Мы живем в сложном, многоплановом, динамично развивающемся мире. Многие тенденции мирового развития имеют всеобщее значение для стран и народов.

Во многих странах Запада сегодня все больше внимания уделяется организации и обеспечению системы комплексной безопасности государства, бизнеса, общества. В реализации этого направления важную роль играют негосударственные структуры правоохраны и порядка.

В средствах массовой информации часто встречаются материалы, посвященные частным структурам безопасности и их роли в охране и защите государства и общества. Западные теоретики и практики полагают, что тенденция широкого использования коммерческих структур безопасности перспективна и в дальнейшем будет развиваться. Негосударственная охрана во всем мире обеспечивает безопасность атомных электростанций, аэродромов, железных дорог, тюрем и даже военных баз. Военные объекты бундесвера на территории Германии охраняют на контрактной основе частные службы безопасности. В США сотрудников негосударственных охранных предприятий сейчас насчитывается более 2 млн. человек. В Ираке охрану военных городков и объектов экономической инфраструктуры несут частные охранные структуры. В Лаосе министерство безопасности организовало специальную компанию AO Securiti Service, которой поручено охранять посольства, офисы международных и неправительственных организаций, резиденции послов, банки, аэропорт, гостиницы, частные промышленные предприятия, рынки, магазины, иностранные компании. В Великобритании негосударственные структуры безопасности по контракту с правительственными организациями могут вести переговоры с террористами, захватившими заложников. Особое место занимают частные охранники в Израиле, им разрешено даже автоматическое оружие, они окружены общественным признанием и заботой.

Передача большинства функций обеспечения безопасности частным структурам позволяет государственным силовым ведомствам и правоохранительным органам сосредоточиться на превентивных мерах и на уголовном преследовании преступников. Во всем мире признано: передача функций по обеспечению безопасности граждан, предприятий и объектов частным структурам обусловлена прежде всего трезвым экономическим расчетом.

Россия не является исключением, однако полагать, что функции обеспечения общественной безопасности могут в ближайшее время перейти к частной охране, - скорее заблуждение, чем возможная реальность.

В нашей стране сложилась и длительное время функционирует тройственная структура обеспечения охраны и безопасности. Она представлена, с одной стороны, организованной и структурированной системой государственной охраны, включающей ведомственную и вневедомственную структуры. С другой стороны, имеется многочисленный сегмент рынка коммерческой безопасности, представленный частными охранными и детективными предприятиями, службами безопасности юридических лиц, техническими и информационными агентствами, обслуживающими сегмент рыночной безопасности.

Встречаются примеры плодотворного сотрудничества государственных структур и частной охраны и в нашей стране. Как ни сложны и многоплановы государственные и ведомственные охранные предприятия, они не в состоянии полностью обеспечить сохранность имущества, безопасность объектов инфраструктуры и личности. Сегодня России необходимо искать новые направления развития, которые будут основываться на консолидации как частного, так и государственного секторов.

Для содействия и оказания помощи всем этим подразделениям создаются центры российского госуправления под кодовым названием «Ситуационные структуры».

В таких подразделениях весьма нуждаются производственная сфера, коммерческая деятельность, областные и региональные организации, население. Можно приводить множество примеров использования технических средств безопасности для создания комфортных условий на улицах и площадях российских городов и населенных пунктов, для управления инфраструктурой, дорожным движением. Однако наблюдением, обобщением и анализом дело не ограничивается, нужна единая служба сбора информационного потока, нужны специализированные подразделения реагирования на тревожные сигналы.

Дело не стоит на месте, и уже создана единая неделимая система службы диспетчеров. Наша страна скоро догонит западных соседей. Всем нам известна американская служба спасения «911». Помним мы и то, как, глядя на экраны своих телевизоров и наблюдая работу отважных американских спасателей, сердце замирало при виде несчастья. Если случился пожар или наводнение, ограбление и т.д., каждый американский ребенок еще с пеленок знает три цифры: «911». Он уверен, что может звонить в эту единую централизованную структуру при любой экстренной ситуации.

Вот и мы приступили к созданию такого аналога системы «911». Теперь при злоумышленном поджоге здания вам не нужно будет думать, в какую службу звонить в первую очередь: пожарную или милицейскую. Достаточно просто позвонить по единому телефону и рассказать о происшедшем. Всю полученную информацию обрабатывать будет уже специалист системы, передавая ее по назначению.

При участии многих министерств России созданы целые комплексы мониторинга и контроля. Основная цель таких систем – централизованное управление и локализация возникающих форс-мажорных ситуаций в жилом секторе и на объектах. При этом необходимо признать, что даже в реализации такого важнейшего государственного дела нередко присутствуют ведомственные и корпоративные противоречия, накладывающие негативный отпечаток на работу и нередко выступающие тормозами развития комплексных структур безопасности общества.

Образцом консолидированного подхода является ОАО «Российские железные дороги». Безопасность железнодорожных перевозок наряду с милицейским специализированным департаментом на транспорте ФГУП «Ведомственная охрана РЖД» обеспечивают и частные охранные структуры. Руководство департамента безопасности рассматривает ЧОПы как реальную возможность замены ФГУП в местах, где нет необходимости в высокой вооруженности и в особой защите объекта. Частные охранники выигрывают тендеры на охрану объектов инфраструктуры РЖД за счет более низких цен и достаточно широкой географической распространенности.

Проведение комплексных организационных и практических мероприятий во взаимодействии с соответствующими структурами ОАО «РЖД», ДОПТ МВД России, частными структурами безопасности позволило сократить количество хищений материальных ценностей, разукомплектования оборудования дорог. За 2007 год, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество хищений уменьшилось на 14%. Кроме того, предприятиям железнодорожного транспорта возращено свыше 26 км рельсов.

И это не единичный пример, активно сотрудничает с негосударственными предприятиями безопасности Министерство транспорта, разрабатываются региональные программы безопасности на дорогах России. Наряду с государственными органами частные охранно-детективные предприятия разрабатывают комплексы мер по обеспечению безопасности перевозимых грузов.

Есть примеры плодотворного сотрудничества на местах даже, казалось бы, антагонистов по происхождению. Так, сотрудники вневедомственной охраны  города Мыски  на протяжении двух лет тесно взаимодействуют с частными охранными предприятиями. Благодаря их четкой и слаженной работе раскрыто не одно преступление по горячим следам.

В активно развивающейся российской экономике по мере роста общественных потребностей бывает недостаточно возможностей лишь одного субъекта собственности, реализация многих крупномасштабным и социально значимых проектов не может быть передана только негосударственным структурам. На совещании по проблемам социально-экономического развития Якутии глава государства подчеркнул, что «частное и государственное партнерство в крупных проектах - это хорошая форма совместной работы». Важнейшим условием прогресса на пути этих преобразований должно стать формирование системы взаимодействия и партнерства государственных правоохранительных органов, других структур с негосударственной системой безопасности предпринимательства.

«Только системная работа партийных, общественных и религиозных организаций может помочь добиться от власти создания самой современной системы безопасности», - говорит Сергей Миронов. «Общество ждет от государства именно этого — чувствовать себя в безопасности. У парламентских партий хватает работы в самом парламенте. Госдума и Совет Федерации уже предложили законодательные меры по борьбе с терроризмом, а теперь слово за гражданским обществом», — сказал спикер верхней палаты российского парламента.

Негосударственные структуры безопасности как часть гражданского общества готовы к этому диалогу.

В числе первоочередных факторов для формирования целостной системы взаимодействия структур безопасности можно выделить законодательное регулирование развития экономических отношений, в том числе в сфере безопасности бизнеса.
Существующее законодательство давно устарело, а вносимые МВД по поручению правительства изменения отражают очень часто ведомственный, корпоративный подход.
Правительство России поручило МВД подготовить нормативный акт, утверждающий перечень государственных объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел. То есть департаментом государственной защиты имущества МВД.
Это очередной шаг к централизации обеспечения безопасности. Кстати, милиция может взять на себя и охрану не только государственных объектов, но и частных, если они окажутся «особо важными». Как рассказал «Российской газете» начальник департамента генерал-лейтенант милиции В. Савичев, в проект перечня уже включено 18 тысяч различных объектов. В их число входят здания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов судебной власти, Генпрокуратуры, Центробанка, Пенсионного фонда и другие. В МВД разработан и принят приказ об оказании коммерческих услуг подразделениями милиции и ФГУП «Охрана». При этом деление рынка идет в пользу милицейских структур, коммерческие же отодвигаются на задворки. Значительны различия и в правовом регулировании. Все указанные виды охраны, за исключением вневедомственной, регулируются самостоятельными законами. В этих законах имеется целый ряд норм, которые регулируют аналогичные для всех видов охраны правоотношения, однако делают это по-разному. Так, например, все указанные субъекты охраны наделены правом осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, охрану собственности. Однако предоставляемые им при этом права существенно разнятся, что не соответствует принципиальным положениям Конституции РФ, согласно которым жизнь человеческая равноценна, а частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом. Имеется в этих законах и целый ряд других противоречий и несогласованностей, касающихся компетенции, оснований, условий и порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также осуществления контроля за субъектами охранной деятельности, предоставления гарантий социальной и правовой защиты работникам различных ведомств охраны, и некоторые другие. Об этих несоответствиях писал более 4 лет назад профессор В. Шестаков, автор первой концепции правового регулирования охраной деятельности в России. Представляется, что настает время решения этой проблемы путем создания новой отрасли законодательства – охранного законодательства, концепция которого должна быть разработана и согласована всеми участниками рынка.

Второе - принципиальное значение придается упорядочению отношений всех правоохранительных органов и структур, обеспечивающих безопасность государства, общества, бизнеса. И здесь мы можем идти в фарватере стран, имеющих опыт строительства гражданского общества. Давно назрел вопрос отработки механизмов координации и взаимодействия государственных ведомств с представителями неправительственных организаций путем постоянного обмена информацией и создания правовой базы взаимодействия. Частные детективы, например, настаивают на том, чтобы их если не уравняли, то хотя бы чуть-чуть приблизили в правах к сыщикам, состоящим на службе государства. Речь идет о том, чтобы официально допустить их к базам данных, которые сегодня закрыты для всех, кроме правоохранительных структур и спецслужб.
К каким же информационным источникам хотят пользоваться частные сыщики? Это прежде всего милицейские базы данных о судимостях, административных правонарушениях, криминальных связях подозреваемых в совершении преступления, находящихся в розыске и неопознанных трупах. Не отказались бы они и от помощи МВД в установлении личности по отпечаткам пальцев и фотографиям. Интересуют детективов и сведения, хранящиеся в архивах Росрегистрации, а также налоговых органов. Кроме того, они хотят получить возможность «пробивать» телефоны, адреса, автомашины и даже получать персональные данные на покупателей авиа- и железнодорожных билетов. Причем детективы-частники готовы платить за эту ценную информацию в соответствии с установленным прейскурантом государству и стать барьером на пути коррупционерам, приторговывающим государственными секретами. С другой стороны, предоставлять государственным органам все полученные в результате работы данные и наработки. Такой взаимообмен информацией способен поставить надежный заслон не только криминалу, но и террористам всех мастей.

Третье направление - внедрение новейших технологий, обеспечивающих организацию комплексной безопасности объектов различной сложности и сопровождение бизнес-проектов на всех стадиях работ. Российские негосударственные организации накопили большой опыт проектирования и создания самых совершенных систем безопасности различных объектов, при этом они испытывают постоянный дефицит в высокоподготовленных кадрах специалистов. Сегодня по данному профилю работают только один университет МВД и несколько кафедр гражданских вузов. Необходима работа по завершению и принятию технических нормативов, разработка новых стандартов и технологических карт.

Четвертый - системообразующий фактор. Это самоорганизация внутри системы безопасности на принципах партнерства и добросовестной конкуренции. Построить сложную систему взаимодействия нельзя на принципах обмана и принуждения. Только равноправные отношения всех участников процесса, их заинтересованность в конечном результате позволят укрепить правопорядок и обеспечить безопасность на улицах и площадях городов и населенных пунктов.

Решая проблемы безопасности бизнеса, и в частности организации негосударственной охранной деятельности, приоритетной на этом направлении представляется гармонизация отношений с Департаментом государственной защиты имущества, другими милицейскими структурами, подразделениями ФСБ и МЧС. Приходится с сожалением констатировать, что за последнее время сделано немало ошибок как с одной, так и с другой стороны.

Таким образом, в России должна выстроиться принципиально новая, симметричная структура общественной безопасности на следующих основных началах.

Аспект первый - политический. Развитие частных институтов безопасности как элемента единой, целостной государственной системы - главное направление формирования гражданского общества. Государство и его правоохранительные и иные органы выступают равноправными партнерами этой системы.

Второй аспект - экономический. Негосударственный сектор безопасности не только не требует государственных ассигнований, но и вносит в бюджет в виде налогов свыше 105 млрд. рублей в год. При этом негосударственные организации безопасности охраняют свыше 225 тыс. различных производственных объектов, торговых предприятий и складов, офисов фирм и банков, больниц и учебных заведений. Наряду с этим спрос на охранников сегодня в России превышает предложение. Раньше такая тенденция была характерна исключительно для крупных городов, теперь она актуальна и для малых. Объем рынка услуг негосударственной безопасности постоянно растет и по оценкам составляет более 3 млрд. руб. При темпах роста в 20-25% этот сегмент рынка в ближайшее время полностью обеспечит потребности бизнеса и общества в вопросах безопасности. Государственные структуры основные усилия смогут сосредоточить на борьбе с преступностью и терроризмом.

Аспект третий, в контексте единой антикоррупционной политики. Эффективное использование общественного потенциала НСБ с целью борьбы с терроризмом и экономическими преступлениями позволит ограничить криминальное вмешательство и коррупцию в сфере экономических отношений. Избавит предпринимателей от необходимости вступать в неофициальные отношения с представителями государственных структур, прежде всего правоохранительных, что объективно уменьшит вероятность их втягивания в коррупцию.

Четвертый - социальный аспект, предусматривающий решение проблемы трудоустройства лиц, уволенных из правоохранительных органов и военной службы. НСБ является местом трудоустройства более 200 тыс. бывших сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, ветеранов военной службы.

В негосударственных структурах, занимающихся охранно-детективной деятельностью, сотрудников больше, чем офицеров Вооруженных Сил. Это огромнейшая сила, причем значительная ее часть - это профессионалы, имеющие большой боевой и жизненный опыт и высокие профессиональные знания и навыки, награжденные орденами и медалями.

И, наконец, пятый аспект - правоохранительный. Ежегодно свыше 400 тыс. частных охранников на безвозмездной основе оказывают содействие государственным правоохранительным органам, участвуют в предотвращении и раскрытии десятков тысяч преступлений и правонарушений. Профилактическая роль НСБ постоянно возрастает и давно стала признаваемым обществом фактором, непосредственно влияющим на стабильность государства, реальную поддержку проводимых реформ, повышение безопасность граждан и предпринимательства.

Для осуществления предлагаемых программ нужна политическая воля и желание государства в использовании потенциала НСБ в интересах общества и бизнеса.

Должна возобладать государственная психология, желание видеть Россию сильным и стабильным государством.