Участники производственно - хозяйственных отношений – как юридические, так и физические лица, – взаимодействуя с различными государственными органами, производственными структурами, финансовыми и кредитными учреждениями, страховыми компаниями и другими участниками рынка, вступают между собой в товарно-денежные отношения и имеют определенные обязательства друг перед другом. В случаях, когда участник рынка не в состоянии отвечать по взятым на себя обязательствам (в различных формах – материальных и финансовых), он становится несостоятельным. Конкуренция играет решающую роль в повышении качества товаров, работ, услуг, снижении производственных издержек, освоении и массовом внедрении достижений научно-технического прогресса. В результате сохраняют и расширяют свои позиции наиболее сильные и восприимчивые к новым техническим разработкам и хорошо приспосабливающиеся к конкретной ситуации товаропроизводители. Успех в конкурентной борьбе, которая ведется с помощью различных средств (прежде всего таких, как качество продукции и сервиса, уровень цен, предоставление дополнительных услуг, условий, гарантий и др.), нередко становится условием экономического выживания.

Прежде чем дать развернутую характеристику понятия банкротства, факторов и причин несостоятельности, обратим внимание на то, что институт несостоятельности и банкротства представляет собой комплексную категорию, охватывающую различные области права, экономики и управления. По существу можно сказать, что институт несостоятельности относится к инструментам рынка, имеющим комплексный правовой, экономический и управленческий характер.

Само явление несостоятельности и банкротства объективно возникает в условиях именно рыночных отношений, являясь результатом их функционирования. Среди причин несостоятельности хозяйствующих субъектов, выделим самые типичные. К ним, по нашему мнению, относятся:

Во-первых, любое изучение конъюнктуры рынка, недоучет возможных колебаний спроса и предложения на различные товары, неудачный отбор вида и номенклатуры производимой продукции приводят к тому, что изготовленный товар не находит сбыта. Понесенные затраты не возмещаются, взятые кредиты, которые должны были быть погашены из выручки от продажи товара, не возвращаются в срок кредиторам. Так появляются потенциальные банкроты.

Во-вторых, неспособность хозяйствующего субъекта осуществлять управление при производстве нужных и пользующихся спросом товаров. Слишком высокие издержки производства, высокая себестоимость продукции делают товар неконкурентоспособным и разоряют (делают несостоятельным (банкротом) его производителя).

В-третьих, хозяйствующий субъект неизбежно вступает в организационно- экономические отношения с контрагентами рынка: хранит свои деньги в банках и других кредитных организациях, продает и покупает сырье и различные материалы, под заключенные договоры налаживает производство той или иной продукции и т.д. Партнеры же впоследствии вполне могут по различным причинам стать несостоятельными (банкротами). В подобной ситуации может оказаться даже самый удачливый, расчетливый и осторожный хозяйствующий субъект. За чужие ошибки он может попасть в разряд несостоятельных (банкротов).

В-четвертых, хозяйствующим субъектам не оплачивается произведенная ими по государственным заказам продукция, прекращается финансирование предприятий, обещанная финансовая помощь частным структурам. Эти предприятия не выполняют своих обязательств перед другими хозяйствующими субъектами. Пытаясь покрыть свои неплатежи, государство еще больше увеличивает налоги (часто при формальном их снижении), что ведет к еще большему росту взаимных неплатежей, а значит и увеличивает число несостоятельных предпринимательских структур.

В-пятых, самую большую опасность для экономики представляет несостоятельность (банкротство), способное поразить все национальное хозяйство и, как следствие, все общество. В этих обстоятельствах несостоятельными (банкротами) оказываются все: и государство, и хозяйствующие субъекты, и некоммерческие организации, и граждане. Сохраняются лишь редкие, пока еще функционирующие, но находящиеся под постоянной угрозой разорения структуры, которые не в состоянии влиять на все хозяйство страны в целом.

В такой сложнейшей системе как экономика, где все элементы постоянно взаимодействуют друг с другом, выход из строя даже одного из её первичных элементов вызывает далеко расходящуюся волну негативных последствий: у других хозяйствующих субъектов, с которыми он связан деловыми отношениями, у последних – с их партнерами и контрагентами, не поступают предусмотренные налоги и платежи в бюджеты различных уровней и т.д. При банкротстве десятков и сотен тысяч хозяйствующих субъектов становится то, что подрывает самую глубинную сущность рыночных отношений – необязательность, недисциплинированность, прямой обман.

С точки зрения формирования предпосылок неплатежеспособности, все обязательства хозяйствующего субъекта обычно делятся на внутренние и внешние.

Хозяйствующий субъект может иметь перед своими акционерами и работниками внутренние обязательства: они включают в себя выплату дивидендов, оплату труда, премий и отпусков и другие составляющие социального пакета. Внешние обязательства подразделяются на:

-                     обязательства перед фискальной системой – по налогам, пеням, штрафам, платежам в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования и др.;

-                     обязательства перед финансово-кредитной системой – банками, финансово-кредитными учреждениями, выполняемые по кредитным договорам, договорам займа, в вексельной форме и другим ценным бумагам;

-                     обязательства перед поставщиками за поставленные ими товары, выполненные работы и оказанные услуги, выполняемые в ходе реализации договоров.

Все обязательства предприятия, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения. Нарушение этих сроков свидетельствует или о дефиците возможностей для погашения долга, или о необязательности как стиле взаимодействия с партнерами, когда предприятие располагает ресурсами для выполнения обязательств.

Хроническая неплатежеспособность предприятия наносит серьезный урон интересам многих категорий участников рынка. Такое состояние предприятия означает поглощение ресурсов или средств кредиторов (поставщиков товаров и услуг, денежных средств), а также образование недоимки по налогам и другим обязательным платежам, что блокирует поступления в доходную часть бюджетов всех уровней. Получается, что неплатежеспособное предприятие, продолжающее участвовать в хозяйственной жизни, оказывает на кредиторов депрессирующее влияние посредством изъятия их ресурсов.

Кредиторы (включая и государство), пытаясь обеспечить исполнение обязательств, оказываются перед альтернативой: или устанавливать предприятию конкретный срок для преодоления финансового кризиса; или выставлять требования о ликвидации предприятия-должника и продаже его имущества с целью полного или частичного выполнения обязательств.

Перечисленные причины, приводящие к несостоятельности и банкротству тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их упреждение, преодоление и ликвидация негативных последствий зависят от воли и возможностей каждого из участников рыночных отношений. Промышленные предприятия, не способные противостоять на равных своим конкурентам в условиях ужесточения конкурентной борьбы, приходят к состоянию банкротства, экономической несостоятельности, невозможности продолжения производственной и финансово-хозяйственной деятельности из-за отсутствия средств.

Очевидно, что такой порядок может иметь место, когда имущество должника внушает опасения в отношении его недостаточности для удовлетворения всех требований, предъявляемых или ожидаемых. «Подобное состояние имущества, судебным порядком установленное, которое дает основание предполагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов, называется несостоятельностью и банкротством. Такое положение вещей служит основанием конкурсного процесса, т.е. порядка равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Порядок этот соединен с целым рядом последствий личного и имущественного характера».

Исходя из этого, различались два основания для открытия конкурсного процесса: во-первых, это недостаточность имущества, во-вторых, платежная неспособность. В первом случае рассматривался установленный факт, который свидетельствовал о невозможности удовлетворить полностью каждого кредитора, а во втором – лишь предположение о невозможности исполнить обязательства, взятые перед кредиторами.

Следует отметить, что к использованию именно критерия неплатежеспособности применительно к современным условиям тоже подошли не сразу. В начале 90-х годов ХХ века в качестве основополагающего подхода был применен принцип неоплатности. Развернутое определение банкротства содержало в себе две характеристики.

Первая (внешняя) – приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Вторая – неспособность обеспечить выполнение требований кредитора должна сочетаться с превышением обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой баланса должника. Практика подтвердила, что для признания должника банкротом одного только внешнего признака мало, в частности, было признано, что невыполнение предприятием обязанностей по удовлетворению требования кредитора в срок более трех месяцев еще не дает оснований для признания должника несостоятельным (банкротом). Предприятие-должник при наличии внешнего признака банкротства может не быть признан банкротом, если выявит проверка, например, что предприятие обладает определенными финансовыми резервами, имеет значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию. Наличие только внешних признаков несостоятельности, действительно, не учитывает реального экономического положения должника.

Вместе с тем, для продолжения хозяйственной деятельности субъектов, задействованных в процедурах банкротства их контрагентов, создавались определенные препоны, связанные с длительностью установления имущественного положения должника, невозможностью в связи с этим применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности, а главное – ущемлялись интересы кредиторов.

Признаки несостоятельности подразделяются на внешние, служащие основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности, и сущностные, базовые, т.е. необходимые и достаточные для квалификации несостоятельности должника.

Внешние признаки, как мы выяснили ранее, дают основания для возбуждения дела в арбитражном суде о несостоятельности предприятий, не способных удовлетворить требования кредиторов, по следующим основаниям: а) по денежным обязательствам и (или) исполнению обязательств по уплате обязательных платежей; б) если эти обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены; в) если требования к должнику- юридическому лицу составляют в совокупности не менее 100 тысяч рублей. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату принятия арбитражным судом заявления должника.

В целом эта новация, на наш взгляд, не представляется удачной, поскольку любое законодательно закрепленное количественное значение, со временем теряет экономический смысл из-за текущих инфляционных процессов, пересмотра социальных нормативов и т.д.; кроме того, оно требует регулярного законодательного пересмотра.

Суть подхода к экономической природе банкротства заключается в следующем: с одной стороны, явление несостоятельности и банкротства следует рассматривать как экономическую категорию, с другой – как институт рыночного хозяйства, представляющий собой предмет правового регулирования. Причем, институциональные характеристики предусматривают акцент на основных составляющих – это критерии и признаки несостоятельности, состав обязательств и их размер, принимаемые в качестве оснований для признания должника банкротом.

Отсюда вытекает трактовка несостоятельности как экономической категории: под несостоятельностью понимаются экономические отношения, возникающие по поводу невыполнения денежно-финансовых обязательств субъектами рыночного хозяйства, в качестве которых выступают отдельные юридические и физические лица, отраслевые комплексы и национальное хозяйство в целом (в широком смысле). 

Необходимость введения в понятийный аппарат категории несостоятельности в широком понимании обусловливается, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

Во-первых, несостоятельность хозяйствующих субъектов, как сравнительно новая для нашей экономики категория, нуждается в адекватном методологическом и нормативном обеспечении. Можно отметить, что такая база практически сформирована. Это одна сторона вопроса. Но есть еще другая сторона, связанная с хозяйственной практикой, экономическими реалиями, конъюнктурными и региональными особенностями нашего национального хозяйства. Речь идет о привнесении в институт несостоятельности экономической сущностирегулируемых отношений, рассмотрении природы и, главное, макроэкономических последствий широкого применения его в нашей практике;

Во-вторых, не следует забывать, что ни одна развитая западная экономика, основанная на конкуренции, не обходится без различного рода банкротств разного уровня. Но если для небольших предприятий эти процессы считаются нормальным в рыночной экономике, то банкротства крупных корпораций не обходятся без прямого или косвенного государственного участия. А для нашей экономики, стоящей еще только в самом начале пути к рыночному хозяйству, государственное регулирование банкротства как и других трансформационных процессов является совершенно необходимым атрибутом на этом пути. Разумеется, способы такого регулирования могут быть различны.

Хозяйствующий субъект может стать неплатежеспособным по разным причинам, но если возможность рассчитаться с кредиторами потеряна окончательно, то такой неплательщик становится уже несостоятельным. Неплатежеспособность может быть установлена самим хозяйствующим субъектом и носить случайный или временный характер, в то время как объявление должника несостоятельным (банкротом) – исключительная прерогатива официального органа. Но у несостоятельного предприятия при определенных условиях имеется возможность вернуть себе качество простого неплательщика, продолжить предпринимательскую деятельность, тогда как признание банкротом юридического лица влечет за собой его ликвидацию или другие процедуры.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития государственности, регулирующая роль государства сводится к выполнению им следующих макроэкономических функций: разработка законодательства и обеспечение правового и социального климата, содействующего эффективному функционированию рыночной экономики; поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; стимулирование предпринимательской деятельности; регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста; перераспределение доходов и материальных благ, направленное на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп.

Понятно, что на этапе перехода к рыночному хозяйству существенное изменение претерпевают функции и направления регулирующего государственного воздействия на экономику, осуществляемого, как известно, с помощью методов правового и организационно- управленческого регулирования.

Активное государственное вмешательство, на наш взгляд, в частности, необходимо в области трансформации отношений собственности с использованием институтов несостоятельности и банкротства. Поэтому считаем, что для переходного периода в использовании методов банкротства необходим промежуточный этап, на котором государство не должно отстраняться от выполнения своих организационно- управленческих регулирующих функций.  

По нашему мнению, здесь необходимо расставить следующие акценты: главная задача государства как гаранта соблюдения свободы экономического пространства и деятельности, в формировании института несостоятельности (естественно, в лице федеральных, региональных и местных органов власти) состоит не столько в разработке и соблюдении правил и процедур несостоятельности, сколько: во-первых, в предупреждении и предотвращении самого банкротства, во-вторых, в определении экономической целесообразности сохранения (восстановления) или ликвидации (и смены собственника) хозяйствующего субъекта и предвидении возможных экономических и социальных последствий такого шага.

 

Андрей КАРЕЛИН – кандидат экономических наук