Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия и обуславливающих его депрессивное развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития предприятия с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.
Основные цели мониторинга должны быть следующими:
- оценка состояния и динамики развития производства предприятия;
- выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала этого производства;
- определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал производства;
- прогнозирование последствий действия угрожающих факторов, как на потенциал производства, так и на сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией и услугами этого потенциала;
- системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее развития, разработка целевых мероприятий по парированию угроз предприятию.
Мониторинг должен являться результатом взаимодействия всех заинтересованных служб предприятия. При осуществлении мониторинга должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.
Для проведения мониторинга необходимо соответствующее правовое, методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение.
Этапы и содержание осуществления мониторинга:
1. Идентификация фирмы (хозяйствующего субъекта) - объекта мониторинга.
2. Формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности с учетом специфики его функционирования.
3. Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга.
4. Выявление (определение) факторов, характеризующих перспективные направления развития фирмы.
5. Моделирование и формирование сценариев или стратегий развития фирмы.
6. Расчет технико-экономических показателей на всю глубину прогнозного периода.
7. Проведение анализа показателей экономической безопасности.
8. Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности.
Изложенный методологический подход и инструментарий анализа и диагностики состояния фирмы позволяют с достаточной полнотой исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности, осмысленно и целенаправленно организовать и выполнить необходимый мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.
В завершение этого раздела следует заключить, что деятельность предпринимателей в современных условиях хозяйствования является весьма сложной. И это связано не только с общим состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предпринимательства.
Среди этих факторов наибольшее значение имеют следующие:
1. значительная степень монополизации рынка, частично сохранившаяся от прежней административно-командной системы, частично — вновь возникшая. Одновременно нарастает уровень конкурентной борьбы за российские рынки как со стороны отечественных, так и зарубежных производителей;
2. установление контроля криминальных структур над рядом секторов экономики и субъектами хозяйственной деятельности;
3. сохранение значительного давления на субъекты предпринимательской деятельности со стороны государственных органов (например, в сферах лицензирования, налогообложения);
4. криминализация российского бизнеса и учащающееся использование криминальными структурами сделок в целях отмывания грязных денег, вывоза их за рубеж и пр.;
5. наличие ряда социальных проблем — низкий уровень доходов населения, безработица, текучесть кадров, все это снижает степень ответственности и увеличивает вероятность склонности работника к незаконным действиям;
6. несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательства (выражающееся, например, в ориентации правовых норм на борьбу с последствиями правонарушений, а не с причинами, в несоответствии причиненного ущерба и применяемых санкций);
7. отсутствие единства действий и взаимной согласованности различных правоохранительных органов;
8. активизация шпионской и разрушительной деятельности со стороны спецслужб развитых стран и крупных компаний, имеющих большой опыт в данной сфере деятельности;
9. относительная «молодость» российского бизнеса, неотработанность средств и методов защиты собственной экономической безопасности, отсутствие опытных специалистов.
Кроме того, предпринимательская деятельность, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т. д. Особенно усложняется управление, когда фирма является крупным диверсифицированным производственным предприятием, которое имеет широчайшие деловые связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов, заемщиков, клиентов.
В любом случае каждая фирма представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Система — это совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие интегративных качеств, не свойственных ее частям, компонентам. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы (фирмы) и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз и необходима аудиторская деятельность, которая также должна носить системный характер.
Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным и многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов; и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.
Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства — это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.
В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должна лежать определенная концепция.
От редакции: разделом из учебного пособия для вузов «Аудит безопасности фирмы» мы продолжаем цикл статей, посвященных системным вопросам безопасности предпринимательства. Материалы будут формироваться, в том числе и на основе ваших пожеланий.