Жизнь современного российского человека непростая. И небогатая, прямо скажем. Но есть ведь и те, кто неплохо зарабатывает, скажете вы. Есть и такие – и они в основном люди бизнеса. Но большие деньги – это и большие проблемы.

Что же сегодня, прежде всего, заботит человека, занимающегося предпринимательской деятельностью? Попробуем разобраться в этом через призму рассуждений Александра Михайловича Ковалева, руководителя Комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству. На протяжении последних шести лет он занимается, кроме прочего, и проблемами обеспечения безопасности московского бизнеса.

Почему мы говорим лишь о столице? Да потому что у московских бизнесменов те же беды и заботы, что и у провинциальных: только, может быть, они заявляют они о себе ярче и острее.

Итак, во-первых, рейдерство, ставшее настоящим бичом нашего времени. Интересно, что, как и всякое мощное явление, оно развивается, мимикрирует. Рейдерство в его изначальном виде — это, когда приобретается небольшой пакет акций: его владелец получает место в составе совета директоров, разрушает предприятие изнутри, а затем следует силовой захват. По мнению Александра Ковалева, такое рейдерство уходит в прошлое, как благодаря наработанному за последние годы опыту борьбы с этим явлением, так и законодательным нововведениям.

С одной стороны, это хорошо. С другой – возникает новое явление – антирейдерство.

Александр Михайлович качает головой:

- Как это ни парадоксально, бывшие рейдерские компании стали самыми ярыми «борцами» с рейдерством. Они приходят на предприятия и говорят: давайте

мы вас защитим. Приведем в порядок документы на право собственности, обновим реестр акционеров в соответствии с законодательством и так далее. Мы, мол, сами – бывшие рейдеры, кому, как ни нам, знать, как с этим бороться. А итог, по сути, тот же: через какое-то время владельцу тихо предлагают продать предприятие по хорошей рыночной цене, поскольку антирейдерская компания уже все знает о предприятии и при желании может заняться корпоративным шантажом. Словом, были бандиты, стали, так сказать, респектабельные бизнесмены.

В общем, само явление не исчезло, хотя и стало все-таки менее опасным и более цивилизованным.

Ковалев считает, что особое беспокойство вызывают московские НИИ. У многих из них деятельность по профилю сведена к минимуму, но при этом они располагают крупными объектами недвижимости. Когда в период приватизации оформлялись документы на право собственности, допускались многочисленные ошибки. Вот эти объекты в первую очередь и являются сейчас «группой риска». Не случайно все громкие дела нынешнего года, связанные с понятием «рейдерство», как правило, разыгрывались вокруг недвижимости, принадлежащей крупным НИИ.

Еще одной проблемой, родственной рейдерству, стала для бизнесменов угроза выселения из помещения, арендуемого в муниципальном здании. Вот работает фирма несколько лет: успешно, с пользой для города и его жителей - и на тебе! В один «прекрасный» день предпринимателю говорят: с вещами на выход. Ибо сегодня по российскому законодательству после того, как заканчивается срок аренды муниципального помещения, таковое должно быть выставлено на следующий арендный срок на тендерной основе. Между тем, фирма в этом помещении собственными силами сделала дорогой ремонт, к этому адресу привыкли клиенты и партнеры. А тут тендер, на котором «перебить» твои интересы большими, чем у тебя есть, деньгами – законное право «денежного мешка». Неправильное какое-то право…

Александр Ковалев говорит, что депутаты Мосгордумы вышли на федеральные органы с предложением разрешить фирмам, которые работают в данном офисе более трех лет и к которым нет претензий со стороны властей, выкупать площади по рыночной стоимости. С этим солидарен ряд наиболее развитых российских регионов. Однако вопрос пока не решается. Все-таки московская недвижимость – это очень сильный раздражитель для многих.

А теперь вот о чем. Любого российского бизнесмена тревожат не только отечественные конкуренты или криминальные атаки на его дело: есть еще и внешние, закордонные угрозы. Причем по мере того, как наша страна все ближе к вступлению во Всемирную Торговую Организацию, они усиливаются – либерализация экономики (смысл и дух ВТО) неизбежно ведет к приходу на наш рынок огромного числа западных компаний, которые давно уже поднаторели в искусстве уничтожения своих конкурентов. А что будет, когда мы реально вступим в ВТО?! Впрочем, по мнению Александра Ковалева, уже сегодня в Москве, да и по всей России, работают тысячи скаутов западных компаний, главная задача которых найти сегмент рынка, предприятие, отрасль, в которые можно выгодно вложить деньги, не нарушая российских законов. Экономика нашей страны находится на подъеме (это уже признали и на Западе), поэтому каждый доллар, вложенный сегодня в перспективное дело, завтра может обернуться десятью. Имея за спиной мощные корпорации и финансовые структуры, западные «интервенты», безусловно, представляют определенную опасность для российского бизнеса.

Впрочем, в сфере розничной торговли иностранцы давно работают «без страха и сомнений», все более тесня наших предпринимателей. Взять те же гипермаркеты – «Ашан» и «Рамстор», забравшие у российского бизнеса тысячи и тысячи клиентов. Или вот последнее предложение

москвичам иностранного торгового капитала – сеть магазинов «МЕГА». Это гипермаркеты для семейного шопинга и отдыха на весь день. Придя в них, можно приобрести продуктовые и промышленные товары, сходить в кино, покататься на коньках, есть, где оставить маленьких детей… Мощный конкурент, что сказать!

Между прочим, еще недавно по всей Руси великой стоял «иностранный стон»: как тяжело зарубежным кампаниям работать на российском рынке – здесь и проблемы с согласованиями, и с землеотводом, и с произволом силовых структур, и с коррупцией чиновников… «Макдоналдсу» для того, чтобы пробиться на московский рынок, понадобилось 10 лет. Но вот теперь иностранцы просто нанимают российскую компанию, перечисляют ей оговоренную сумму, и отечественные специалисты решают все проблемы.

Со вступлением России в ВТО особенно опасен для отечественных бизнесменов приход к нам иностранного банковского капитала.

Александр Ковалев считает, что это настолько опасно, насколько быстро мы вступим во Всемирную Торговую Организацию. Если это случится завтра, то иностранные банки, выдающие кредиты под 4-5 процентов годовых, будут иметь значительное преимущество по сравнению с отечественными. Наши банки в настоящее время выдают кредиты под 19 процентов в рублях и под 12 – в долларах. Не надо бы торопиться в «либеральную империю» ВТО! Стоило бы пока вести переговоры, обмениваться определенными обещаниями и так далее. Нам необходимо добиться такой стабильности банковской системы, чтобы она смогла кредитовать малые предприятия хотя бы под 10 процентов годовых. И только тогда допускать на наш рынок иностранный банковский капитал. Вот тогда и будет здоровая конкуренция…

В этой связи нельзя не вспомнить о тех 400 млрд. долларах так называемого стабилизационного фонда, которые хранятся на счетах за рубежом. Вполне возможно, что и 150 млрд. было бы вполне достаточно для того, чтобы достигнуть указанного уровня стабильности.

Россия находится на подъеме. Что нам даст сейчас вступление в ВТО? Доступ к нано-технологиям? Что ж, наш Президент недавно продекларировал, что в ближайшие годы в развитие высоких технологий в России будет инвестировано 100 млрд. рублей. Так что, пока будут идти переговоры о вступлении в ВТО, верится, мы сами разовьем эту отрасль. Более того, как только у нас будут созданы достойные условия для соответствующих специалистов, они слетятся к нам со всех стран. Ведь огромное количество программистов и других специалистов по IT, работающих по всему миру, – это русские. Создайте им такие же условия, как на Западе, и они вернутся. Да и следующее поколение уже на подходе. Его представителям вообще не имеет смысла куда-то уезжать.

Что касается страховых компаний, то здесь ситуация несколько иная. Их бы, как раз, следовало допустить на наш рынок. Нет слов, закон об обязательном автостраховании был пролоббирован и проведен на всех уровнях блестяще. Там работала команда профессионалов. А вот когда его приняли, вдруг оказалось, что уровень сервиса у наших страховщиков никакой, профессионалов не хватает. Они просто не видят людей в упор.

Это, кстати, я ощутил на себе. В зад нашей домашней машины въехал «КамАЗ». Вина его водителя признана однозначно. Тем не менее, третий месяц машина находится в ремонте, а страховщики все решают, кому и сколько причитается. Хорошо, что у нас есть резервная. А если у кого-то нет? А если ты – не депутат Мосгордумы, а самый обыкновенный автолюбитель? Страховщики, по сути, одномоментно получили миллиарды рублей, а вот жалобы на их работу исчисляются десятками тысяч.

Аналогичная ситуация в туристическом бизнесе. Во время туристического сезона не проходит недели, чтобы по телевидению не показали сюжета о том, что наших туристов маринуют в аэропорту сутками, что дети попадают совсем не в те условия, за которые заплатили их родители, что за медицинское обслуживание все платят наличными, хоть оно и включено в страховку… И так далее.

Снова сошлюсь на собственный опыт. Года четыре назад полетел в Эмираты на встречу Нового года. В путевке: отель 4 звезды и оплаченный новогодний банкет. В итоге поселили в двухзведочном, и хозяин – правоверный мусульманин – вообще запретил употребление спиртного: какой там новогодний ужин!

Думал, с тех пор что-то изменилось. В этом году полетел в Черногорию, друзья рекомендовали: очень красивая страна. Прилетел – багажа нет. В итоге сутки ходил в той одежде, в какой прилетел. Потом поехал в аэропорт (в центральный, не тот, в котором приземлился), потратил еще сутки и нашел свой багаж. Какой после этого отдых?

Попробовала бы туристическая компания обойтись так, например, с немцем. Он бы ее просто разорил. Официально, через суд. А у нас – ничего. И это при том что мы в Москве делаем очень большую ставку на развитие туризма. Сейчас еженедельно в столице открывается 1-2 новые гостиницы. Поставлена цель в ближайшие годы довести количество иностранных туристов до 5 млн. в год. Эта цифра позволит Москве в значительно меньшей степени зависеть от налоговых отчислений газовых и нефтяных компаний. Туризм – это реальный сектор экономики, собственный престижный бизнес. А к 2025 году в планах стоит цифра 40 млн. туристов!

И кто с ними будет работать? Вот эти же компании, которые не могут в Турцию нормально людей отправить?

Поэтому я считаю, что иностранные страховые и туристические компании на российский рынок допустить надо. Потому что пока здоровая конкуренция здесь отсутствует, плохое борется с худшим.

И немного – о хорошем. Скоро московским бизнесменам придется не только опасаться потери помещений, но у них появится возможность расшириться.

В ближайшие два года, рассказывает Александр Ковалев, Москву ждет полная реорганизация Государственных унитарных предприятий (ГУП). Сейчас это, по сути, «прокладочные» предприятия, которые служат посредниками между заказчиком – московским правительством – и непосредственными исполнителями. Все наши исследования, вся практика показывает, что такие «прокладки» не нужны. Они располагают весьма значительными объектами недвижимости, техникой, которую отдают в лизинг исполнителям, но при этом на все накручивают свой процент. И очень неплохо себя чувствуют.

Так вот, в ближайшие 2 года эти ГУПы будут выставляться на торги, после чего они должны стать чисто коммерческими предприятиями и платить соответствующие налоги. Приватизация трудовым коллективом сейчас уже запрещена, так что все желающие стать владельцем будут в равных условиях. Этих предприятий достаточно много, так что московские бизнесмены уже могут начинать прикидывать, за что побороться. Мы же со своей стороны вместе с целым рядом заинтересованных госструктур следим за тем, чтобы под шумок муниципальное имущество не было уведено в подставные фирмы…

 

Наша справка:

Ковалев Александр Михайлович.Родился 6 марта 1956 года в поселке Сафоново Смоленской области. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище в 1980 г. В 1987-1988 гг. участвовал в боевых действиях в Афганистане в должности заместителя командира отдельного батальона охраны штаба 40-й армии по политчасти. Был тяжело ранен.
В 1992 окончил Гуманитарную академию ВС РФ.
С 1995 председатель правления Регионального русского общественного фонда инвалидов войны в Афганистане с 1995. С 1998 - председатель правления Московского объединения ветеранов локальных войн и военных конфликтов.
В ноябре 2001 г. был зарегистрирован кандидатом на выборах в МГД. 16 декабря 2001 был избран депутатом Мосгордумы третьего созыва. Вновь избран депутатом Думы 4 декабря 2005 года.
Имеет награды: орден Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, орден Звезды ДРА. Полковник запаса.