К информационным угрозам относится и утечка информации по техническим каналам, за счет которой существенно возрастает вероятность овладения ком­мерческими секретами данной фирмы конкурирующими структура­ми, а также разглашение конфиденциальных сведений сотрудника­ми коммерческого предприятия, как по незнанию, так и по злому умыслу.

Среди информационных угроз имеют особое значение:

- распростра­нение ложной информации о продукции фирмы и ее финансовом положении; - незаконное ознакомление с конфиденциальной внутри­фирменной информацией;

- изменение (фальсификация) состава и структуры информации (баз данных), модификация внутренней ин­формации в интересах злоумышленника;

- разрушение информации (например, путем компьютерных вирусов).

 Осуществление этих угроз может быть реализовано также путем неофициального доступа к источникам конфиденциальной информации; путем перехвата ин­формации, передаваемой средствами связи или излучаемой различ­ными техническими средствами; через переговорные процессы меж­ду представителями различных структур и др.

 Формирование видового многообразия информационных угроз конкурентным позициям современных российских фирм происхо­дит на общем фоне информационной асимметрии экономики, свя­занной с полной или частичной недоступностью предпринимателей к оперативной информации о новых законодательных и иных норма­тивных актах, в частности, в области лицензирования хозяйственной деятельности, налоговой политики, льгот и преимуществ для субъек­тов малого предпринимательства, конкурсов и т.д.

 Следует признать, что в хозяйственных системах индустриально­го типа, к которым относится и экономика современной России, обеспечение трансформационной безопасности фирм является при­оритетным, тогда как трансакционные угрозы имеют недостаточно высокое значение.

В нашей стране они характерны только для инно­вационных фирм, особенно функционирующих в высокотехноло­гичных отраслях экономики, а также для фирм, действующих в сфе­рах услуг и обращения, где имеет значение накопленный «социаль­ный капитал» — права собственности, авторские и смежные права, патенты и лицензии, товарные марки, бренды, франшизы, контрак­ты и соглашения, клиентела и др.

 Угрозы, опасность, риски, безопасность и, в целом, защита могут рассматриваться на пяти взаимосвязанных уровнях строения фирмы:

трех основных (нано — рабочие места, мини — подразделения и микро — фирма в целом),

и двух промежуточных (мезо-1 — профессио­нальные группы работников, мезо-2 - функциональные системы фирмы).

 С учетом данных уровней необходимо проектировать систему за­щиты фирмы, организационно - экономический механизм которой, как способ преобразования опасности в защиту, должен дифферен­цировать цели, субъектов, инструменты, политику и другие элемен­ты обеспечения безопасности по всем этим уровням.

Рассмотрим многоуровневую структуру угроз конкурентоспособности и устойчивости фирмы.

По источникам угрозы фирме следует разделить их на внутрен­ние и внешние, автохтонные (созданные внутренними субъектами) и аллохтонные (реализуемые зарубежными субъектами).

К внешним аллохтонным угрозам относятся:

1. Разведывательная деятельность иностранных спецслужб и ор­ганизаций по добыванию материалов, связанных с созданием в Рос­сии новейших образцов техники и технологий, результатов фунда­ментальных и прикладных научных исследований, опережающих мировой опыт; сбору конфиденциальных сведений экономического характера, обладание которыми наносит или может нанести ущерб оборонно-экономическому потенциалу, стратегическим позициям России на мировом рынке.

2. Деятельность иностранных организаций, фирм, компаний, направленная в ущерб национальным интересам и безопасности России за счет: ослабления или даже свертывания российских произ­водств с конкурентоспособной продукцией, в частности в ходе при­ватизации (через приобретение части капитала) и конверсии этих предприятий; стимулирования утечки «мозгов», вывоза из России капиталов и стратегически важных научно-технических разработок и стратегических сырьевых товаров; попыток поставить страну в зави­симость от импорта за счет продажи специфического оборудования.

3. Проникновение в российское экономическое пространство международных преступных структур и их капитала, различного ро­да авантюристов и мошенников из числа иностранных граждан.

 К внешним автохтонным угрозам, создаваемым деятельностью субъектов национальной экономики, относятся:

1. Постоянное расширение масштабов коррупции в органах го­сударственной власти, проникновение в них преступных элементов, что, в свою очередь, влияет на развитие негативных тенденций в сфе­рах приватизации, финансово-банковской деятельности в сфере вне­шнеэкономических связей.

2. Рост экономической преступности, включая контрабанду и незаконный экспорт капиталов, валюты, стратегического сырья, преступления в финансовой сфере, фальшивомонетничество и неза­конные операции с ценными бумагами, по привлечению вкладов.

3. Организованная преступная деятельность в экономике, про­никновение криминального капитала в важнейшие и наиболее до­ходные сферы легального бизнеса.

4. Недобросовестная конкуренция на рынке сбыта продукции фирмы, включая запрещенные формы рекламы, создание барьеров на пути движения товаропотоков фирмы и т.п.

 Если внешние угрозы возникают из среды, оказывая давление на границу (экономическую «мембрану») фирмы и нарушая ее равнове­сие, то внутренние связаны с падением экономического иммунитета фирмы и повышением ее восприимчивости к экстремальным внеш­ним воздействиям. При этом внутренние угрозы могут быть как авто­хтонного происхождения (т.е. создаются по вине агентов фирмы), так и аллохтонного, когда источник деструктивного воздействия вне­дряется в фирму внешним субъектом.

 К внутренним автохтонным угрозам могут быть отнесены, в част­ности:

1) преднамеренные преступные действия (продажность) пер­сонала фирмы из-за низкого профессионализма и недобросовестно­сти;

2) непреднамеренные действия и ошибки сотрудников;

3) отказ оборудования и технических средств;

4) сбои программного обеспе­чения средств обработки информации.

Кроме того, к ним также от­носятся, например, внедрение вирусов в локальную внутрифирмен­ную компьютерную сеть, «вживление» промышленных шпионов и тайных агентов в персонал фирмы и т.д.

 

Соотношение между источниками угроз, на основании авторского опыта, может быть выражено неравенством 80/20, где примерно 80% угроз имеет автохтонный характер, а 20% — аллохтонный. Это связано с относительной обособленностью фирмы в среде, наличием у нее гра­ницы как входного барьера на пути аллохтонных агентов и действий.

 Сферы проявления угроз безопасности фирмы

Угрозы безопасности фирмы проявляются в следующих основ­ных сферах — экономика, экология, политика, социальная сфера, сфера обороны, культура и др. Рассмотрим их более подробно в соот­ветствии с актуальной спецификой.

К группе экономических угроз конкурентоспособности, устойчи­вости и безопасности фирмы относятся: хищения, совершенные пу­тем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положени­ем; кражи; взяточничество; корыстные злоупотребления властью или служебным положением; контрабанда; нарушение правил ва­лютных операций и пр.

 Анализ динамики преступности говорит о высокой системности данного явления — тенденции одних экономи­ческих преступлений взаимосвязаны, а частично взаимообусловле­ны изменениями других. В структуре экономических преступлений 1/3 составляют хищения государственного и общественного имуще­ства, совершаемые путем присвоения, растраты либо злоупотребле­ния служебным положением. Высокий уровень трансакционных из­держек для фирм порождают должностные преступления и, прежде всего, взяточничество, поразившее практически все звенья упра­вленческих, хозяйственных и коммерческих структур.

По данным автора в экономике России сложилась следующая структура преступных действий в отношении фирм и предприятий, 2005 г. (по видам преступлений и их удельному весу в общем количестве):

Преступления против личности – 4,3;

Хулиганские действия – 7,2;

Кражи – 49,9;

Грабежи и разбойные нападения - 7,0;

Присвоение вверенного имущества - 1,3;

Мошенничество и финансовой сфере - 2,5;

Иные преступления - 28,3.

 

 Анализ показывает, что социально-рыночный хозяйственный механизм характеризуется многочисленными превращенными фор­мами — теневыми и криминальными. В этих специфических усло­виях внутренние и внешние угрозы фирмам тесно взаимодействуют.

Так, общая тенденция криминализации хозяйственной деятельности ведет к снижению морально-этических норм работников, что часто толкает их на действия, наносящие урон своей фирме. Оппортуни­стическими мотивами при этом являются безответственность, не­компетентность (низкая квалификация), личные побуждения (сам­оутверждение, корыстные интересы) и др.

 Приведем характеристики некоторых других си­стемных воздействий, ведущих к возникновению угроз фирмам в со­временной России (2006 г.), по видам воздействий и удельному весу в общем количестве упоминаний).

 

  1. Участие госструктур власти и управление в ком­мерческой деятельности, в том числе для пода­вления конкурентов – 31%;

  2. Использование криминальных структур для по­давления конкурентов – 25%;

  3. Отсутствие необходимого законодательства, по­зволяющего эффективно противодействовать недобросовестной конкуренции – 20%;

  4. Экономический и информационный шпионаж – 20%;

  5. Отсутствие необходимых условий и культуры ве­дения бизнеса, неуважение партнеров, невыпол­нение обязательств, срыв договорных условий

 

В условиях сохраняющейся высокой степени монополизации российской экономики значительные негативные эффекты в ас­пекте продуцирования экономических угроз фирмам, особенно ма­лым, представляет практика недобросовестной конкуренции.

Само это понятие является образным, поскольку такая недобросовестная кон­куренция, как специфическая экономическая форма столкновения интересов хозяйствующих субъектов, включает:

а)         действия конкурентов, которые противоречат неформальным нормам деловой этики, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и влекут потери дру­гих хозяйствующих субъектов (включая нанесение ущерба их дело­вой репутации);

б)         действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, способные причинить ущерб другим субъектам рынка.

 Иначе говоря, технологии, методы и инструменты недобросо­вестной конкуренции вступают в противоречие не только с неофи­циальными нормами, сложившимися в предпринимательской сре­де, но и с правовыми нормами действующего законодательства. По­этому корректнее считаем применение термина «экстремистская конкуренция», связанного с применением низкопробных методов ведения конкурентной борьбы и с нарушением действующих право­вых норм.

 

Основной принцип недобросовестной конкуренции заключает­ся в стремлении укрепить свое положение на рынке за счет ослабле­ния позиций конкурентов или обмана потребителей. Для этого на конкурирующие фирмы оказывается соответствующее давление, ко­торое может осуществляться в прямом или косвенном виде.

К числу таких действий относятся:

- использование своего экономического потенциала для прода­жи продукции по ценам ниже себестоимости (демпинг) с целью подрыва конкурента и последующего вытеснения его с рынка;

- злоупотребление господствующим положением на рынке (монополия);

- установление дискриминационных коммерческих условий;

- тайный сговор на торгах и неофициальное создание тайны) картелей;

- выпуск продукции с характеристиками, не соответствующи­ми рекламе;

- подделка и производство оригинальных изделий, выпу­скаемых конкурентами;   

- незаконное использование товарных знаков для маркировки своей продукции.

 

Наиболее распространенные формы и методы недобросовестно конкуренции в России (2006 г.) – виды методов и их удельный вес в общем количестве упоминаний (%).

 

Экономическое подавление:

срыв сделок и новых соглашений;

парализация деятельности фирм с использованием полномочий госорганов, средств массовой информации;

компрометация деятельности фирм за счет недоб­росовестной рекламы;

шантаж, компрометация руководителей и отдель­ных сотрудников

Физическое подавление:

ограбления и разбойные нападения на офисы, склады;

угрозы физических расправ

Промышленный шпионаж:

подкуп сотрудников;

передача документов и разработок;

копирование программ и данных;

проникновение в ПЭВМ;

подслушивание переговоров

Источник: данные авт. (соц. опрос).

Значительную угрозу отечественным фирмам наносит мошенни чество — завладение имуществом или приобретение права собственности путем обмана либо злоупотребления доверием. Способы завладе­ния имуществом при мошенничестве своеобразны: оппортунист при­бегает к обману лиц, во владении или ведении которых оно находится, в результате чего они, будучи введенными в заблуждение, добровольно передают ему имущество, полагая, что последний имеет право его по­лучать. При совершении мошенничества обман выступает в качестве одного из элементов способа совершения преступления, является необходимым признаком, обуславливающим неправомерный переход имущества из владения правомочного лица в незаконное владение пре­ступника. Цель мошеннического обмана - ввести в заблуждении вла­дельца имущества и добиться добровольной передачи его в распоряже­ние оппортуниста, чью деятельность можно охарактеризовать как «преследование личного интереса с использованием коварства»39.

К типичным видам мошенничества в российских фирмах отно­сятся:

воровство наличности из кассы (воровство чеков; использова­ние наличности не по назначению; фальсификация кассовых книг; фальсификация сумм на банковских счетах; подделка чеков; исполь­зование поступлений в пенсионные фонды не по назначению; опла­та личных счетов чеками фирмы);

представление фальсифицированных счетов (фальсификация транспортных накладных; завышенное фактурирование и др.);

кражи инвентаря (сговор с клиентами или поставщиками; по­лучение взятки за определенные услуги; использование подставных поставщиков; завышение цен);

выдача фальшивых векселей;

использование имущества фирмы в личных целях (предоста­вление заказов за взятки; мошенничество с кредитными карточка­ми);

фальсификация записей в бухгалтерских книгах для улучше­ния отчетности или для покрытия недостач;

несанкционированная продажа имущества фирмы (инвента­ря, оборудования, отходов производства);

мошенничество с выплатой заработной платы (обналичивание невостребованных чеков; оплата труда работников-»подснежников», т.е. «мертвых душ»);

компьютерные преступления.

К основным элементам, определяющим мотивацию и возмож­ности для совершения мошенничества, можно отнести: а) давление внешних обстоятельств; б) возможность совершить и некоторое вре­мя скрывать акт мошенничества; в) личные моральные факторы, оправдывающие преступные действия.

Примерно 95% от всех случа­ев мошенничества вызваны или финансовыми затруднениями, или общечеловеческими пороками, в том числе жадностью, жизнью не по средствам, большими долгами, большими счетами за покупки и другие виды обслуживания, хроническим отсутствием денег, неожи­данной потребностью в деньгах. Надо отметить, что пороки и при­страстия (азартные игры, наркотики, алкоголь, сексуальные удо­вольствия) относятся к худшим из факторов мошенничества, так как носят долговременный и постоянный характер, часто принимая хро­ническую форму.

Заметно растет количество злоупотреблений в финансово-кре­дитной сфере, среди которых получение кредита обманным путем, выпуск и распространение необеспеченных ценных бумаг, а также нарушение порядка их эмиссии, незаконные операции по переводу за границу значительных денежных сумм, подделка банковских че­ков и кредитных карточек, мошеннические способы при обмене валюты и в страховании.

(Продолжение следует)