Реальное финансовое состояние фирмы - один из важнейших индикаторов ее конкурентоспособности. Можно точно оценить финансовое состояние фирмы, если учитывать не только номинальную стоимость соответствующей статьи актива, как она учтена в бухгалтерском балансе фирмы, а также ее текущую или приведенную стоимость. Текущая стоимость денежных средств, поступающих на счет фирмы, через какой-то промежуток времени в будущем не равна номиналу платежа, а равна той сумме, которую рынок готов заплатить сегодня за средства, поступающие через какой-то конкретный промежуток времени в будущем.

 Современная теория портфеля утверждает, что максимальный доход от портфеля фирмы, состоящего из совокупности ее активов и пассивов, не должен быть основой для принятия решений из-за элемента риска. Для сведения риска к минимуму портфель нужно диверсифицировать.

Уменьшение риска, однако, не означает и снижения доходности: при снижении риска доходы от портфеля могут быть оптимизированы. Фактически нужен портфель, в котором соотношение риска и дохода приемлемо для фирмы. Некоторые руководители предпочитают высокий риск, снижая безопасность фирмы, в стремлении получить больше дохода на единицу капитала. Другие стремятся свести риск к минимуму. Естественно, чем выше риск, тем выше должен быть ожидаемый доход. Диверсификация, по Марковичу, - это сочетание сетей баланса фирмы, имеющих менее чем позитивную корреляцию с тем, чтобы сократить риск, не сокращая ожидаемого дохода от портфеля.

 Таким образом, и стоимость фирмы определяется не только доходом от ее деятельности, но и надежностью получения этого дохода в отдаленной перспективе. А одним из важнейших факторов получения такого дохода является состояние экономической безопасности предприятия.

 Наличие системы удержания опасностей для функциональной деятельности фирмы на приемлемом уровне является конкурентным преимуществом, поскольку обеспечивает стабилизацию факторов конкурентоспособности (КС) предприятия. Поскольку эта задача является стратегической задачей системы обеспечения экономической безопасности предприятия (СЭБ), то изменение уровня конкурентоспособности предприятия в зависимости от успешности решаемых ею задач можно использовать как показатель эффективности работы СЭБ.

 Однако решение задачи вычисления значения такого показателя требует четкого определения понятия "конкурентоспособность" и "уровень конкурентоспособности".

В работе Ю.Еленевой и А.Кроткова отмечается: "...под КС предприятия следует понимать совокупность свойств и характеристик его бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда при любых изменениях внешней и внутренней среды". Легко заметить, что это определение практически тождественно определению понятия "экономическая безопасность".

 Стратегическая КС предприятия определяется интегральным показателем и предполагает:

• наличие у предприятия устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу развития;

• существование отработанных управленческих регламентов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия.

 

На поддержание и развитие этих конкурентных преимуществ должны быть ориентированы маркетинговые, производственно-технологические, финансово-экономические и организационные бизнес-процессы, реализуемые с целью обеспечения КС предприятия на рынках товаров, капиталов и труда, надежность реализации которых обеспечивается работой всей системы безопасности предприятия.

Основу создания концепции обеспечения КС предприятия должен составлять стоимостный подход к управлению. Центральный вопрос концепции стоимостного подхода к управлению (Value Based Management) - "управлять компанией, чтобы ее стоимость росла". Новая же стоимость создается тогда, когда отдача на предоставленный инвесторами капитал превышает ожидаемую доходность от вложений с аналогичным риском.

 Объединив предыдущий опыт развития концепций управления, стоимостный подход отражает качественный скачок в идеологии оценки и принятия управленческих решений.

От традиционного анализа финансовых результатов за период, и их сопоставления с аналогичными показателями в прошлом - менеджмент переходит к долгосрочному прогнозу денежных потоков и непрерывному мониторингу опережающих нефинансовых индикаторов. Важнейшей целью становится максимизация стоимости компании, а главной отличительной чертой корпоративного управления - нацеленность в будущее.

Управление стоимостью становится управлением будущим.

 Способность компании - как единого целого - находить и эффективно использовать возможности для движения по пути наращивания стоимости формирует принципиально новую сферу ключевой компетентности. Умение создавать стоимость превращается в источник конкурентного преимущества, который невозможно купить и очень трудно скопировать.

 Сегодня за термином Value Based Management стоит концепция системного и систематического подхода к управлению, когда все усилия нацелены на достижение максимизации стоимости компании.

Составными частями стоимостного подхода являются идеология, принципы и процессы.

Идеология делает управление осознанным и задает направление движения.

Принципы дают базу для обоснованной оценки альтернатив.

Отлаженность процессов определяет эффективность организации в реализации стратегии и достижении поставленных целей.

Особенностью стоимостного подхода является рассмотрение предприятия как особого инвестиционного товара, обладающего полезностью, а следовательно, стоимостью для гипотетического или реального инвестора. Такой взгляд на предприятие обусловлен, в частности, происходящим в последнее время переносом центра тяжести конкурентной борьбы с товарных рынков на рынки капитала.

Полезность предприятия (бизнеса) для инвестора, в первую очередь, определяется его способностью в достаточно длительной перспективе удовлетворить потребности инвестора в стабильных высоких доходах.

Условием получения высоких доходов является генерация достаточного денежного потока.

 Принимая во внимание, что любые управленческие решения, начиная с разработки эффективной продуктовой стратегии, определения наиболее целесообразной финансовой стратегии, и до осуществления адекватной кадровой политики, отражаются на величине денежного потока, можно заключить, что именно на основе будущих денежных потоков можно определить стоимость предприятия.

 (Продолжение следует)