Наш медиапортал «Хранитель», являясь «Главным информационным партнером» VIII Всероссийской конференции НСБ, широко освещал ее подготовку и проведение. Мы продолжаем рассказывать о проведении Конференции и ее итогах.

 Сегодня предлагается подробно остановиться на отдельных новых аспектах выступления Андрея Константиновича Лугового, депутата Государственной Думы, члена Комитета ГД ФС РФ по безопасности.

Постановка вопроса

В своем выступлении на Конференции, непосредственно за Геннадием Гудковым - заместителем председателя Комитета Госдумы ФС РФ по безопасности, Андрей Луговой затронул вопрос присутствия негосударственных охранных структур за рубежом.

Он, в частности, сказал «Мы все прекрасно знаем, что наше законодательство регламентирует работу частных охранных структур только на территории Российской Федерации. Вместе с тем, мы наблюдаем практику работы западных компаний в области охранных услуг по всему миру. Американские, английские, израильские специалисты не только охраняют объекты в Ираке, Нигерии и других странах, но и занимаются подготовкой охранников на их территории».

Чтобы прояснить ситуацию, обратимся за разъяснением к специалисту. Еще в 2007 году издательством «СТОЛИЦА-ПРИНТ» была выпущена книга Рольфа Уэсселера «Война как услуга», перевод с немецкого Геннадия Сахацкого. В ней автор анализирует причины фантастического роста частных военных компаний (ЧВК). В предисловии Р.Уэсселер пишет: «В ходе своих исследований я выяснил, что этих военных фирм не единицы, а сотни, и что на них работает по всему миру не пара тысяч бывших солдат, а сотни тысяч».

А.Луговой, со своей стороны, отметил на Конференции, что «Наши специалисты очень высоко котируются на международной арене, и надо сказать, все чаще они появляются за границей. Но, к сожалению, работают они либо в составе частных охранных компаний и организаций зарубежных стран, либо в составе работников российских промышленных компаний в качестве администраторов, контролеров и всевозможных специалистов. Настораживает то, что они никоим образом не защищены со стороны государства, не имеют никаких социальных гарантий».

Подтверждением этих слов служит недавняя история с захватом двух наших соотечественников и последующий их побег. «Комсомольская правда» пишет, приводя слова друзей одного из бежавших: «Он пошел в миротворцы из ОМОНа, где был командиром взвода, объездил чуть не все «горячие точки» Кавказа, в том числе прошел и Чечню, еще в первую командировку, в 99-м. Потом продлил контракт в Косово на вторую. Затем поехал в спецконтингент МВД России в Африку. Побывал, как я слышал, в Сьерра-Леоне, потом в Судане. А дальше завербовался в «Русал». Там как раз требовались ребята с профессиональной подготовкой на уровне спецслужб, знанием английского языка и имеющие опыт работы в Африке, потому как обеспечивать безопасность другие вряд ли бы смогли…». (Выделено мной – Л.М.)

Говоря о широком спектре услуг, предлагаемых ЧВК, Р.Уэсселер напоминает, что «…сфера безопасности весьма многогранна. Она включает в себя защиту людей, объектов, сооружений и учреждений». При этом автор отметил: «Зачастую фирмы, из-за боязни негативного имиджа, предпочитают называться не частной военной фирмой, а частной фирмой безопасности».

Спрос опережает предложение?

Андрей Константинович в своем выступлении на Конференции продолжал развивать данную тему: «Я знаю, что периодически поступают запросы со стороны зарубежных стран на услуги наших сотрудников. Здесь речь идет не только об охране объектов, но и о подготовке сотрудников охраны этих стран. Наши спецподразделения – сотрудники бывшего 9-го Управления КГБ СССР – всегда имели высокий уровень профессиональной подготовки. К нам приезжали на показательные занятия из разных стран мира».

В то же время, Р.Уэсселер пишет: «Слабые» и «депрессивные» государства обычно прибегают к услугам частных военных фирм с целью компенсировать недостатки своей системы безопасности и залатать имеющиеся в ней прорехи». И сразу же он перечисляет ряд этих фирм: «…на ниве подготовки военнослужащих армий разных стран мира по новейшим американским методикам трудится более дюжины частных военных фирм – MPRI, Vinnell, Trojan Securities, Pistris, DynCorp, SOC-SMG, Olive Security и другие».

Отмечая, что такие виды деятельности стали новой сферой услуг, автор пишет: «…стильно оформленные сайты частных военных фирм в интернете не содержат информации о положениях их контрактов. Здесь можно найти только общие понятия: «защита людей и имущества», «анализ рисков», «кризисное управление», «обучение и подготовка», «стратегическое планирование». И далее он делает вывод: «По сути дела, их предложения охватывают четыре сферы: безопасность, подготовка, разведка и снабжение». И обращает внимание на экономическую составляющую деятельности, превышающую многие десятки и сотни миллионов долларов.

А.Луговой довел до сведения участников Конференции, что «не так давно поступали предложения со стороны Марокко - по охране высших государственных деятелей этой страны; со стороны Нигерии - по охране крупного объекта на ее территории, со стороны Индии - на подготовку охранников».

В свою очередь, Р.Уэсселер уточняет, какого вида заказчики обращаются к таким структурам: «Спектр заказчиков частных военных услуг чрезвычайно широк: от диктаторов, повстанческих группировок и наркокартелей до суверенных государств, респектабельных компаний и международных организаций».

Попробуйте набрать в поисковой системе «Яндекс» ключевые слова: «Наемные частные армии» и сможете увидеть не только материалы о зарубежных и отечественных структурах, но и переписку на форумах с резюме военспецов, ищущих такую работу. Причем последние резюме датированы 22 февраля т.г., вероятно ко Дню защитника Отечества, но только чужого.

Говоря о российских действиях за рубежом, авторы ряда Интернет-изданий отмечают, что «…хотя точной статистики, показывающей, сколько россиян принимало участие в этих войнах, нет, можно сказать, что их отправкой и оформлением документов занимались целенаправленно. К этому имели отношение патриотически настроенные общественные организации, такие как "Славянский собор", структуры, выделившиеся из некогда могущественного "Русского национального собора" и т п. Они поддерживали связь с сербскими лидерами и некоторыми армейскими командирами, время от времени даже оказывая им необходимую помощь. В 1999 г. особый спрос был на радиоэлектронщиков, зенитчиков и других специалистов средств ПВО. Как правило, русские добровольцы воевали в отрядах сербских полевых командиров, а не в регулярной армии. Между тем на родине отправка добровольцев ни для кого не была секретом, и, прежде всего для российских спецслужб, использовавших их как прикрытие для собственных игр».

В завершение этой темы следует отметить, что автор упомянутой ранее книги «Война как услуга» в целом ряде случаев отмечает слабый контроль за ЧВК со стороны государств, систематические нарушения контрактов, а также игнорирование демократических принципов в общении с населением этих стран.

Приглашаем профессиональных читателей высказать свои мнения и предложения по этой острой теме.