В 1998 г. этот долг сравнялся с денежной массой страны[II]..
Уже второе десятилетие Россию сотрясают процессы, связанные с перераспределением крупных пакетов акций. Так, еще в 1997 г. тогда еще главным редактором газеты «Известия» и председателем совета директоров АО «Известия» И. Голембиовским были предприняты действия, направленные на завладение акциями своего АО через дочерние фирмы путем передачи им права на управление АО «Известия»[III], а 35% акций РАО «Газпром», находящихся в собственности государства, бесплатно и без какого-либо конкурса, по заключенному от имени правительства О. Сысковцом договору были переданы в доверительное управление руководству РАО «Газпром»[IV]. . , а 35% акций РАО «Газпром», находящихся в собственности государства, бесплатно и без какого-либо конкурса, по заключенному от имени правительства О. Сысковцом договору были переданы в доверительное управление руководству РАО «Газпром».
Показательным является опыт приватизации Горьковского автомобильного завода. В середине 1994г. государственная комиссия, занимавшаяся специальным инспектированием обстоятельств приватизации этого крупнейшего автомобильного предприятия, обнаружила свидетельства, подтверждающие покупку ГАЗом через 15 различных подставных фирм на чековом аукционе своих же акций. Цифры говорят сами за себя: администрация предприятия, получив от государства около 100 млрд неденом. рублей на различные цели, в том числе инвестиционные, в форме отсрочек платежей автозавода в бюджет, выделила 46,5 млрд неденом. рублей на приобретение ваучеров через различные фирмы.
Стало известно, что ГАЗ незаконно заключал с этими посредниками договоры «о содействии на фондовом рынке», которые, по сути, являлись договорами комиссии. Через эти структуры руководство сумело скупить от 80 до 90% всех выставленных на продажу акций[V]. .
В мае 1997г. УЭП УВД Челябинской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по расследованию убийства генерального директора Борисовского завода монтажных заготовок были выявлены факты хищений неучтенной готовой продукции на сумму 1,4 млрд неденом. рублей, на которые было приобретено 2769 голосующих акций с номинальной стоимостью 1000 неденом. рублей каждая.
В Самаре была выявлена преступная группа, которая под покровительством депутата Государственной Думы Давыдова занималась «отмыванием» и хищением денежных средств с приватизированных предприятий. Давыдов в сговоре с председателем Совета директоров, генеральным директором и главным бухгалтером АООТ «Горизонт» за счет стократного уменьшения уставного капитала с 682 млн неденом. рублей до 6,9 млн приобрели контрольный пакет акций[VI]..
Таким образом, значительная часть населения оказалась отстраненной от непосредственного участия в процессе приватизации и лишена законных прав на получение максимальной выгоды для себя и своих семей от ее результатов.
Не идеально обстоят дела и у другой части населения, которой волею судьбы довелось называться «акционерами». Нами еще в 1999 г. говорилось о негативной тенденции «выдавливания трудового коллектива из акционеров предприятия»[VII]. Термины «рейдерство», «рейдерская деятельность» еще не имели широкого использования, однако скупка акций с целью получения контрольного пакета уже была распространена.. Термины «рейдерство», «рейдерская деятельность» еще не имели широкого использования, однако скупка акций с целью получения контрольного пакета уже была распространена.
Основными формами деятельности по завладению и использованию фондовых инструментов являлись: создание подставных фирм (офшорных, инвестиционных и пр.) во главе с доверенным лицом или родственником управляющего, директора, иного представителя руководства АО с целью скупки акций у значительной части рядовых акционеров; распространение недостоверной информации в трудовом коллективе, относительно постоянно понижающейся рыночной стоимости акций их предприятия с целью вызвать желание и действия по их отчуждению в интересах «заинтересованных» лиц; получение директоратом права на трастовое (доверительное) управление акциями отдельных членов АО и представление их интересов на собраниях акционеров и др.
Процесс консолидации контрольного пакета акций любыми способами заключался не только в скупке акций своего предприятия, но и компаний-смежников. Это позволяло определенным лицам становиться практически хозяевами регионов. От их финансовой поддержки зависели социально-политическая обстановка, решение кадровых вопросов, они решали, кому быть губернатором, а кому мэром[VIII]..
Уже десять лет назад нас настораживала экспансия московского капитала в провинцию в поисках новых прибылей, когда акции провинциальных предприятий переходили к «внешнему инвестору», а регионы лишались поступления значительных денежных средств от их деятельности[IX]. .
Можно с уверенностью сказать, что подобные явления не просто сохраняются, а имеют тенденцию к более широкому распространению, а московский капитал стремится к монополизации своей деятельности во всех отношениях.
На фоне сказанного закономерным явлением выступает рейдерская деятельность, которая имеет прямое и непосредственное отношение к рынку ценных бумаг, так как возможна путем воздействия на его инструменты, особенно если объектом рейдерской атаки выступает акционерное общество.
Так, в процессе о слушаний по делу о незаконном захвате столичного Научно-исследовательского института эластоматериалов (НИИЭМИ) выяснилось, что для достижения своей цели подсудимые подделали десятки различных документов, сфальсифицировали доказательства по гражданским делам, что позволило им присвоить в общей сложности 173 тысячи 37 обыкновенных акций, составляющих контрольный пакет[X]. .
Конечно же, рейдерство вероятно и в отношении иного хозяйственного товарищества или общества и даже индивидуального частного предприятия, крестьянского, фермерского хозяйства, однако особая опасность рейдерства проявляется тогда, когда оно направлено против акционерного общества, представленного значительным числом акционеров и работников. В подтверждение этого можно привести высказывание авторитетного ученого в области уголовного права д.ю.н., профессора Н. Лопашенко, которая считает, что спецификой рейдерских преступлений следует признать то, что они часто совершаются в отношении ценных бумаг, при этом это могут быть хищения, мошенничество, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения и др.[XI]
В переводе с английского рейдеры – это люди, совершающие налеты, набеги. Рейдерство как преступный способ захвата предприятий и бизнеса появилось в 1920–1930 гг. в США. Однако в современной зарубежной практике рейдерством называют недружественное поглощение предприятий, осуществляемое в рамках закона[XII]..
В этой связи особенной популярностью в качестве мишеней пользуются компании, имеющие собственность и недвижимость в Москве[XIII] и в других крупных городах, а также недооцененные на сегодняшний день, обладающие значительным экономическим потенциалом и рентабельностью. и в других крупных городах, а также недооцененные на сегодняшний день, обладающие значительным экономическим потенциалом и рентабельностью.
Очевидно, что процессы слияния, объединения, поглощения, разделения, иной реорганизации и изменения статуса предприятия регулируются позитивным законодательством[XIV] для вполне легитимной экономической деятельности в пользу собственника(ов), общества и государства. Если же, как отмечает Н. Лопашенко, «смысл некоей экономической деятельности состоит только в получении чужого бизнеса и извлечении из этого прибылей и личной выгоды, создается угроза для собственности и собственника вообще; оба не могут чувствовать себя защищенными в отношениях рынка. Следовательно, государство должно бы позаботиться о нормативном создании правил игры… о правовом регулировании в этой области»[XV]. На сегодняшний день, как отмечает Н. Лопашенко, «гражданское законодательство, образно говоря, не хочет, а уголовное – не может регламентировать соответствующим образом рейдерскую деятельность»[XVI].. На сегодняшний день, как отмечает Н. Лопашенко, «гражданское законодательство, образно говоря, не хочет, а уголовное – не может регламентировать соответствующим образом рейдерскую деятельность». для вполне легитимной экономической деятельности в пользу собственника(ов), общества и государства. Если же, как отмечает Н. Лопашенко, «смысл некоей экономической деятельности состоит только в получении чужого бизнеса и извлечении из этого прибылей и личной выгоды, создается угроза для собственности и собственника вообще; оба не могут чувствовать себя защищенными в отношениях рынка. Следовательно, государство должно бы позаботиться о нормативном создании правил игры… о правовом регулировании в этой области». На сегодняшний день, как отмечает Н. Лопашенко, «гражданское законодательство, образно говоря, не хочет, а уголовное – не может регламентировать соответствующим образом рейдерскую деятельность».
Главная задача современности – сбережение российского народа не может быть решена без стабильности в экономике и социальной сфере. Мы же с Вами видим, с какой легкостью «новые хозяева» избавляются от объектов социальной и культурной сферы, часто существенным образом снижают уровень заработной платы, иных выплат, социальных гарантий наемным работникам и акционерам, оставшимся в меньшинстве.
Правильная идея поделить социалистическое имущество по справедливости между всеми членами российского общества на деле оказалась утопической. Так, А.Б. Чубайс, бывший председатель Комитета по управлению государственным имуществом и «отец» российской приватизации называет создание чековых инвестиционных фондов серьезным «проколом»[XVII], говорит о том, что «забыли» создать систему контроля за проведением чековой приватизации[XVIII]. Результаты такого «государственного управления» почувствовали если не все, то очень многие граждане нашей страны. . Результаты такого «государственного управления» почувствовали если не все, то очень многие граждане нашей страны. , говорит о том, что «забыли» создать систему контроля за проведением чековой приватизации. Результаты такого «государственного управления» почувствовали если не все, то очень многие граждане нашей страны.
Криминальная рейдерская деятельность может быть представлена в самых различных формах и связана с самыми различными преступлениями, в том числе совершаемыми с использованием или в отношении ценных бумаг. Конечная цель криминальных рейдеров – это захват предприятия через консолидацию контрольного пакета его акций (если это АО), посредством совершения любых преступлений, в том числе и против личности, собственности, порядка экономической деятельности, правосудия, порядка управления и др.
На сегодняшний день в производстве органов предварительного следствия находятся 324 уголовных дела, связанных с захватом предприятий, из них в суд направлено 85. Есть первые результаты по рейдерству. К примеру, в Приволжском федеральном округе к 7 и 8 годам лишения свободы были осуждены по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» двое граждан, совершивших незаконные захваты Чебоксарского электроаппаратного завода и Ишлейского завода высоковольтной аппаратуры[XIX]. .
Как говорит Н. Лопашенко, следует принимать во внимание объективную сложность уголовных дел (большое количество вовлеченных, например, в эмиссию, живущих или зарегистрированных при этом в разных концах России, а то и за рубежом; громадный объем делопроизводства по порядку обращения на рынке конкретных ценных бумаг; как правило, высокий статус лиц, которые подозреваются в совершении преступлений и пр.) и с большой долей вероятности спрогнозировать нулевой КПД деятельности по расследованию[XX]..
Многие участники третьей Всероссийской конференции Российского союза промышленников и предпринимателей «Безопасность бизнеса» (апрель, 2007г., г. Москва) не отрицали тот факт, что ввиду несовершенства позитивного законодательства к коррупционным схемам приходится прибегать даже добропорядочным предпринимателям, желающим защитить свою компанию от захвата[XXI]..
В деле борьбы с криминальным рейдерством на рынке ценных бумаг следует использовать все возможности общего и специального предупреждения преступности. В первую очередь – создание адекватного позитивного законодательства, направленного на совершенствование организации и порядка деятельности по слиянию, объединению, поглощению, разделению, иной реорганизации и изменению статуса предприятия, введение необходимых запретов в Уголовный кодекс. Особой превентивной мерой следует считать создание центрального депозитария, законопроект о котором был одобрен комиссией при аппарате правительства и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации[XXII]..
Ставило С.П.
доцент кафедры правовых дисциплин Новороссийского филиала
Краснодарского университета МВД России,
кандидат юридических наук, доцент,
г. Новороссийск
[I] Криничанский К.В. Социально-экономические основы рынка ценных бумаг: Дис. ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 1997. С. 144.
[II] Эри П. Фондовый рынок. Основные понятия. М., 1998. С. 40.
[III] Ставило С.П. Уголовно-правовые и криминологические аспекты рынка ценных бумаг: Дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000. С. 119–121.
[IV] Там же. С. 121.
[V] Романова Н. Как ГАЗ скупал себя на аукционе // Коммерсант-уикли. 1994. № 6. С. 31; Судный день для руководства ГАЗа // Коммерсант-уикли. 1994. № 7. С. 9.
[VI] Игонин Ю.М. Аналитический обзор состояния преступности на рынке ценных бумаг и особенностей применения норм нового Уголовного кодекса РФ // Методические рекомендации по выявлению и раскрытию отдельных преступлений в сфере экономики. Сборник. Н. Новгород: Нижегородский ЮИ МВД РФ. 1998. С. 129–130.
[VII] Ставило С.П. Квалификация и предупреждение преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг: Учебно-практическое пособие. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1999. С. 61.
[VIII] Крыштановская О. В чьих руках собственность? // Аргументы и факты. 1997. № 15. С. 1, 3.
[IX] Там же. С. 1, 3.
[X] Полетаев В. Пираты криминального бизнеса // Российская газета. 2007. № 95. С. 3.
[XI] Лопашенко Н. Рейдерство // Законность. 2007. № 4. С. 7–12.
[XII] Кирпичев А. Пираты ХХI века // Щит и меч. 2007. № 20. С. 3.
[XIII] Николаев В. Театр коммерческих теней // Российская газета. 2007. № 124. С. 4.
[XIV] Под позитивным законодательством в праве понимают законодательство, регулирующее общественные отношения, предписывающее определенные правила поведения (например, гражданское, семейное, налоговое, финансовое), а под негативным – охраняющее общественные отношения, запрещающее определенные формы поведения человека (например, уголовное, административное).
[XV] Лопашенко Н. Указ. раб. С. 7–12.
[XVI] Там же.
[XVII] Приватизация по-российски / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: ВАГРИУС, 1999. С. 186.
[XVIII] Там же. С. 187.
[XIX] Полетаев В. Указ. раб. С. 3.
[XX] Лопашенко Н. Указ. раб. С. 7–12.
[XXI] Сазонов Е. Спасение – деньги из рук утопающих // Российская газета. 2007. № 90. С. 6.
[XXII] Морозова Л. Центральный депозитарий получил «добро» // Российская бизнес-газета. 2007. № 10. С. 3.