Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов го­сударственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Ненормативные правовые акты, принятые органами государ­ственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Рос­сийской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Способы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц при осуществлении контроля (надзора):

 Обжалование прокурору.

Граждане и должностные лица вправе обратиться с обращением (письмом, заявлением, жалобой) в прокуратуру в случае нарушения их конституционных прав и сво­бод, по вопросам укрепления законности и правопорядка.

Обращения подаются в письменном виде прокурору, к компе­тенции которого относится решение вопроса.

В обращении указываются фамилия, имя и отчество, адрес заявителя и в произвольной форме излагаются суть вопроса и доста­точные для разрешения обращения сведения, а также ссылки на нор­мативные правовые акты, несоблюдением или неисполнением которых нарушены права и законные интересы граждан и юридиче­ских лиц.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему про­курору с уведомлением об этом заявителей.

Прокуратура разрешает обращения по поводу нарушения за­кона, неподведомственные суду, связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Жалобы на вступившие в силу судебные решения принимаются прокуратурой от лиц, имеющих в соответст­вии с процессуальным законом право их обжаловать.

Жалобы по таким решениям от других лиц принимаются и разрешаются прокуратурой в том случае, если в них сообщается о допущенных при рассмотрении дела нарушениях закона.

Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокурату­ры, направляются по принадлежности, о чем сообщается заявителю, либо им разъясняется, куда им следует обратиться.

Прокуратура, к компетенции которой относится решение во­проса, обязана принять исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений, пресечению нарушений законов, привле­чению виновных лиц к установленной ответственности.

Жалобы на нарушение конституционных прав граждан рас­сматриваются в течение 5 дней. Остальные обращения граждан раз­решаются не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.

Срок разрешения обращений может быть продлен руководите­лем прокуратуры с обязательным уведомлением заявителя о причи­нах задержки и характере принимаемых мер.

Отказ в удовлетворении жалоб должен быть аргументирован нормами закона, конкретными доказательствами, со ссылкой на ма­териалы проверок, уголовных дел. Заявителю должен быть разъяс­нен порядок обжалования принятого решения.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Вопросам защиты прав субъектов предпринимательской дея­тельности посвящен специальный приказ Генерального прокурора от 17 августа 2005 г. № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности».

В первой части указанного приказа отмечается, что материалы прокурорских проверок, поступающие в органы прокуратуры обра­щения субъектов предпринимательской деятельности, свидетельст­вуют о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей как органами власти субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.

В целях совершенствования практики прокурорского надзора в указанном направлении предлагается, в частности, обеспечить сред­ствами прокурорского надзора и реагирования безусловное соблю­дение требований Федерального закона «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении го­сударственного контроля (надзора). С этой целью наладить действенную систему контроля за законностью использования орга­нами государственного контроля (надзора) полномочий по проведе­нию проверок выполнения юридическими лицами и индивидуаль­ными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к работам, услугам, установленных федераль­ными законами или принимаемыми в соответствии с ними норма­тивными правовыми актами.

Бескомпромиссно реагировать на вскрытые факты коррупции и других злоупотреблений и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

Решительно пресекать факты незаконного применения к юри­дическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуж­дения и ответственности.

Обеспечить действенный надзор за законностью разрешения жалоб, заявлений и сообщений представителей субъектов пред­принимательской деятельности о фактах нарушения законода­тельства.

 Обжалование в судебном порядке.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 46 Конституции решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы через суд.

Действия государственных служащих, подлежащие обжалова­нию через суд.           

Закон РФ от 27 апреля 93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (ре­шениям), которые могут быть обжалованы в суд, относит коллеги­альные и единоличные действия (решения), в том числе представле­ние официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

 Гражданин вправе обжаловать также бездействие указанных органов и должностных лиц, если оно повлекло за собой перечис­ленные последствия.

Сроки обращения с жалобой в суд.

Гражданин вправе об­ратиться с жалобой либо непосредственно в суд, либо к выше­стоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение месяца. Если гра­жданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина либо нахождения соответствующего органа. Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:

- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о наруше­нии его права;

- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведом­ления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовле­творении жалобы или со дня истечения месячного срока после пода­чи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, за­труднившие получение информации об обжалованных действиях и их последствиях.

 Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов и должностных лиц, граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.

Решение направляется соответствующему органу, должност­ному лицу не позднее 10 дней после вступления решения в силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и граж­данину не позднее чем в течение месяца со дня решения суда.

 Распределение судебных издержек.

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, мо­гут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на орган, должностное лицо, если установит, что их действия были незаконными.

Судебные издержки возлагаются на последних также в случае признания судом их действий законными, если поданная граждани­ном вышестоящему в порядке подчиненности органу жалоба была оставлена без ответа, либо ответ дан с нарушением установленного срока.

 

От редакции: разделом из методического пособия «для сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов, руководителей частных охранных организаций и служб безопасности, частных охранников» «Пропускной режим и государственный контроль на объектах частной охраны»» (2007 г.) мы продолжаем цикл статей, посвященных системным вопросам безопасности предпринимательства. Материалы будут формироваться, в том числе и на основе ваших пожеланий.