Во второй части материала были рассмотрены примеры использования бактериологического оружия в разные годы с разными последствиями, а также возможные сценарии применения террористами оружия с моделируемыми потерями среди населения. Этот материал можно найти по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=15994

 В третьей части материала рассматриваются классификация, особенности применения и защиты от биологического оружия; пути заражения людей и животных; средства защиты и оказания помощи

 Классификация, особенности применения и защиты от биологического оружия.

Состав биологического (бактериологического) оружия формируют две части: это рецептуры болезнетворных микроорганизмов, а также средства их доставки (ракеты, авиационные бомбы и контейнеры, аэрозольные распылители, артиллерийские снаряды). Надо отметить, что наиболее эффективным способом его применения является распыление с помощью наземных или авиационных средств.

Для снаряжения бактериологического оружия, по мнению специалистов, могут быть использованы возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, вирусы оспы или лихорадки Эбола, риккетсии, вызывающие Ку-лихорадку, и др. Все они в случае применения подпадают под определение биологической войны. Все они, включая любые их генетические модификации, запрещены международной конвенцией.

Главными группами патогенов, вызывающими инфекционные болезни, и токсинов, наносящими ущерб здоровью путем интоксикации, являются:

- бактерии — это одноклеточные микроорганизмы, размером от 0,5 до 8—10 мкм. Будучи в вегетативной форме (в процессе роста и развития), они весьма чувствительны к воздействию высокой температуры, солнечного света, резким колебаниям влажности и дезинфицирующим средствам. Но при этом сохраняют достаточную устойчивость при пониженных температурах, даже до минус 15— 25 С°.

А некоторые виды бактерий в неблагоприятных условиях для выживания способны покрываться защитной капсулой или образовать спору, в форме которой они обладают очень высокой устойчивостью к высыханию, недостатку питательных веществ, действию высоких и низких температур и дезинфицирующих средств. Образовывать опоры способны возбудители сибирской язвы, ботулизма, столбняка.

К сожалению, почти все виды бактерий, используемых в качестве средств поражения, относительно несложно выращивать на искусственных питательных средах. Массовое же их получение возможно с помощью оборудования и процессов, используемых при производстве антибиотиков, витаминов и продуктов современного бродильного производства;

- вирусы — обширная группа микроорганизмов, размером от 0,08 до 0,35 мкм, способных размножаться только в живых клетках, т. е. являются внутриклеточными паразитами. Они обладают относительно высокой устойчивостью к низким температурам и высушиванию. Но солнечный свет, особенно ультрафиолетовые лучи, а также температура выше 60 С° и дезинфицирующие средства (формалин, хлорамин и др.) действуют на вирусы губительно. Более семидесяти заболеваний человека вызываются вирусами, среди которых натуральная оспа, желтая лихорадка и др.;

- риккетсии — группа микроорганизмов, занимающая промежуточное положение между бактериями и вирусами с размерами от 0,3 до 0,5 мкм и не образующая спор. Они устойчивы к высушиванию, замораживанию и колебаниям относительной влажности воздуха, но достаточно чувствительны к действию высоких температур и дезинфицирующих средств. Заболевания, вызываемые риккетсиями, называются риккетсиозами; среди них — сыпной тиф, пятнистая лихорадка Скалистых гор и др. Риккетсиозы передаются человеку в основном через кровососущих членистоногих, в организме которых возбудители часто обитают как безвредные паразиты;

- грибки — одно- или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения, размером от 3 до 50 мкм, могущие образовывать споры, обладающие высокой устойчивостью к замораживанию, высушиванию, действию солнечных лучей и дезинфицирующих средств. Заболевания, вызываемые патогенными грибками, носят название микозов. Среди них — тяжелые инфекционные заболевания людей: кокцидиодомикоз, бластомикоз, гистоплазмоз и др.;

- токсины — это продукты жизнедеятельности микроорганизмов (токсин ботулизма или энтеротоксин В стафилококка), растений (рицин из бобов клещевины) или моллюсков (сакситоксин).

 

Заражение людей и животных происходит различными путями, в результате:

- вдыхания зараженного воздуха;

- попадания микробов или токсинов на слизистую оболочку и поврежденную кожу;

- употребления в пищу зараженных продуктов питания и воды;

- укусов зараженных насекомых и клещей;

- соприкосновения с зараженными предметами;

- ранения осколками боеприпасов, снаряженных биологическими средствами;

- непосредственного общения с больными людьми (животными).

Ряд заболеваний быстро передается от больных к здоровым людям, инициируя опасные эпидемические процессы среди населения. Это относится к чуме, холере, тифу, гриппу и др.

 

Ответ на вопрос о том, может ли конкретный патогенный микроорганизм или токсин использоваться террористами в качестве биологического агента, требует знания большого числа факторов. Среди них — каковы доза заражения, время действия и стабильность агента, возможности распространения болезни, способ заражения (через дыхание, пищу или воду, в результате укуса насекомых), метод распространения и т. д.

Как это ни странно звучит, но патогены должны обладать такими характеристиками, которые делают их привлекательными в качестве биологического оружия, а именно, их производство должно быть доступным. Они должны воздействовать в основном через дыхательные пути либо при употреблении пищи и воды, быть достаточно стабильными, чтобы при распылении в атмосфере не утратить своих болезнетворных свойств.

 В результате возможного террористического акта, когда происходит сознательное распространение возбудителя заболевания и его небольшое количество попадает в места нахождения людей, животных или посевов, происходит его размножение. После инкубационного периода появляются симптомы болезни, которые являются следствием действия вырабатываемых токсинов — токсичных химических веществ.

Если террористы действуют оптимальным образом, то зона поражения в результате биологической атаки может простираться до нескольких сотен километров. При этом исходное количество биологического оружия может быть невелико, иногда достаточно всего нескольких микроорганизмов. По мнению ряда военных экспертов, в этой связи потенциал его значительно выше, чем у химического оружия, и по своему стратегическому эффекту биологическое оружие вполне сопоставимо с ядерным.

 Это оружие, имея продолжительный скрытый (инкубационный) период действия, способно вызывать на обширных территориях массовые заболевания людей и животных, оказывать в течение длительного времени поражающее воздействие на флору. От другого оружия массового уничтожения биологическое отличается тем, что микробы и вырабатываемые ими токсины трудно обнаружить во внешней среде. Проникая вместе с воздухом в негерметизированные укрытия и помещения, они заражают в них людей и животных.

Одним из характерных черт биологического оружия является трудность выявления факта биологической атаки, особенно если речь идет об эндемических для данной местности болезнях. Это связано с так называемым отложенным эффектом воздействия, вызванным наличием у большинства инфекций, как уже говорилось выше, определенного инкубационного периода. Отложенный эффект, помимо всего, дает возможность отрицать факт применения биологического оружия.

 

Средства защиты и помощь.

К основным средствам защиты населения от биологического оружия относятся вакцино-сывороточные препараты, антибиотики, сульфамидные и другие лекарственные вещества, используемые для специальной и экстренной профилактики инфекционных болезней. К ним же относят и средства индивидуальной и коллективной защиты, химические вещества, применяемые для обеззараживания (дезинфекции и дезинсекции).

Если говорить словами медиков и военных, то основными формами борьбы с эпидемиями являются обсервация и карантин в очагах биологического поражения.

Ими могут быть населенные пункты и объекты народного хозяйства, подвергшиеся непосредственному воздействию бактериальных средств, создающих источник распространения инфекционных заболеваний. Границы таких очагов определяют на основе данных биологической разведки, лабораторных исследований проб, а также выявлением больных и путей распространения возникших инфекционных заболеваний.

Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества. Среди населения в очаге поражения проводится комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий: экстренная профилактика; санитарная обработка населения; дезинфекция различных зараженных объектов. При необходимости уничтожают насекомых, клещей и грызунов (дезинсекция и дератизация).

 Первую врачебную помощь пострадавшим от применения биологического оружия оказывают с учетом клинической картины болезни и жизненных показаний. На этом этапе с целью дезинтоксикации в неотложном порядке вводят сердечно-сосудистые средства и стимуляторы дыхания, дают обильное питье.

На следующем этапе до установления этиологического диагноза пораженным оказывается квалифицированная медпомощь, включающая те же мероприятия, что и первая врачебная, но в большем их разнообразии. При этом учитывается развитие клинической картины, и используются все возможности для установления типа возбудителя и предположительного диагноза.

И уже на основе точного диагноза инфекционного заболевания осуществляются специализированная медпомощь и лечение. Для этого выделяют инфекционные, терапевтические, а при наличии комбинированных поражений и многопрофильные хирургические госпитали и больницы, переводящиеся на работу в строгом противоэпидемическом режиме.

С учетом эпидемической опасности эвакуацию пораженных биологическим оружием из очага массовых поражений осуществляют только специальным санитарным транспортом и только в сопровождении медперсонала. В случае военных действий эвакуация из госпитальной базы фронта в тыл страны производится только тогда, когда больные нуждаются в длительных сроках лечения и при этом не представляют опасности для окружающих (ботулизм, бруцеллез, туляремия и др.).

 

Предупреждение биотерроризма, проблемы защиты от него населения России.

Чтобы быть объективными, нужно вспомнить, что возможность использования биологических агентов как инструментов войны появилась примерно 80 лет назад. Советский Союз начал исследования в конце 20-х годов, и буквально следом к нему присоединились США, Канада, Великобритания.

Нужно также отметить, что именно Советский Союз создал самые мощные запасы биологического оружия, включая генетически измененные его варианты. Однако после распада СССР угроза биологической войны стала резко уменьшаться. Россия — это уже другая страна.

До начала 90-х годов теперь уже прошлого века никто и не предполагал, что биологический терроризм станет после ядерного инструментом психологического, экономического террора и может поставить на колени даже мощные державы. Наверно, ясное понимание этой опасности пришло после атаки в токийском метро, осуществленной японской сектой «Аум Синри-кё». Как уже говорилось, наибольший поражающий эффект от биологического оружия достигается при реализации в ограниченном пространстве воздушно-капельного (аэрозольного, аспирационного) механизма передачи инфекции.

Наряду с диверсионным методом применения биологических агентов против населения, животных и растений, необходимо также по возможному характеру медико-санитарных последствий отнести к биотеррористическим актам и взрывы на объектах биологической промышленности, в микробиологических лабораториях научно-исследовательских и практических учреждений Минздрава России, других министерств и ведомств нашей страны. Данные объекты являются искусственными резервуарами возбудителей опасных инфекционных заболеваний и по определению должны быть отнесены к биологически опасным объектам.

Описанные выше последствия чрезвычайных ситуаций, связанных с актами биотерроризма, требуют высокой степени готовности государственных структур к проведению комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных и других последствий биотеррористических актов.

 Можно сказать, что возрастающая вероятность использования террористами биологических средств представляет реальную угрозу национальной безопасности России. К выводу об опасном отставании в сфере разработки проблем биологической защиты еще в конце прошлого века пришли в Министерстве обороны и Минздравсоцразвитии России. Ситуация ухудшается из-за стремительного оттока квалифицированных кадров, в том числе — в зарубежные научные биологические центры.

Угрозы биотерроризма в нашей стране стали настолько реальными, что обусловили принятие ряда мер законодательного, организационного и специального характера.

 Хотя в Российской Федерации обеспечение медико-санитарных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в том числе биокатастроф и актов биотерроризма) имеет многоуровневую, межведомственную и иерархически соподчиненную организацию, однако реальное состояние готовности органов государственной власти, заинтересованных министерств и ведомств к проведению таких мероприятий пока не отвечает в полной мере потребностям страны.