Одним словом, от этой «эпидемии»» никто и нигде не застрахован. Ни крупные, ни мелкие предприятия, ни юридические, ни физические лица. Есть и такая разновидность этой «эпидемии» − офисные кражи. Об этом поговорим более подробно.
− Понимаешь, какая неприятная вещь у нас в редакции случилась, − рассказывал мне знакомый журналист. – Из кабинета замредактора кто-то «позаимствовал» цифровой фотоаппарат. Недорогой, правда, но факт для нашего небольшого коллектива, неприятный.
По словам рассказчика, неприятное заключалось в том, что, скорее всего, камеру украл кто-то из своих, редакционных.
− Собрались мы на корпоративную вечеринку, никого посторонних в редакции тогда не было.
Кого теперь в краже подозревать? – говорил он.
О мелких кражах могли бы, наверное, припомнить и в других офисах. Где-то пропали деньги, где-то – дамская сумочка или зонтик, где-то компьютерные комплектующие…
Если в офисе завелся «несун», то обстановка в коллективе складывается не самая доброжелательная. Ведь в кражах можно подозревать кого угодно, пока вора не схватят за руку. Нетрудно представить, каково работать людям в атмосфере подозрительности.
Да и руководитель коллектива в этом случае оказывается в весьма затруднительной ситуации. С одной стороны и «несуна» надо бы изобличить. А с другой – как это сделать, чтобы сор из избы не выносить? Ведь воровство в офисе – не лучшая реклама для его сотрудников.
И, тем не менее, проблему как-то решать надо. Как? Привлекать к поиску вора милицию? Вряд ли на этот шаг пойдет руководитель по причине все той же нежелательной огласки. К тому же и кражи-то мелочные. Представьте себе, что сотрудникам придется давать свидетельские показания той же милиции… А если дело дойдет еще и до суда?
Стоит ли в этом случае овчинка выделки?
Вот и приходится втуне от коллектива офисным следопытам придумывать хитроумные ловушки, чтобы вычислить вора.
«Посоветовавшись, мы с руководством редакции сделала так, − рассказывал мне все тот же журналист-приятель. – В качестве приманки мы оставили на столе в кабинете сотрудника кошелек с деньгами. И установили скрытую слежку: кто в кабинет зашел в отсутствие его хозяина…»
Но ни через день, ни через два, ни через неделю на эту приманку никто не клюнул. Видно слишком очевидна она была для «несуна».
Тогда этот же кошелек с деньгами положили в один из шкафов (вроде, как спрятали), из которого, кстати, раньше пропал «цифровик». У вора ведь какая психология: пройдет он мимо того, что плохо лежит раз, другой, а на третий не выдержит, клюнет на «наживку».
Так и случилось, клюнул. Точнее клюнула: ею оказалась молоденькая, около года назад принятая на работу в качестве корректора, сотрудница.
Со слезами на глазах она во всем призналась. И в тот же день уволилась по «собственному желанию».
Как же обезопасить свой офис от подобных инцидентов? Ну, не проводить же руководителю с коллективом воспитательные беседы на тему: воровать грешно, воровать стыдно?..
«Да что тут копья ломать»? – скажет иной читатель. Сегодня столь широк выбор современных технических охранных средств (в том числе и офисных), что глаза разбегаются. Выбирайте, что вам нравится, устанавливайте в кабинетах, других помещениях, скрытое видеонаблюдение и проблема будет решена.
С одной стороны вроде правильное решение. Но не будем забывать, что речь в данном случае идет не о супермакетах и банках, где такие технические средства себя оправдали. Речь об офисных работниках. Каково им будет, если за ними ежедневно, ежечасно будут «подглядывать» те же скрытые камеры наблюдения?
Вопрос неоднозначный не только с этической, но и с юридической точки зрения? Ведь подобная «слежка» идет вразрез с правами человека и вторжением в личную жизнь конкретного работника?
В магазине, банке, обменном пункте это допустимо. А в маленькой, на пять-семь человек конторе? Да и во что обойдется такой фирме установка и обслуживание «наблюдательной системы»? Наконец, что значит, «скрытая камера», если через неделю-другую каждый работник офиса будет о ней знать?
Наверное, в данной ситуации лучшая защита от офисного воровства – честность сотрудников фирмы. Но сегодня еще нет технических средств «для массового пользования», с помощью которых тот же директор фирмы смог бы определить моральные качества (в том числе и такие как честность) принимаемого на работу сотрудника.)
Остается руководителю использовать в своей кадровой политике давно проверенный и надежный способ: приглашать на работу специалистов по рекомендациям знакомых и друзей.