Рассмотрим основополагающие принципы организации систе­мы защиты фирмы от экстремальных воздействий внешней среды.

Субъектами защиты является сама фирма, противодействующая субъектам теневой и криминальной конкуренции, а также объедине­ния деловых предприятий и, в определенных законом случаях, пра­воохранительные органы. Поскольку рыночная экономика по суще­ству предполагает наличие фирм как базовых институтов предприни­мательства, представляется обоснованным рассматривать функцию обеспечения защиты в качестве обязательного элемента рыночного хозяйствования. При этом на любом уровне объединений фирм обес­печение защиты интегрированных бизнес-субъектов должно возла­гаться на соответствующую уровню объединения структуру. Эта структура может быть включена в состав фирмы или выступать ее внешним агентом, в том числе, будучи самостоятельной фирмой, предметом деятельности которой является предоставление услуг по обеспечению безопасности заинтересованным потребителям.

Можно выделить два возможных подхода к определению мето­дов регулирования деятельности защитных подразделений, причем «уровень эффективности при применении того или иного метода управления естественно определять степенью адаптации к имею­щимся обстоятельствам».

В рамках первого подхода группы методов институционального регулирования рассматриваются в соответствии с составом выпол­няемых защитным подразделением фирмы системообеспечивающих функций. Совокупность выделяемых при этом методов может быть, на наш взгляд, сведена к следующей классификации:

- методы опреде­ления целей;

- методы сбора информации;

- методы обоснования реше­ний;

- методы выбора решений;

- методы контроля за исполнением функций.

Целеполагание в области обеспечения защиты фирмы характе­ризуется подчинением целей экономической безопасности другим, более важным для конкретной фирмы. Например, в случае осущест­вления фирмой стратегии минимизации издержек институциональ­ные требования защитного подразделения по увеличению финанси­рования являются необоснованными.

К методам сбора информации, необходимой для принятия ре­шений в сфере обеспечения экономической безопасности фирмы относятся: фиксирование данных при непосредственном наблюде­нии; независимые экспертные оценки; систематизация и анализ имеющихся сведений (в частности, исследование результатов мо­делирования профессиональной деятельности различных катего­рий контрагентов фирмы); подготовка информационной базы с использованием автоматизированных систем; статистическая об­работка данных, социологические опросы; анализ публикаций в средствах массовой информации; анализ нормативно-правовых документов по вопросам экономической безопасности предприни­мательства и др.

Для выбора методов обоснования решений существенное значе­ние имеет полнота знаний о внутренних и внешних процессах фир­мы; явных и скрытых функциях элементов внутрифирменной систе­мы защиты; альтернативных средствах и действиях, с помощью кото­рых можно достичь целей; необходимых ресурсах; критериях сопо­ставления и оптимизации целей, путей их достижения. По состоя­нию и характеру знания об указанных логических элементах пробле­мы обеспечения защиты фирмы от внешних экстремальных воздей­ствий являются в настоящее время главным образом неструктуриро­ванными либо слабо структурированными. Поэтому для подготовки и обоснования решений (планов, правил, распоряжений) использу­ются в основном экспертно-интуитивные методы и системный ана­лиз. Это не исключает, однако, и привлечения количественной ин­формации, проведения вспомогательных расчетов.

К методам выбора решений в сфере обеспечения экономической безопасности фирмы относятся:

- единоначальный, осуществляемый непосредственно руково­дителем;

- групповой, осуществляемый уполномоченным органом - советом, собранием, коллегией и т.д. по определенной про­цедуре;

- согласовательный, осуществляемый с санкции вышестоящих инстанций, когда решение принимается на основе ограниче­ния полномочий.

В рамках второго подхода рассматриваются главным образом ин­ституциональные методы воздействия на исполнителей, при этом по одному или нескольким ключевым признакам выделяется тот или иной набор методов, зачастую не составляющих единого классифи­кационного ряда. Отнесение конкретного метода к той или иной группе производится с использованием критериев типа «по преиму­ществу». Такие критерии применимы к экономическим, организа­ционно-административным, воспитательным методам. Некоторой модификацией этой схемы является деление методов воздействия по главной направленности способа воздействия на экономические, ор­ганизационно-распорядительные, социально-психологические и идеологические.

 Допустимо, используя признак наличия в рамках фирмы спе­циализированной структуры (защитного подразделения), примени­тельно к которой осуществляется институциональное регулирова­ние, разграничить структурные методы воздействия (если имеется такого рода структура) и бесструктурные (если она отсутствует), ког­да акцент переносится на циркулярное распространение информа­ции о нормах, правилах, методах и формах защиты фирмы в отноше­нии всех ее сотрудников и подразделений. В то же время использо­вание многих институциональных методов (мотивационных, стиму­лирующих, идеологических и др.) регулирования защитных дей­ствий, касающихся всего персонала фирмы, может осуществляться как бы в обход защитного подразделения, но может быть и делегиро­вано ему.

Исходя из особенностей сферы обеспечения экономической бе­зопасности фирмы, в качестве наиболее важных групп методов высту­пают экономические, организационные, информационные и право­вые. Эти группы методов не составляют единого классификационно­го ряда. В частности, экономические, организационные, информа­ционные методы управления применяются, как правило, при нали­чии соответствующей нормативно-правовой базы.

Внутрифирменные системы противодействия экономическим угрозам являются включенными в более масштабные структуры и соответствующие институциональные механизмы. Представляется целесообразным выделить четыре уровня иерархии управления си­стемой обеспечения экономической защиты фирмы как института рыночного хозяйства: общесистемный (макроуровень); отраслевой; региональный (в том числе муниципальный); ассоциированный (объединения фирм и саморегулирующиеся организации по отстаи­ванию интересов бизнеса); отдельной фирмы.

 В силу особенностей сферы защиты фирмы (в том числе средств и методов защиты, комплексного характера объектов безопасности, особых задач соответствующих подразделений) главенствующим яв­ляется уровень государственного управления. Уровни регионально­го, муниципального управления, а также управления на уровне предпринимательской структуры представляются подчиненными не только в силу институциональной иерархии. Значение государ­ственного управления повышается в силу особенностей состояния современной российской экономики с ее многочисленными дис­функциями и «ловушками».

Государство не должно противопоста­вляться рынку или пониматься как акционер экономики, напро­тив, оно призвано осуществлять функцию создания условий конку­рентоспособного, безопасного и устойчивого развития всех хозяй­ствующих субъектов за счет эффективной реализации функции распоряжения национальным имуществом и обеспечения консо­лидированных интересов общества. На уровне государства осу­ществляются наиболее мощные институциональные импульсы в отношении фирм, однако такие воздействия могут стать экстремаль­ными, принимая форму угроз.

 Проведенный анализ показывает, что система защиты института фирмы в целом как устойчивой функционально-структурной модели предпринимательства относится к классу иерархических многоуров­невых систем. На микроуровне действие данной системы реализует­ся в целенаправленном создании встроенных механизмов защиты бизнеса и организации ее использования с максимальным результа­том при минимальных издержках в соответствии со спецификой стратегии развития конкретных фирм. На макроуровне система за­щиты института фирмы продуцируется в совокупность условий за­щищенности цивилизованного бизнеса в масштабе страны, региона, отрасли (сферы) предпринимательской деятельности, обеспечиваю­щих эффективное распределение (аллокацию) используемых ресур­сов и факторов.

 В основе создания специализированного подразделения с функ­цией обеспечения защиты фирмы от экстремальных воздействий среды должна лежать определенная концепция, включающая цель системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельно­сти, объект и субъект, стратегию и тактику.

Цель данного подразделения — минимизация внешних угроз со­стоянию фирмы, в том числе ее человеческим, техническим, мате­риальным и трансакционным факторам, товарным и финансовым потокам на основе комплекса мероприятий институционального и организационного характера.

Следует иметь в виду, что наибольшее значение для обеспечения экономической безопасности фирмы при­надлежит согласованному взаимодействию защитного подразделе­ния с другими органами и функциональными системами фирмы. В противном случае неизбежным станет его изоляция и последующее вырождение.

 В процессе достижения этой генеральной цели осуществляется решение защитным подразделением конкретных задач, объединяю­щих все направления обеспечения безопасности фирмы.

Представляется возможным выделение ключевых из их числа:

• прогнозирование возможных угроз экономической безопас­ности;

• организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

• выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз эко­номической безопасности;

• принятие решений и организация деятельности по реагиро­ванию на возникшие угрозы;

• постоянное совершенствование системы обеспечения эконо­мической безопасности предпринимательства.

Организация защитного подразделения фирмы и функциониро­вание комплексной системы обеспечения ее экономической безо­пасности в целях максимальной эффективности должны основы­ваться на ряде следующих принципов, изложенных в работах В.И. Ярочкина и Я.В. Бузановой и в целом отвечающих системному под­ходу.

1. Принцип законности.

Вся деятельность фирмы, в том числе ее защитного подразделения, должна носить безусловно законный характер, иначе система обеспечения безопасности будет внутренне противоречивой и чреватой дополнительными потерями. В качестве негативных последствий могут быть различного рода санкции право­охранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и др.

 2. Принцип экономической целесообразности.

Следует органи­зовывать защиту только тех объектов фирмы, затраты на защиту ко­торых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности фирмы по ор­ганизации системы экономической безопасности. Необходимо срав­нение альтернативных издержек на организацию и функционирова­ние собственного защитного подразделения и привлечения специа­лизированной охранной фирмы в качестве внешнего агента по меха­низму аутсорсинга.

 3. Сочетание превентивных и реактивных мер.

Превентивными являются меры предупредительного характера, позволяющие не до­пустить возникновения или реализации угроз экономической безо­пасности фирмы. В свою очередь, к реактивным относятся меры, которые предпри­нимаются в случае реального возникновения угроз или необходимо­сти минимизации их негативных последствий.

 4. Принцип непрерывности.

Он предполагает, что функционирова­ние защитного подразделения и комплексной системы обеспечения экономической безопасности фирмы является цикличным замкну­тым процессом.

 5.   Принцип дифференцированности.

Принцип означает, что выбор мер по преодоле­нию возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации.

 6. Принцип координации.

Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование действий и планов защитного подразделения с другими структурами фирмы и сочетание организа­ционных, институциональных и других методов защиты.

 7. Принцип централизации предполагает подконтрольность за­щитного подразделения исключительно руководителю фирмы. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не де­формировалась в замкнутое образование, ориентированное на реше­ние узких задач, без учета интересов фирмы в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного со­вершенствования.

 

Объектом внутрифирменной системы защиты от угроз в целом выступает конкурентный статус фирмы в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты являются трансформа­ционные и трансакционные факторы деятельности фирмы, ее запа­сы, товарные и финансовые потоки, каналы взаимодействий с вне­шней средой, экономическое пространство фирмы.

 М.И.Королев, к.э.н., руководитель Объединения охранных агентств «Глобал-Безопасность».