей высокопоставленных чиновников, а также бизнесов их родственников.

 Политическое долгожительство, обеспеченное успешными лоббистскими связями и экономическими успехами регионов, отмена выборов сделали многих губернаторов непотопляемыми в глазах элит. Но с наступлением мирового финансового кризиса и перегруппировкой сил среди игроков на рынке M&A политический ландшафт начнет меняться.

Пока в числе тех, кого эксперты аналитической группы M&A-Intelligence не называют в кандидаты на отставку, руководители: Бурятии, Чечни, Кемеровской области, Красноярского края, Тюменской области, Вологодской области и Петербурга.

По мнению ведущего аналитика M&A-Intelligence, «среди них, конечно, есть лидеры, к которым у правоохранительных органов начали появляться вопросы. Но пока успехи их регионов на фоне других и умение договариваться с олигархами оставляют их властные позиции сильными. А, кроме того, они в своем большинстве контролируют регионы через госпредприятия, а не выводя активы в частные фирмы. Почти как в суверенных фондах Арабских Эмиратов»

 Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" № 79-ФЗ от 27.07.2004 не предусматривает прямого запрета для родственников госслужащего на занятие предпринимательской и коммерческой деятельностью.