Изготовление «пиратских» копий аудио и видеопродукции на сегодняшний день является одним из самых прибыльных видов криминального предпринимательства. С ним борются по всей России – с большим или меньшим успехом. В Москве проблема видна, пожалуй, наиболее отчетливо: власти признают, что многое сделано, но еще больше еще только предстоит совершить.

Чуть больше года назад при Правительстве Москвы был сформирован Городской штаб по координации деятельности в области использования интеллектуальной собственности, контроля за оборотом аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, противодействия реализации контрафактной продукции в сфере высоких технологий, предупреждения и пресечения несанкционированной торговли. Насколько способен этот орган помочь безопасному развитию легального бизнеса в области, зафиксированной в его названии?

Помнится, еще в конце 1990-х под эгидой комитета по СМИ и массовым телекоммуникациям Правительства Москвы было создано ГУП «Информзащита». С самого начала этой организацией руководит генеральный директор Михаил Чупов. Вот что он рассказывает.

- Идея о создании отдельной структуры для контроля за соблюдением авторских прав принадлежала Мэру столицы, он озвучил ее в 1998 году. А уже 19 февраля 1999-го вышло постановление правительства №33 о создании ГУП «Информзащита». Перед нами ставилась задача: во-первых, структурировать рынок, отделить «белый» сектор от «серого»; во-вторых, составить реестр объектов авторского права в области аудио и видеопродукции, в котором были бы указаны все легальные правообладатели на тот или иной фильм, фонограмму и т.п.

С чем мы столкнулись? Прежде всего, с тем, что, несмотря на наличие закона об авторском праве, никто оным не занимался, можно сказать, что его не было. На рынке существовало около десятка «белых» компаний, которые работали только с легальной продукцией, остальные трудились, как кто хотел. Это было время киосков, лотков, они заполонили весь город и торговали тем, что покупали. В том числе и записями, фильмами. Нам надо было отделить тех, кто согласен зарегистрировать этот вид своей деятельности и дальше работать по цивилизованным принципам, от нежелающих этого. Параллельно шла работа над реестром правообладателей. Стоит отметить, что тогда, в основном, мы работали с электромагнитными носителями…

Что ж, с тех пор, как говорится, много воды утекло. Изменилась структура рынка, появилось немало новых технологий. Электромагнитные носители практически канули в прошлое: в зоне основного внимания - CD и DVD диски, компьютерные программы.

Михаил Чупов считает, что целый ряд положительных тенденций налицо. Интересы легальных производителей и потребителей сближаются - прежде всего, в области цены. Начали появляться недорогие CD и DVD без дополнительных опций, что значительно удешевило лицензионную продукцию. Особенно это заметно по музыкальным дискам: сегодня лицензионный уже стоит ненамного дороже контрафактного. А значит, в этой области «пиратов» значительно потеснили с рынка. Можно сказать, что счет 70% на 30% - в пользу легального бизнеса.

Подобное происходит и на рынке DVD. В сетевых гипермаркетах «Ашан», «Перекресток» и других лицензионные диски со старыми фильмами продаются уже по 60-75 рублей, новинки – по 80-90. Вышеназванные торговые компании увеличивают оптовую стоимость товаров только на величину торговой наценки – 25%. Отсюда цена получается не 300-350 рублей, как было еще недавно. Соотношение на рынке DVD где-то пока 50 на 50%.

Однако появились, по признанию Михаила Чупова, и новые негативные тенденции. Скажем, лоточная торговля достаточно быстро перемещается в подземные павильоны в подуличных переходах и у станций метро. Еще полтора года назад, после принятия постановления о запрете уличной торговли, несколько сетей подземных киосков поменяли своих владельцев. Причем новые владельцы не слишком известны на рынке. И сразу в переходах появилась масса точек с DVD, ориентированных, в первую очередь, на продажу контрафактной продукции. Что делать? Борцы с «пиратами» разрабатывают наступление и на это явление, проводя консультации с руководством метрополитена и Гормоста (организация, на балансе которой находятся подземные переходы).

Очевидно, что пока на пути контрафакта нет реального законодательного заслона, так что приходится наносить по нему лишь «точечные удары».

К примеру, еще недавно «пираты» чувствовали себя весьма вольготно на территории оборонных предприятий, так как попасть на них без специальных пропусков невозможно. А пока сотрудники милиции и эксперты получали пропуска, подпольные цеха успевали сворачиваться. Сегодня проблема решена: благодаря совместным усилиям целого ряда ведомств, любое производство, не имеющее отношение к оборонке, должно быть вынесено за территорию предприятия. И пираты побежали в регионы. В Тверь, Казань, Санкт-Петербург… Это уже федеральный уровень, и там с подачи Московского Правительства проблемой тоже уже занимаются.

Еще один барьер – коллективное управление. В связи с тем, что в законе об авторском праве некоторые положения прописаны несколько расплывчато, в России появилось множество фирм-посредников, которые улаживают отношения между правообладателем, с одной стороны, и теми, кто выпускает продукцию, с другой. Многие из таких контор просто липовые, оформлены на умерших граждан других государств, выдают любые лицензии направо и налево. Поэтому когда криминальная цепочка приводит на предприятие, его директор достает лицензию и говорит: «У меня все по закону». А то, что кто-то торгует лицензиями без соглашения с правообладателем, это, дескать, уже не его проблема, он ничего не знал.

Этот перекос будет устранен с введением с 1 января 2008 года 4 части Гражданского кодекса РФ. Там ситуация учтена: должна появиться возможность привлекать к ответственности производителя. Кроме того, создаются трассологические лаборатории, которые позволят по продукту определять предприятие-изготовитель.

Стоит уточнить, что те, кто по долгу службы призван бороться с «пиратами», не пользуются при взгляде на проблему «розовыми очками»: они четко понимают - отношение рядовых россиян к контрафактной продукции непростое. Выше уже было отмечено, что разница в ценах на лицензионные и контрафактные изделия сокращается. Но хотелось бы сказать и вот о чем.

Ущерб для правообладателей понятен и достаточно хорошо освещается в СМИ. На него обычно и делается акцент. Удар наносится и по международному престижу страны, правительству которой периодически «выставляют счета» за нарушение авторских прав. Значительные убытки несут сетевые кинотеатры: сегодня в России потенциальный зритель сначала покупает пиратский диск с 4-10 фильмами-новинками, просматривает их на компьютере и решает, что посмотреть в кинотеатре и что купить в домашнюю коллекцию.

Кстати сказать, это только верхушка «контрафактного айсберга».

Весной нынешнего года в Восточном округе столицы в результате операции, проведенной ГУВД по Москве, в одной из промзон был накрыт склад контрафактных DVD и CD. В огромном помещении под потолком были устроены балки, на которые подвешивались «плечики» с длинными прозрачными контейнерами, в которых одновременно хранилось 2,5 млн штук дисков без коробок.

Себестоимость каждого диска для изготовителей – около 1 доллара. Продажная цена – 4 (100 рублей). Таким образом, за один раз из оборота было изъято пиратской продукции на 10 миллионов у.е.

При легальном изготовлении около 4 млн поступило бы в бюджеты разных уровней (18% - НДС, 25% - корпоративные налоги плюс несколько более мелких отчислений).

Теперь надо умножить эту цифру на 10 - в среднем в 10 раз больше контрафактной продукции изымается из криминального оборота за год в Москве. Затем – умножить на показатель латентности, то есть отношения изъятого контрафакта к реализованному. Относительно этой цифры мнения экспертов заметно расходятся – от 5 до 10 или даже больше. Наконец, полученную сумму надо умножить на 1,5-2 – среднюю разницу в цене между лицензионным и пиратским диском. Получается сотни миллионов (грубо – полмиллиарда) долларов прямого ущерба по налогам в год в одном только московском регионе!

Теперь об ущербе для развития рынка. Пираты в нем совершенно не заинтересованы. Они работают только в сравнительно небольшой области новинок и наиболее ходовых фильмов, альбомов, программ, игр. При этом прибыль они делят на две четкие составляющие: свой карман и затраты на преодоление тех препятствий, которые ставятся законодательной и правоохранительной системой. Развитие не предусмотрено в принципе (ну, разве что закупка нового оборудования взамен конфискованного).

У легальных производителей прибыль после премиальных выплат в первую очередь направляется на развитие компании, расширение и углубление ассортимента. И то, что значительную часть «пирога» забирают пираты, бьет, прежде всего, по рынку. Особенно серьезно – по его музыкальному сегменту. Здесь существует множество «некоммерческих» направлений – от редко издаваемой классики до фолка и хорового пения, которые были бы вполне рентабельны, не будь столь развит «серый» рынок. А сейчас получается цепочка: из-за пиратов компании недополучают прибыль, поэтому не имеют возможности развивать направления «не для всех», а в итоге из этих направлений уходят талантливые музыканты, поскольку нет возможности записать альбом и что-то на этом заработать.

И вот тут, наконец, об ущербе для рядового покупателя, как говорится, впрямую. Парадокс состоит в том, что, чем активнее власти ведут себя в отношении пиратов, тем худшую продукцию они производят. Дело в том, что пиратская деятельность имеет смысл только при сохранении стабильно невысокой цены. Чем больше потери, тем более дешевые носители приходится приобретать и более дешевый способ изготовления использовать. Следовательно, растет вероятность для рядового потребителя приобрести копию, которая, что называется, «ни в какие ворота». А деньги вам продавец уже не вернет. В лучшем случае поменяет брак на такой же диск.

Проблема стоит жестко, и пираты также ищут ее решения. Так, три года назад на московском рынке появились DVD под логотипом «Золотая коллекция». Диски в двойных картонных боксах с пластиковой вставкой запакованы в целлофан. На коробке – штрих-код, адрес производителя, номер лицензионного соглашения, телефон. И цена - как у лицензионного диска. Есть только одно «но»… Сетевые магазины вроде «Союза», торгующие только лицензионной продукцией, их в продажу не берут. Потому что все это «липа».

- 100-процентная подделка, - рассказывает заместитель начальника экспертной службы ГУП «Информзащита» Андрей Стружкин, - мы проверяли эти соглашения, звонили по указанным телефонам, ничего нет и в помине. А качество… Недавно из Казани привезли миллион этой «Золотой коллекции», там накрыли склад. Мы просматривали выборочно, так встречаются даже экранные копии, где головы людей мелькают.

И при этом, например, DVD с фильмами бондианы серии «Золотая коллекция» стоят от 300 до 500 рублей в разных районах Москвы. Вот что может получить рядовой покупатель, приобретая пиратскую продукцию.

Для справки:

По данным МВД, с начала 2007 года подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями закончено расследование 3455 преступлений, связанных с изготовлением и распространением контрафактной продукции. 2752 уголовных дела направлено в суд.

В частности в Санкт-Петербурге ликвидировано производство крупной партии DVD с записью известных художественных кинофильмов (35 наименований). При этом прокат части из них еще не завершен в кинотеатрах. По самым скромным оценкам только правообладателям нанесен ущерб порядка 70 млн рублей. При осмотре производственных помещений было обнаружено оборудование для перезаписи и производства на сумму более 3 млн евро, а также более 50 т сырья для производства дисков.

И в заключении: как отличить подделку от лицензионной копии

К каждому акту экспертизы, который эксперт заполняет на месте изъятия контрафактных дисков, прилагается список с перечислением основных критериев нарушений, позволяющих судить о легальности данного товара. Эксперт сверяется с ним и выносит предварительное заключение. Вот ряд наиболее доступных критериев.

1. На диске не может быть более одного аудиовизуального произведения.

В отношении этого пункта сравнительно недавно появилась оговорка: некоторые легальные производители начали выпускать старые фильмы по 2 на одном диске. В основном это касается фильмов ужасов 1960-80-х годов. В таком случае оба фильма должны быть сняты на одной студии. Наличие на диске более 2-х фильмов говорит о том, что это контрафакт.

2. На полиграфической упаковке отсутствуют: копирайты выпускающих компаний, перечень заводов-изготовителей (полное название, № лицензии и юридический адрес).

3. Качество изображения полиграфической упаковки заметно ниже, чем на оригинальном диске. Это выражается в следующих признаках:

- смещение общего тона цветового спектра;

- нечеткое текстовое оформление;

- несовмещение красок;

- многоцветные рисунки с нечетким изображением;

- размытые буквы и мелкие детали изображения.

Следовательно, данная полиграфическая упаковка получена методом копирования (сканирования) оригинальной упаковки.

4.          На упаковке диска отсутствуют оригинальные защитные знаки, наклейки, голограммы, которые есть на всех оригинальных дисках.

5.          На кольце вокруг отверстия на зеркале отсутствует название завода-производителя, № лицензии.