Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ненормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Способы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц при осуществлении контроля (надзора):
Обжалование прокурору.
Граждане и должностные лица вправе обратиться с обращением (письмом, заявлением, жалобой) в прокуратуру в случае нарушения их конституционных прав и свобод, по вопросам укрепления законности и правопорядка.
Обращения подаются в письменном виде прокурору, к компетенции которого относится решение вопроса.
В обращении указываются фамилия, имя и отчество, адрес заявителя и в произвольной форме излагаются суть вопроса и достаточные для разрешения обращения сведения, а также ссылки на нормативные правовые акты, несоблюдением или неисполнением которых нарушены права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей.
Прокуратура разрешает обращения по поводу нарушения закона, неподведомственные суду, связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Жалобы на вступившие в силу судебные решения принимаются прокуратурой от лиц, имеющих в соответствии с процессуальным законом право их обжаловать.
Жалобы по таким решениям от других лиц принимаются и разрешаются прокуратурой в том случае, если в них сообщается о допущенных при рассмотрении дела нарушениях закона.
Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, направляются по принадлежности, о чем сообщается заявителю, либо им разъясняется, куда им следует обратиться.
Прокуратура, к компетенции которой относится решение вопроса, обязана принять исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений, пресечению нарушений законов, привлечению виновных лиц к установленной ответственности.
Жалобы на нарушение конституционных прав граждан рассматриваются в течение 5 дней. Остальные обращения граждан разрешаются не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.
Срок разрешения обращений может быть продлен руководителем прокуратуры с обязательным уведомлением заявителя о причинах задержки и характере принимаемых мер.
Отказ в удовлетворении жалоб должен быть аргументирован нормами закона, конкретными доказательствами, со ссылкой на материалы проверок, уголовных дел. Заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности посвящен специальный приказ Генерального прокурора от 17 августа 2005 г. № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности».
В первой части указанного приказа отмечается, что материалы прокурорских проверок, поступающие в органы прокуратуры обращения субъектов предпринимательской деятельности, свидетельствуют о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей как органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.
В целях совершенствования практики прокурорского надзора в указанном направлении предлагается, в частности, обеспечить средствами прокурорского надзора и реагирования безусловное соблюдение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). С этой целью наладить действенную систему контроля за законностью использования органами государственного контроля (надзора) полномочий по проведению проверок выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к работам, услугам, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Бескомпромиссно реагировать на вскрытые факты коррупции и других злоупотреблений и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля (надзора).
Решительно пресекать факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.
Обеспечить действенный надзор за законностью разрешения жалоб, заявлений и сообщений представителей субъектов предпринимательской деятельности о фактах нарушения законодательства.
Обжалование в судебном порядке.
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 46 Конституции решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы через суд.
Действия государственных служащих, подлежащие обжалованию через суд.
Закон РФ от 27 апреля 93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относит коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обжаловать также бездействие указанных органов и должностных лиц, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.
Сроки обращения с жалобой в суд.
Гражданин вправе обратиться с жалобой либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение месяца. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина либо нахождения соответствующего органа. Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:
- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях и их последствиях.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов и должностных лиц, граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.
Решение направляется соответствующему органу, должностному лицу не позднее 10 дней после вступления решения в силу.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня решения суда.
Распределение судебных издержек.
Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.
Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на орган, должностное лицо, если установит, что их действия были незаконными.
Судебные издержки возлагаются на последних также в случае признания судом их действий законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу жалоба была оставлена без ответа, либо ответ дан с нарушением установленного срока.
От редакции: разделом из методического пособия «для сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов, руководителей частных охранных организаций и служб безопасности, частных охранников» «Пропускной режим и государственный контроль на объектах частной охраны»» (2007 г.) мы продолжаем цикл статей, посвященных системным вопросам безопасности предпринимательства. Материалы будут формироваться, в том числе и на основе ваших пожеланий.