Шилова Н., заместитель начальника отдела аппарата Национального антитеррористического комитета

По данным Международного валютного фонда, в финансировании терроризма задействованы средства на общую сумму около 50 млрд долларов США. Террористы и их спонсоры продолжают наращивать свое идеологическое и пропагандистское оснащение. По данным ООН, во «Всемирной паутине» насчитывается свыше 5 тысяч Интернет страниц, пропагандирующих террористические и экстремистские идеи.

Мировой опыт свидетельствует, что излюбленной целью террористов стали места значительного скопления людей. В связи с этим транспортный комплекс является одним из основных потенциальных объектов терроризма. Как свидетельствует международная и отечественная практика борьбы с терроризмом, объекты транспорта нередко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций экстремистского толка, пытающихся путем совершения террористических акций добиться удовлетворения экономических, политических и иных требований, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней.

Конфликтные события последних лет показав уязвимость объектов транспорта, побудили правительства многих государств разработать и принять дополнительные меры безопасности.

Первоочередные задачи решения вопросов борьбы с терроризмом на транспорте лежат в сфере комплексного развития антитеррористического законодательства на основе принципов международного права, сравнительного правоведения, последних достижений науки, техники и социальной безопасности. Все это обязывает нас объединять усилия в принятии действенных мер по формированию и развитию эффективной системы противодействия терроризму.

Так, в основу разработанной в 2004-2006 гг. российской антитеррористической стратегии была положена необходимость сочетания мер силового и превентивного характера, концентрации усилий государственных и общественных организаций, бизнес-сообщества. Как отметил президент Российской Федерации В.В. Путин: «Мы имеем дело не с отдельными акциями устрашения, не с обособленными вылазками террористов. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России. С тотальной, жестокой, полномасштабной войной, которая вновь и вновь уносит жизни наших соотечественников. Мы обязаны создать гораздо более эффективную систему безопасности, потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз. Но самое главное — это мобилизация нации перед общей опасностью. События в других странах показывают: наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом».

Реализуя подобный подход к решению проблемы, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы совместно с экспертами Федеральной службы безопасности Российской Федерации был разработан и принят в марте 2006 года Федеральный закон «О противодействии терроризму», который установил новые принципы организации антитеррористической деятельности в Российской Федерации, позволяющие сформировать общегосударственную систему предупреждения и пресечения террористических угроз. Определен порядок участия федеральных органов исполнительной власти в противодействии терроризму, включая механизм привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом в полной мере учтен отечественный и международный опыт, соблюдены и защищены основные права и свободы граждан.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму и создания механизма реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Возглавляет его — Директор ФСБ России Н.Н. Патрушев.

На эту новую структуру возложены задачи, направленные на комплексное противодействие терроризму, включая подготовку предложений по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, координацию деятельности министерств и ведомств, силовых структур, органов власти и управления, мониторинг и устранение причин и условий, способствующих распространению терроризма, участие в международном сотрудничестве.

Принципиально важным является то, что к компетенции НАК отнесены все направления деятельности в сфере противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с террористической деятельностью и ликвидация возможных последствий терактов.

В составе Национального антитеррористического комитета для реагирования на масштабные проявления терроризма создан Федеральный оперативный штаб.

В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии и оперативные штабы.

На антитеррористические комиссии возлагаются функции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Комиссии возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Ими же осуществляется организационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий.

Оперативные штабы в субъектах создаются для управления контртеррористическими операциями. Состав оперативных штабов по должностям утвержден Указом Президента Российской Федерации. В качестве их руководителей определены начальники территориальных органов безопасности, за исключением штаба в Чеченской Республике, который возглавляет заместитель Министра внутренних дел.

Деятельность антитеррористических комиссий и оперативных штабов координируется и контролируется Национальным антитеррористическим комитетом.

Учитывая важность и чрезвычайную сложность задачи борьбы с терроризмом, существует необходимость привлечения к ее решению всех институтов гражданского общества. В системе антитеррористических мер будут задействованы возможности российского бизнес-сообщества, политических, общественных и религиозных организаций, а также деятели науки и культуры, средства массовой информации.

На V заседании Национального антитеррористического комитета в ноябре 2006 года рассмотрен вопрос об антитеррористической защищенности судоходных гидротехнических сооружений внутренних водных путей Российской Федерации. При этом отмечалось, что Минтрансом России принимаются меры по созданию необходимой материальной базы для выполнения функций охраны, инженерной и технической укрепленности судоходных гидротехнических сооружений.

С целью выявления условий и предпосылок, способствующих осуществлению диверсионно-террористических актов, территориальными органами безопасности во взаимодействии с управлениями внутренних дел МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подразделений ведомственной охраны Минтранса России осуществляются проверочные мероприятия и проводятся оперативно-тактические учения по предотвращению возможных террористических актов на гидротехнических сооружениях внутренних водных путей России.

На этом же заседании Комитета были даны конкретные поручения членам НАК и признано целесообразным инициировать Правительством Российской Федерации процесс рассмотрения и принятия Государственной Думой федерального закона «О транспортной безопасности». Как известно, Федеральный закон «О транспортной безопасности» недавно принят Государственной Думой и передан в Совет Федерации для одобрения. Кроме того, при Национальном антитеррористическом комитете образована постоянно действующая рабочая группа по проблемам противодействия терроризму на объектах промышленности и энергетики. Этой рабочей группой разработаны и апробируются критерии антитеррористической защищенности объектов Минпромэнерго России. Полагаем, что опыт по разработке критериев антитеррористической защищенности объектов промышленности и энергетики мог бы быть использован как при разработке критериев антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в первом полугодии 2007 года на заседании Национального антитеррористического комитета планируется рассмотреть вопрос о недостатках государственного регулирования в сфере авиации общего назначения, чреватых угрозами террористического характера.

Наша справка. В состав Комитета включены все руководители силового блока (МВД, СВР, ФСО, МЧС, Генштаб), заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Секретаря Совета Безопасности, руководитель Аппарата Правительства, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации — помощник Президента Российской Федерации, министры иностранных дел, здравоохранения и социального развития, информационных технологий, промышленности и энергетики, транспорта, юстиции, руководитель Росфинмониторинга.