Недавно в Общественной палате прошли слушания «Актуальные проблемы функционирования негосударственных пенсионных фондов и общественного контроля над их деятельностью». В них принимали участие члены Общественной палаты Нетеребский Олег Викторович и Гриб Владислав Валерьевич, также присутствовали представители крупнейших негосударственных пенсионных фондов: «ГАЗФОНД», «Благосостояние», «Норильский никель», «Сбербанк» и многие другие.

Первым слово взял Олег Нетеребский. В начале выступления он объяснил причину, по которой сегодня собрались. Дело в том, что 5 ноября в Общественной палате состоялось большое пленарное заседание, на котором рассматривался комплекс проблем социально-трудовой сферы. Это был только первый шаг, основная работа по пенсионной проблематике начнется после проведения в марте - начале апреля еще одного большого пленарного заседания. Цель встречи – рассмотрение вопроса, вызывающего наибольшие споры, – о накопительной части пенсии. Проблема пенсионного обеспечения граждан с каждым годом становится все актуальней. Это и понятно: стареющее население России, дефицит доверия негосударственным пенсионным фондам, недостаточный общественный контроль над ними и многое другое. Но начнем по порядку.

Ни для кого не секрет, что демографическое положение с каждым годом ухудшается, все меньше остается трудоспособного населения, все больше становится пенсионеров. Сейчас, по статистике, на каждого неработающего пенсионера приходится меньше двух работающих человек, т.е. коэффициент составляет 1,7. Например, в Советском Союзе коэффициент замещения составлял около 70%, а на каждого пенсионера приходилось до пяти работающих. Естественно, в нынешних условиях коэффициент замещения будет падать, и если сейчас замещается порядка 24%, то к 2015 году останется только 15%. Цифры ужасающие, но при современной ситуации ничего сделать невозможно.

По мнению Елены Викторовны Сухоруковой, исполнительного директора НПФ «Благосостояние», решением может стать система накопления - человек отчисляет деньги в негосударственный пенсионный фонд, которые «работают», а когда приходит время пенсии, они возвращаются человеку. Схема вроде бы проста, но давайте подумаем, много ли мы знаем о НПФ? Что это за организации, как они хранят деньги, не обманут ли нас, простых граждан? Здесь мы сталкиваемся с проблемой доверия к негосударственным фондам.

Мы мало знаем о работе негосударственных пенсионных фондов. Часто информация носит рекламный характер и не отражает действительного положения вещей. В большинстве случаев это происходит из-за отсутствия общественного контроля над деятельностью организаций. Но, как ни парадоксально, это проблема и для самих НПФ. Потому что со стороны государственных контрольных органов такого пристального внимания не удостаивается ни одна организация. За их деятельностью следят Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная служба по финансам и рынкам, Министерство здравоохранения и социального развития. Прибавьте к этому почти ежедневные проверки актуариев, аудиторов, ревизионных комиссий, различные мониторинги. Со стороны государства фонды контролируются более чем хорошо.

Таким образом, получается, что при наличии объективной информации многие проблемы просто не возникли бы. Но следует понимать, что НПФ испытывает сильное давление со стороны государственных контрольных органов, их работа бюрократизирована и тщательно расписана. Фонды не имеют права по своему желанию вкладывать деньги, находящиеся у них, в различные предприятия. Государство контролирует их, указывая, каким образом производить накопления. Бывают ситуации, когда, следуя инструкциям, фонды строят свою работы не самым оптимальным образом, и теряют сбережения, что впоследствии им ставится в вину.

Но, несмотря на все препоны, фонды развиваются, о чем ярко свидетельствует статистика, которой поделился Константин Семенович Угрюмов, председатель Совета Национальной ассоциации НПФ. «Во-первых, надо отметить постоянный рост числа участников. Все больше людей переходят от чисто государственной пенсии к негосударственной. Или к механизмам совместного накопления, что дает на выходе хороший прирост к пенсии. В среднем он составляет около 20% к пенсии. Красивая цифра, но надо помнить, что трудовая пенсия - всего около 5 тыс. рублей. Что не так уж и много, прибавим к этой сумме 20% и получим около 6 тыс. Также было отмечено увеличение так называемых негосударственных пенсионеров, почти в два раза. Сейчас все пенсионные резервы составляют сумму в 502,5 млрд. рублей, в то время как Фонд национального благосостояния составляет 650 млрд. рублей. Это огромные деньги, с помощью которых можно поднять многие отрасли. К примеру, на развитие Росэнергоатома в этом году израсходовали 120 млрд. рублей. Не думаю, что эти деньги просто канули в Лету, скорее всего, они принесут хорошие дивиденды. Цифры можно приводить и дальше, но мне кажется, и так все понятно».

Мы уже говорили о проблеме недостаточной информированности, но, как оказалось, она имеет обоюдоострые края, раня не только население, но и сами НПФ. Когда чиновникам задают вопрос, почему люди не вкладывают деньги в НПФ, они обычно отвечают: «Люди не доверяют им». Возникает логичный вопрос: как люди могут доверять, если ничего не знают? Но вот интересный момент. Совсем недавно появились рекламы фондов, в них сразу усилился приток новых вкладчиков. Это регистрируют все НПФ. Что в свою очередь дает надежду на дальнейшее развитие отрасли.

Но всплывает еще несколько проблем, о них мы тоже упоминали. Первое - это излишний контроль со стороны государства, второе - жесткие границы, где можно хранить деньги, а где нет, причем система устроена так, что ставит НПФ в положение риск-менеджеров. И третье - отсутствие государственного страхования вкладов. Все эти проблемы, по сути, цепляются одна за другую. Жесткие границы тянут за собой жесткий контроль, явно излишний, но при этом получается такая ситуация, при которой никто не за что не отвечает (известная русская поговорка явно на это указывает).

Проблем много, их надо решать, и чем скорее, тем лучше. Возможно, договориться удастся, и на следующем заседании Общественной палаты будут приняты эффективные и своевременные шаги. Иначе наши пенсионеры, которые появятся лет через 10-15, будут беднее, нежели сейчас, что, на наш взгляд, недопустимо.

В президиуме: Владислав Гриб и Олег Нетеребский

В зале заседания Общественной палаты