Время диктует необходи­мость внедрения новых эф­фективных схем во всех отраслях хозяйствования. Одна из них - аудит безопасности в сфере пожарного надзора, который предполагает соз­дание системы независимой оценки рисков.

Сегодня за­вершается формирование нормативно-правовой базы, которая позволит механизму добровольной оценки рисков заработать в полном объе­ме.

В материале рассказано о преимуществах новой системы контроля за пожар­ной безопасностью объек­тов и принципах ее работы.

 

- Аудит пожарной безопасности - совершенно новая система для России. В чем заключа­ется и чем обусловлено но­вовведение?

 -Аудит безопасности - широкое по­нятие, охватывающее все сферы ком­петенции МЧС России. Пожарный аудит - «первая ласточка» в построении об­щей системы механизма независимой оценки рисков. Внедрение пожарного аудита обу­словлено рядом причин.

Первая - зна­чительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Судите сами, сегодня государственный пожарный над­зор обслуживает более 3 миллионов (!)различных объектов. На одного инспек­тора приходится порядка 200-240 различ­ных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в поль­зу качества проверок и эффективности защиты от пожаров. При этом собствен­ник, как правило, нацелен на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта.

Следующая причина - из­быточные административные барьеры на пути развития малого и среднего пред­принимательства. Наша задача - снизить эти барьеры и дать бизнесу большую сво­боду.

Еще одна причина необходимости нововведений - предупреждение про­явлений коррупции в надзорных органах. Все это требует от нас реорганизации системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов.

 Во многих экономически развитых странах наряду с государственными структурами, осуществляющими надзор и контроль в том виде, в котором он суще­ствует и в нашей стране, действует еще ряд механизмов. В частности, независи­мая оценка рисков или аудит безопасно­сти. Его (аудита) суть в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, проверяющим по­жарную безопасность на предприятиях и оказывающим услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы их пожарной безопасности. Независимую оценку рисков должны осуществлять ау­диторские компании, которым надлежит оценивать степень пожарной безопасно­сти объектов и давать рекомендации по ее повышению.

Аудит безопасности нацелен на то, чтобы задействовать, прежде всего, эко­номические рычаги регулирования во­просов пожарной безопасности. Давно назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта, и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Для того чтобы эта система эффективно за­работала, необходимо подключить меха­низмы страхования.

Создаваемая нами система пред­полагает наличие условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков. Масшта­бы этих рисков будут определять незави­симые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, уста­навливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, при высокой сте­пени защищенности объекта сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, при низкой - возрастет.

Такими экономическими рычага­ми мы хотим побудить собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего объек­та. На сегодняшний день МЧС России уже заключило соглашение с «Союзом страховщиков ответственности» о диф­ференциации страховых тарифов в за­висимости от степени защищенности объектов.

Еще одним экономическим стиму­лом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков должно стать предоставление им ор­ганами власти различных льгот при положительном заключении по ре­зультатам экспертной оценки. На­пример, льготное налогообложение, льготы при заключении договоров на аренду помещений или упрощение процедуры включения в реестр малого предпринимательства.

Аудит пожарной безопасности бу­дет осуществляться исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства — инспектора пожарного надзора, или пригласит ау­диторскую компанию. Таким образом, предприниматели смогут самостоя­тельно или при помощи независимой экспертной организации задеклариро­вать обеспечение пожарной безопас­ности на своем объекте, и нести ответ­ственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

 

- В чем Вы видите преимущества новой системы?

- Аудит пожарной безопасности по­зволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объ­ектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей, в основ­ном - объектов малого и среднего биз­неса. В свою очередь, это позволит уси­лить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безо­пасности, социально значимым и объ­ектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больни­цы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным внима­нием инспекторов Госпожнадзора.

Вместе с тем, механизм независи­мой оценки рисков позволит исключить непосредственное участие Госпожнадзора в проверках значительного коли­чества предприятий и организаций, а также лишит его влияния на принятие решений о прекращении или разреше­нии их деятельности.

 

- Что еще предстоит сделать, втом числе на законодательном уров­не, чтобы система независимой оцен­ки рисков эффективно заработала?

- Прежде всего, необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих как сферу пожарной без­опасности, так и систему страхования. В настоящее время Госдумой РФ в первом чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответствен­ности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхо­вого сообщества при активном участии МЧС России. Этот закон - мощный сти­мул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механиз­ма возмещения ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит.

Пока же есть только один спо­соб компенсации такого ущерба - государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Мы же хо­тим добиться того, чтобы ответствен­ность была возложена именно на пред­приятие, причинившее ущерб.

Согласно законопроекту, без ауди­та безопасности объекта невозмож­но будет получить полис обязатель­ного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность пред­приятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.

Важным шагом на пути внедрения системы аудита безопасности стало принятие федерального закона «Тех­нический регламент о требованиях по­жарной безопасности». Этот документ, в том числе, призван решить вопросы по организации системы независимой оценки рисков. Он также предусма­тривает требования по обязательному декларированию безопасности произ­водственных и других объектов, что яв­ляется одним из элементов независи­мой оценки рисков.

 

- Что же будет представлять ме­ханизм аудита пожарной безопасно­сти в условиях реального рынка?

- Система независимой оценки ри­сков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заин­тересован в четком соблюдении дру­гими сторонами всех установленных требований. Вырисовывается следую­щая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (произво­дитель или пользователь) заинтересо­ван застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, неза­висимая аудиторская компания в усло­виях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в прове­дении качественного аудита. Четвер­тый участник схемы - МЧС России. Не­зависимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комисси­ях МЧС, которые также будут осущест­влять контроль качества аудиторских проверок.

Еще один важный момент. Профес­сиональная деятельность аудитора так­же будет застрахована. Мы понимаем, что как бы хорошо эксперт ни был под­готовлен, он не гарантирован от оши­бок. Поэтому никто не сможет работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет воз­мещать страховая компания.

Таким образом, внедряемый нами механизм позволит защитить всех участников рынка. Уверен, аудит безо­пасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механиз­мы лицензирования и сертификации продукции.

 

- В какой стадии сегодня нахо­дится работа по внедрению пожар­ного аудита?

- Работу по внедрению системы независимой оценки рисков, осущест­вляемой в добровольном порядке, мож­но считать практически завершенной. В МЧС России готовятся последние при­казы, определяющие составы и полно­мочия комиссий (как федеральной, так и территориальных) по проведению аккредитаций организаций на право осуществления независимой оценки рисков.

Заканчивается также формирова­ние необходимой нормативно-правовой базы. МЧС разработало концепцию и положение о системе аудита безопас­ности, критерии отнесения объектов к категории, подлежащей независи­мой оценке, методики оценки угроз и определения количества пострадавших в чрезвычайных ситуациях, рекомен­дации по оценке готовности объектов к предупреждению и ликвидации ЧС. Кроме того, уже определены нормати­вы допустимого риска.

С апреля 2008 года начат прием за­явлений от организаций, изъявивших желание заниматься аудиторской дея­тельностью.

 

- А откуда возьмется нужное ко­личество независимых экспертов, если сегодня такой дефицит пожар­ных инспекторов?

- Сегодня в России консультацион­ные услуги в сфере пожарной безопас­ности оказывают примерно пять тысяч организаций. Многие из них разраба­тывают проектные решения, устанав­ливают системы автоматического по­жаротушения и сигнализации. После получения соответствующей аккреди­тации они смогут успешно заниматься пожарным аудитом. В странах, где си­стемы аудита безопасности работают уже давно, этим занимаются люди со специальным образованием в области пожарной безопасности. Вместе с тем внедрение системы пожарного ауди­та не предполагает открытия каких-то специальных учебных заведений. Спе­циалистов смогут готовить как высшие учебные заведения МЧС, так и граж­данские заведения. Во многих ВУЗах есть кафедры пожарной безопасности. Кроме того, подготовка профильных специалистов уже начата в ряде строи­тельных вузов страны.

 

Автор – ВрИД директора Департамента надзорной деятельности МЧС России.

Материал предоставлен журналом «Грани безопасности» при содействии Управления информации МЧС России