Коррупция и рейдерство представляют собой уже не «пятна на солнце», а «черные дыры» российской экономики; они - угроза национальной безопасности. До недавнего времени эти проблемы не подвергались глубокому анализу в СМИ, отдельные сюжеты просачивались в прессу и на телевидение, однако быстро терялись в массе новостей.

 Коррупцию и рейдерство объединяет противозаконность, хотя в целом оба эти явления самостоятельны по своей природе. И если коррупция охватывает все стороны жизни государства, то рейдерство иногда рассматривают как еще один вид бизнеса.

Коррупция - это не просто явление, которое затрагивает экономическую, социальную и политическую жизнь страны. Она пронизывает всю систему власти и может поразить значительную часть инструментов, обеспечивающих взаимодействие общества и власти. Только коррупция могла породить условия для возникновения «черного» рейдерства, предполагающего противозаконный корпоративный захват предприятий и производственных активов.

В развитых странах под «недружественным поглощением» понимают установление контроля над бизнесом помимо воли и в условиях противодействия только топ-менеджмента этого бизнеса. Права собственности на доли участия в бизнесе (пакет акций, доля в уставном капитале) там священны. Такого «белого» рейдерства у нас и днем с огнем не сыщешь, в сфере слияний и поглощений в лучшем случае доминирует «серое» рейдерство.

 Недружественное поглощение в здоровой рыночной экономике часто служит благим целям, таким как оздоровление бизнес-среды, выдавливание неэффективного собственника с рынка и замена его более профессиональным и успешным предпринимателем. Чтобы этот вид деятельности не выходил за рамки законности, в рыночной экономике предусмотрены соответствующие инструменты, такие как организованный фондовый рынок и эффективные инструменты защиты прав акционеров. Хотя и они не панацея, что и демонстрирует нынешний мировой экономический кризис, но вряд ли у кого возникают сомнения в том, что «черное» рейдерство - не выход из ситуации.

По активизации или спаду недружественных поглощений западные специалисты могут судить о росте капитализации предприятий в отрасли или в региональном секторе экономики, об эффективности отдельных предприятий. Российский же рынок трактует «недружественное поглощение» несколько иначе - установление контроля над бизнесом помимо воли собственников и руководства бизнеса. Такая трактовка отражает ситуацию на отечественном рынке, где поглощение бизнеса может стоить заказчику максимум до 80 процентов рыночной стоимости активов, без коррекции цены на доходность бизнеса. Нижней планки не существует. В среде рейдеров бытует поговорка гораздо хуже разбойничьей: бизнес стоит ровно столько, сколько стоит его отнять.

 Рейдерство в стране пробудило в предпринимателях стремление к консолидации крупных пакетов акций. В связи с этим уставный капитал акционерных обществ сосредоточен в руках одного человека или нескольких подконтрольных ему: так легче спастись от захвата. Но эта тенденция отрицает смысл и эффективность формы акционерного общества, которая создана как инструмент привлечения дополнительных инвестиций. Помимо этого, она породила другое следствие - повышение доли криминальных захватов, разработанных и реализованных с элементами имитации законных механизмов. Откровенность и циничность совершаемых преступлений, связанных с захватами предприятий, могут нивелироваться только при помощи коррупции.

 Насколько рейдерство зависит от коррупции?

Наличие инструментов для захвата и защиты предприятия вне правового поля можно предполагать как у рейдера, так и у собственников и руководства поглощаемых активов. Рейдер, затрачивая денежные средства на организацию захвата предприятия, не может не учитывать эту особенность российской экономики. Поэтому в практике недружественных поглощений по-русски - если поглощение планируется законными методами — рейдер все равно будет искать привычную ему модель работы с властью, готовить ей компенсации соответствующего уровня в зависимости от величины и значимости поглощаемого актива.

Эта модель предусматривает систему взяток и «откатов», отказаться от нее рейдер не может, поскольку в другом случае есть риск, что такой инструмент будет использован или его конкурентами, или защитой предприятия. Исходя из этого, можно утверждать: львиная доля поглощений в России проходит с привлечением коррупционного административного ресурса. Следовательно, российское рейдерство почти полностью зависимо от коррупции, и ее широкое использование позволяет захватывать предприятия с грубыми нарушениями законности и правопорядка.

При высоком уровне коррупции рейдерство как вид деятельности, несомненно, будет принимать самые изощренные формы, поскольку бизнес обязательно следует по пути упрощения схем. Другими словами, коррупция автоматически рождает «черных» рейдеров.

Если коррупция допустима в стране, то она будет распространяться на все сферы жизни государства и общества, соответственно затрагивая все слои населения. Конечно, коррупция, в принципе, независима от наличия или отсутствия такого вида деятельности, как рейдерство. Тем не менее,захваты предприятий - ощутимый источник дохода для чиновников, которые кровно заинтересованы в том, чтобы оказывать рейдеру дорогостоящие услуги. При этом чиновник, получивший большую мзду за поддержку рейдера, может стать примером для подражания у коллег. А это уже раковая опухоль и метастазы на органах управления.

 Влияние рейдерства на уровень коррупции в определенном регионе или в государстве в целом пока еще не совсем оценено, однако если рейдерство поднимает ставки коррупционных схем до новых максимальных показателей - подъема эффективности в экономике не жди. Коррупция как разлагающий фактор быстро распространяется, она способствует повышению уровня коррупции во всех сферах жизни. Такой вот замкнутый круг...

Таким образом, оба эти явления, рейдерство и коррупция, оказывают друг на друга воздействие, хотя рассмотреть его в натуральных показателях крайне трудно из-за таинственности рейдерских атак, а также максимальной скрытности услуг, которые может оказать аппарат власти «недобросовестному приобретателю».

 Рейдерство — это область, в которой применение коррупционных связей неизбежно.

Однако в этой тесной связи есть слабое место — воздействуя на самые коррупциогенные сферы рейдерства, а именно нанося взвешенные по «черному» рейдерству, можно заметно снизить уровень коррупции. Лишенная криминальной подпитки и части коррумпированных актеров, она будет гораздо умеренней воздействовать на жизнь и политику государства.

 От рейдерства, как и от коррупции, в настоящее в большей мере страдает средний и малый бизнес. Крупные промышленные объекты более защищены. Сегодня малый и средний бизнес становится излюбленной мишенью рейдеров из-за слабой его защиты, поэтому захваты происходят откровенно варварскими способами. Роль коррумпированного чиновника на этом фоне особенно заметна, однако система правоохранительных органов не настроена на системное рассмотрение вопросов возможной коррупции. Если она происходит на низовом уровне, то при обращении потерпевших в высшие инстанции вопрос едва ли не автоматически рассматривается тем же сотрудником, который давал отказы при первичном рассмотрении обращений. При этом сотрудники правоохранительных органов одного региона, проявляя корпоративную солидарность, могут взаимодействовать в интересах рейдера и практически не оставляют собственнику захваченного бизнеса шансов на сколь-нибудь действенное противостояние рейдеру.

Таким образом, система сама себя защищает, вследствие чего без политической воли высшего руководства государства в противодействии коррупции снизить ее уровень невозможно.

 Как же разрушить порочный тандем «Рейдерство - коррупция»? На наш взгляд это возможно только при построении системы транспарентного взаимодействия государственной власти и бизнеса. Система должна быть открытой и прозрачной. И в данном случае представляется, что именно торгово-промьшленные палаты могли бы способствовать выработке необходимой модели взаимодействия.

 Почему ТПП?

Ответ лежит в самой архитектуре палат. На сегодняшний день система палат не только крупнейшее объединение предпринимателей, но и структура, которая представляет интересы всех слоев бизнес - сообщества. Палата имеет возможность собирать информацию и анализировать положение дел как по регионам, так и по отраслям.

Организация взаимодействия малого и среднего бизнеса с государственной властью возможна. Это тот путь, который позволит заметно снизить уровень коррупции в стране и вывести экономику страны на новый уровень. По такому пути пошли государства Западной Европы и США после Великой депрессии 1930-х годов. По нему же успешно идут страны Восточной Европы - Чехия, Венгрия. Пора и отечественным политикам понять ту истину, что сбалансированно защищаемый малый и средний бизнес - основа благосостояния граждан страны. Поэтому и нужно разорвать связку «коррупция - рейдерство».

 P.S.

От Редакции: материал публикуется с разрешения автора, высказанного в собеседовании с зам. главного редактора Медиагруппы «Хранитель».

Общее мнение независимых экспертов: С точки зрения оценки разрушительных последствий деятельности рейдеров и их пособников для всей системы российских органов госвласти, захватчиков давно необходимо судить исключительно по статье «экономический терроризм» и «попытка подрыва основ обороноспособности государства».