Терроризм является наиболее опасным из всех видов преступлений против личности и общества. Создавая атмосферу страха и неуверенности человека в завтрашнем дне, терроризм расшатывает доверие к действующей системе власти. Но, несмотря на то, что террористические акции получают широкий резонанс и вызывают справедливое осуждение, активность террористических организаций не снижается, а возрастает. Практически все террористические акции последних лет направлены на наименее защищенные объекты жилого сектора и инфраструктуры (жилые дома, больницы, школы и т.п.), характеризующиеся сосредоточением большого количества людей, а также объекты транспорта.

В отдельную категорию можно выделить воздушный транспорт, теракты на котором приводят не только к гибели пассажиров и экипажа, захваченные террористами-смертниками самолеты становятся оружием массового поражения (Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.).

Одними из основных объектов террористических акций являются аэропорты. Несмотря на применение новейших средств обеспечения безопасности (системы охранной и тревожной сигнализации, системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и поисково-досмотровой техники) угроза проведения террористических актов на воздушном транспорте остается высокой.

Причиной недостаточной эффективности охраны и антитеррористи­ческой защиты аэропортов является отсутствие комплексного, си­стемного подхода к организации обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности аэропорта и его инфраструктуры – сложный непрерывный процесс, а не одноразовые или случайные мероприятия, которые могут внести неразбериху и несогласованность в работу различных служб.

Система комплексной безопасности должна обеспечивать высокую надежность защиты от всех возможных внутренних и внешних видов угроз и опасных ситуаций (хищения, диверсии, преступления террористического характера), основываясь на комплексном подходе, отражающем сущность деятельности по обеспечению безопасности объекта как на этапе проекти­рования, так и в процессе постоянной работы – этапе эксплуатации.

Комплексный подход основывается на осуществлении и совершен­ствовании:

 организационно-правового обеспечения,

 обучения персонала,

 взаимодействия различных структур обеспечивающих правопорядок и безопасность,

 профилактических методов борьбы с хищениями, контрабандой и преступлениями террористического характера,

 инженерно-технического обеспечения.

При совершенствовании организационно-правового обеспечения необходимо четко определить, разграничить и законодательно закрепить функциональные обязанности, права и ответственность различных служб, обеспечивающих безопасность на территории аэропорта.

Одной из мер повышения безопасности является создание единого центра, координирующего и управляющего работой всех систем безопас­ности и служб по обеспечению правопорядка и безопасности. Для улучше­ния взаимодействия различных структур, обеспечивающих правопорядок и безопасность, их представители должны входить в состав центра для выра­ботки скоординированных действий. Единый центр оснащается системой сбора и обработки информации, а также различными системами связи. Система сбора и обработки информации выполняется на базе интегриро­ванных систем безопасности. Интегрированные системы безопасности со­стоят из подсистем:      

 охранной, тревожной и пожарной сигнализации,

 системы контроля и управления доступом,

 системы видеонаблюдения.

При возникновении чрезвычайных ситуаций на базе единого центра формируется оперативный штаб.

Профилактические мероприятия должны быть непрерывными и носить целенаправленный упреждающий характер. Цель профилактических ме­роприятий – выявление и устранение слабых мест в организации охраны, обеспечении безопасности, а также пресечение угроз и готовность к опе­ративному устранению возможных последствий противоправных действий и опасных ситуаций на ранней стадии. Немаловажным профилактическим мероприятием является работа кадровой службы по:

 подбору кандидатов на работу,

 выявления лиц, склонных к противоправным действиям,

 изучению психологического климата в коллективе,

 исключению текучести кадров.

Не умаляя значения организационно-правовых и профилактических методов борьбы с терроризмом, следует отметить, что их практическая реализация невозможна без применения современных специальных техни­ческих средств. Обеспечить надежную защиту, обнаружить и нейтрализо­вать террористические угрозы в любых условиях и при любых сценариях их развития возможно при грамотном, умелом сочетании, применении и по­стоянном совершенствовании технических средств.

Возможные действия диверсионно-террористического характера на территории аэропорта

В последнее время в связи с общемировой активизацией деятельно­сти организаций различного экстремистского толка, в том числе религиоз­ного, на территории аэропорта возможны следующие действия диверси­онной и террористической направленности, характеризующиеся высокой степенью опасности в связи с массовым пребыванием людей:

1. Закладка взрывных устройств может быть осуществлена:

 в автомобиле, припаркованном на территории аэровокзального ком­плекса,

 в помещениях аэровокзального комплекса,

 на воздушном судне,

 на территории аэропорта. 

2. Применение радиационно, химически или бактериологически опас­ных веществ и материалов. Осуществляется в основном в местах с массо­вым пребыванием людей.

3. Умышленное повреждение различного оборудования, помещений, коммуникаций или воздушного судна. Целью служит нарушение функцио­нирования и нормальной работы аэропорта.                                                                                                                           

4. Захват воздушного судна или заложников.

5. Уничтожение низколетящего воздушного судна на взлете или при заходе на посадку.

6. Организация и проведение мероприятий с целью дестабилизации работы аэропорта и срывов регулярных рейсов (несанкционированные ми­тинги, пикетирование и т.п.).

Рекомендации по повышению безопасности аэропортов

 С целью повышения эффективности охраны и антитеррористической защиты аэропорта необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Комиссионное комплексное обследование аэропорта и объектов его инфраструктуры с целью приведения инженерно-технической укре­пленности в соответствие с требованиями нормативной документации (ГОСТ, СНиП, РД и т.п.).

2. Определение мест возможной закладки взрывных устройств при участии инженеров-строителей и специалистов инженерно-саперных под­разделений.

3. Оборудование аэропорта и объектов его инфраструктуры интегри­рованными системами безопасности, объединяющими охранную, тревож­ную и пожарную сигнализацию, систему контроля и управления доступом, систему видеонаблюдения на основании акта комплексного обследования и данных в нем рекомендаций и замечаний. Для повышения живучести и с целью дублирования необходимо предусмотреть возможность одновре­менной передачи служебной информации по каналам, использующим раз­личные физические принципы (выделенная линия, оптоволоконная линия, радиоканал и т.п.).

4. При проектировании интегрированной системы безопасности осо­бое внимание уделяется внешнему периметру, объектам особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.

5. В составе тревожной сигнализации помимо стационарных извеща­телей необходимо применение и носимых, в том числе выдающих сигнал тревоги без участия человека при нападении или несчастном случае. Все извещатели тревожной сигнализации должны быть адресными, то есть при срабатывании тревожной сигнализации должно определяться место рас­положения извещателя.

6. Служебные проходные и контрольно-пропускные пункты, через ко­торые осуществляется пропуск персонала авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, должны оборудоваться шлюзовыми кабинами с встроенными автомати­зированными системами контроля и управления доступом, металлообна­ружителями, обнаружителями взрывных устройств и взрывчатых веществ, аппаратами рентгеновского досмотра.

7. Для контроля за перемещением сотрудников и посетителей служеб­ные помещения оборудуются системами контроля и управления доступом. Повышающим степень защиты фактором является применение систем с возможностью идентификации личности и обнаружения опасных веществ, а также оборудование выхода считывателем или идентификатором вместо кнопки выхода.

8. Применение цифрового интеллектуального видеонаблюдения с возможностью распознавания лиц, неадекватного поведения людей и об­наружения оставленных предметов.

9. В системах видеонаблюдения совместно с камерами открытого на­блюдения обязательна установка скрытых камер.

10. С целью исключения возможности распространения радиационно, химически и бактериологически опасных веществ через системы вентиля­ции и кондиционирования устройства забора воздуха необходимо распола­гать в местах, недоступных посторонним лицам, и оборудовать средствами охранной сигнализации и видеонаблюдения.  

11. Контрольно-пропускные пункты, осуществляющие пропуск авто­транспорта на территорию аэропорта, оборудуются площадками для до­смотра или техническими поисково-досмотровыми комплексами, а также противотаранными устройствами.

12. Стоянки автотранспорта необходимо располагать на расстоянии от здания аэровокзала и объектов инфраструктуры, обеспечивающем без­опасность в случае подрыва заминированного автомобиля.

13. Пропуск автотранспорта на привокзальную площадь – только для посадки или высадки пассажиров. Особое внимание уделять автотранспор­ту с тонированными стеклами. Допуск грузового автотранспорта осущест­вляется только после досмотра и при наличии пропуска.

14. Обязательно включать в состав нарядов, осуществляющих охрану стоянок автотранспорта, кинолога с собакой, обученной поиску взрывчатых веществ.

15. Оснащение автодорог, ведущих в аэропорт и проходящих вблизи, комплексами идентификации транспортных средств. 

16. Для обеспечения безопасности низколетящих воздушных судов (при заходе на посадку или взлете) запретить остановку и стоянку авто­транспорта ближе 500м от глиссады.

17. Применение системы мониторинга подвижного состава для кон­троля за служебным автотранспортом.

 

Анатолий КОМОВ, преподаватель-методист ОМО ЦПСТБ

Статья подготовлена совместно с журналом "Охрана"