В статье Андрея Кротова в «Народной газете» и на соответствующем сайте подробно описываются знаковые события, которые произошли совсем недавно на ОАО «Завод «Искра» в г. Ульяновске. Предприятие-банкрот (процедура банкротства началась на нем в апреле 2005 года), справившись со всеми проблемами, трудностями, отбив рейдерские атаки и преодолев кризис, можно сказать, возродилось к новой жизни.

Один из тех людей, кто имел самое непосредственное отношение к возрождению «Искры», — советник президента Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (АМС НСБ), руководитель «Долгового центра НСБ» Сергей Абрамов

…Комментарий Е.Карабанова: Оценивая ситуацию с проводящимися захватами оборонных и градообразующих предприятий, мы создали «Долговой центр НСБ», и включили в его состав лучших специалистов по многим важным направлениям экономики и безопасности…

 «Во вторник, 10 июня, была введена в эксплуатацию новая гальваническая линия. А за несколько дней до этого завод стал частью ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Поздравляя собравшихся со столь знаменательными событиями, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заметил: «Из «Искры» возгорится пламя, как говорил Ленин». Глава региона сказал, что это только первые шаги в развитии предприятия и выразил  уверенность, что «с таким подходом завод «Искра» сможет гораздо более уверенно чувствовать себя на рынке».

— Но главным итогом работы, которого никто от нас не ожидал, стал существенный — в два раза! — рост объемов производства и продаж, — сказал в интервью «НГ» технический директор «Искры» Марк Лагун.

Гальваническая линия, позволяющая использовать современные технологии для покрытия деталей в полупроводниковом производстве и в два раза увеличивающая производительность труда, — не самое последнее достижение предприятия. За счет собственных средств завод построил еще и новую систему вытяжной вентиляции. (Общая сумма вложений составила 10,5 миллиона рублей). А до этого была смонтирована и введена в эксплуатацию современная сборочная линия по производству силовых полупроводниковых приборов, укомплектованная импортным оборудованием. Такой линии сегодня нет ни на одном родственном «Искре» российском предприятии. Запущена уникальная вакуумная печь с турбомолекулярным насосом для сборки силовых приборов. Введены в эксплуатацию станция газификации жидкого азота и кислорода, обеспечивающая основное производство качественными энергоносителями, и станция по выработке деионизованной воды. Не всякое предприятие-банкрот сегодня может подняться с колен и не просто подняться, а заработать эффективно, стабильно, имея серьезный задел на будущее и перспективы роста».

 Никто и не ожидал

Все присутствовавшие на пуске новой гальванической линии удивлялись, как «Искре» вообще удалось выстоять. Вспоминали радиоламповый завод — предприятие гораздо более мощное, чем «Искра». Но сколь варварски распорядились с его активами новые хозяева. Нет его. Кануло в Лету…

— Если есть желание восстановить производство и вывести предприятие из банкротства, то пути и средства для этого найдутся, — заметил Сергей Абрамов.

Его команда подключилась к работе по разрешению ситуации на «Искре» по просьбе руководства механического завода (с начала процедуры банкротства его усиленно выпихивали из состава кредиторов).

Был заключен договор с ООО «Долговой центр НСБ». Благодаря совместным действиям НСБ и ОАО «УМЗ» была произведена смена саморегулируемой организации арбитражных управляющих (15 августа 2006 года к обязанностям конкурсного управляющего на ОАО «Завод «Искра» приступил Александр Иванов), после чего и началось оздоровление предприятия.

 Работала Команда (с большой буквы) исключительно на правовом поле, заметил в интервью «Народной газете» Александр Иванов. И вот результат: предприятие возрождается.

— В этом году мы расплатимся со всеми кредиторами, — заверил нас Александр Владимирович. — И можно продолжать работать дальше. Так сказать, с чистого листа…

 «Кредиторка» из воздуха

Далее в материале «Искрометная победа» журналист пишет, что действительно, Сергей Абрамов и его команда сотворили чудо. Ведь до их прихода на завод его медленно, но верно вели к полной ликвидации. В банкротстве «Искры» принимала участие опытная команда черных рейдеров (от английского raider — захватчик, налетчик).

«Одними из крупнейших кредиторов «Искры» помимо Ульяновского механического завода и налоговой инспекции уже в ходе процедуры банкротства (до назначения Иванова конкурсным управляющим) стали сразу несколько фирм. В итоге с момента введения в отношении «Искры» предыдущего конкурсного производства (11.04.2005 г.) и до утверждения действующего сейчас Александра Иванова конкурсным управляющим (15.08.2006 г.) задолженность предприятия увеличилась более чем в 11 раз: с 8,5 млн. рублей до 94,7 млн. рублей».

 Основными «тяжеловозами» оказались два договора: на очистку систем вентиляции на сумму 39,1 млн. рублей («Симбирсквентиляция), а также поставки оборудования на сумму около 40 миллионов рублей (ЗАО «КонсалтГарантия»). Что касается оборудования, стоимость которого сильно завышена (была сделана независимая оценка), то никакой насущной необходимости в его приобретении не было. (Оно и не использовалось!). Решениями арбитражного суда Ульяновской области, постановлениями одиннадцатого арбитражного суда и федерального арбитражного суда Поволжского округа договоры, на основании которых в реестр требований кредиторов включено ЗАО «КонсалтГарантия», были признаны недействительными (ничтожными).

Самым сложным оказалось прояснить ситуацию по договору на очистку систем вентиляции от 2005 года. Он вообще был заключен просто с беспрецедентным завышением реальной стоимости — 39 миллионов рублей! У всех, кому звонила команда нового конкурсного управляющего, сумма вызывала истерический смех:

— Вы ничего не перепутали? Может, 39 тысяч?

Нет, именно 39 миллионов. Да за такую сумму, говорили специалисты, можно было прочистить чуть не все воздуховоды Ульяновска.

Мат в несколько ходов поставила им команда Сергея Абрамова. «Искровцы» подали на «вентиляторов» в суд. Естественно, потребовалось заключение экспертов — что объемы и цены завышены. Поиском специалистов занимался представитель «Долгового центра НСБ» в Приволжском федеральном округе Олег Еремин. По его словам, это оказалось непростым делом.

«Подумав» два-три дня, все, к кому обращались члены команды Абрамова с просьбой о проведении экспертизы, почему-то отказывались это делать. Интересовались только — а смогут ли им предоставить… гарантии личной безопасности. Такой же вопрос задали и нижегородцы. Гарантии им пообещали. Но и они не решились.

 …Без комментариев, но с тонким знанием и пониманием реальной ситуации, и решением вопросов обеспечения личной безопасности.

Пришлось искать специалистов в других федеральных округах. Наконец нашлась одна независимая фирма. Экспертиза уже проведена. А ее результаты предоставят в суд, ближайшее заседание которого состоится 10 июля. Осталось ждать недолго.

 «Нарушитель»

Казалось бы, все отлично: скоро банкротство в отношении «Искры» будет прекращено, и завод заработает в полную силу. Уже сегодня госзаказ выполняется в срок, объемы производства растут. Вот-вот придет приказ о назначении генерального директора завода (его кандидатуру сейчас согласовывают в разных инстанциях). Действия конкурсного управляющего Александра Иванова направлены на защиту интересов должника, государства, уполномоченного органа и иных конкурсных кредиторов. Но это устраивает не всех.

17 июня 2008 года Александра Иванова вызвали в управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, чтобы составить на него… протокол об административном правонарушении. За что его привлекают? За то, что на предприятии-банкроте существует касса и через нее осуществляются кассовые операции (при том, что здесь работает около 400 человек). В общем, за деятельность, которая, по мнению должностных лиц, противоправна. Согласно закону «О банкротстве (несостоятельности)», такое предприятие должно в первую очередь расплачиваться с кредиторами. А оно — зарплату людям платит! Мол, непорядок.

Кстати, протокол на конкурсного управляющего составляют не впервые. 20 марта прошлого года начальник отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих УФРС госпожа Бирюкова пыталась его привлечь к ответственности за прием на работу исполнительного директора и продажу отходов металла (лома). Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не нашел никаких нарушений в действиях Иванова.

 Кого они защищают

«Протокол тот был составлен без… участия Александра Владимировича Иванова. Прямо сказать — в его отсутствие. Так что с материалами дела познакомиться Иванову в тот раз не довелось. Выступая в арбитражном суде города Москвы, Александр Владимирович об этом поведал. Не забыл и о другом, не менее важном обстоятельстве.

— В связи с тем, что я не присутствовал при составлении протокола, я не смог заявить отвода начальнику отдела Бирюковой Л.И., так как она является заинтересованным лицом в данном деле, — сообщил Иванов «НГ». — Бывший муж Бирюковой — Бирюков В.А. 4 апреля 2006 года был принят на работу на ОАО «Завод «Искра» конкурсным управляющим Вампиловым, который впоследствии был отстранен. После моего назначения 15 августа 2006 года конкурсным управляющим в соответствии с ФЗ-127 были предупреждены, а затем уволены в связи с ликвидацией предприятия около 40 человек. В связи с отсутствием необходимости в их дальнейшей работе. Одним из уволенных был и замдиректора по безопасности Бирюков В.А. (Его уволили 9 января 2007 г.). Таким образом, госпожа Бирюкова — фактически лицо заинтересованное и возможность ее участия в производстве по делу об административном правонарушении в отношении Иванова А.В. исключается.

Но и спустя год с небольшим та же госпожа Бирюкова вновь вызывает Александра Иванова для составления протокола.

Парадокс, да и только. Но сам Иванов и член команды Абрамова относятся к таким «выпадам» спокойно. Что называется, мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Дальше. Спасать другие предприятия. Их совесть чиста».

 Комментарий Е.Карабанова: Мы развиваем свою деятельность в этом направлении, и уже работаем в целом ряде городов-миллионников, обеспечивая реальную экономическую безопасность крупных производственных предприятий.