Кстати говоря, об инкассаторах мы знаем мало еще и потому, что об этой «таинственной» профессии почти ничего не сообщается в прессе. Впрочем, это вполне объяснимо: чем меньше посторонних знает о специфике работы этих людей, тем спокойнее им живется. Хотя у кого-то из читателей может быть и другая точка зрения: сегодня уже почти не осталось тем, которые были бы закрыты (как это практиковалось в советское время) «железным занавесом». И тем не менее…

Кто имеет право в Белоруссии заниматься такой работой? Вот, к примеру, захотел бы ваш корреспондент организовать некое частное охранное предприятие (ЧОП) и предложить своим потенциальным клиентам инкассаторские услуги? Имеет он юридическое право это сделать?

Дал бы в местную прессу объявление, дескать, набираю для специфической деятельности крепких, надежных во всех отношениях парней. Преимущественно из бывших боксеров, самбистов-каратистов и им подобных. Работа, так сказать, не пыльная, а зарплата высокая. Уверен, кандидаты нашлись бы.

«Хотеть не вредно», — ответили бы мне минские чиновники, в чьем ведении находится служба, выдающая лицензии на тот или иной вид деятельности.

Одним словом, минские власти лицензию на инкассаторскую деятельность мне бы не выдали по той простой причине, что нет сегодня в республике закона, разрешающего создавать ЧОПы.

Так что, если вдруг кто-то из московских предпринимателей решит привезти в Минск кругленькую сумму «наличкой» (скажем, для расчета со своим белорусским коллегой или для других целей), то официально нанять частного охранника в белорусской столице — равно как и в любом другом белорусском городе — для сопровождения своих кровно заработанных денег, московский гость, к сожалению, не сможет.

А вот в той же Латвии этот вопрос решается быстро и просто: отправляйтесь в частную охранную фирму, составляйте там соответствующий договор, платите за услугу и получайте «конвоира» для безопасного перемещения своих капиталов.

В Белоруссии же сегодня лицензию на инкассаторскую деятельность имеют лишь пять местных банков. Среди них Национальный банк Белоруссии, АСБ «Беларусбанк», «Белинвестбанк», «Белпромстройбанк» и «Белагропромбанк». Но и там охранные услуги физическим лицам не оказывают.

На первый взгляд, в инкассаторской работе нет особой сложности. И выполняемые задачи у инкассаторов всех пяти банков одни и те же: развозить — привозить наличные деньги от клиентов к клиентам, в роли которых выступают не только городские супермаркеты, магазины, но и кредитные, другие учреждения.

Единый инкассационный центр в Минске — один из филиалов АСБ «Беларусбанка». Именно здесь начинают и заканчивают свою рабочую смену столичные инкассаторы.

Поскольку инкассатор — потенциально «привлекательный» объект для криминальных элементов, то он, согласно инструкции, обязан быть соответственно экипирован: иметь бронежилет и огнестрельное автоматическое оружие для личной безопасности и надежной охраны перевозимых ценностей, рацию — для связи с дежурной службой.

Кстати, все та же инструкция не позволяет людям этой профессии отклоняться от установленного порядка действий. Конечно, психологическая нагрузка на специалистов большая. Вот представьте, что в вашем дипломате много денег. И вы едете в трамвае по городу. Как будете себя чувствовать?

Минчанин Сергей Волчок, работающим инкассатором уже почти 8 лет, в интервью газете «Вечерний Минск» признался: «В том, что ты постоянно должен быть начеку, есть даже своя прелесть». (Кстати, в прошлом году он стал победителем соревнования по профессиональному многоборью среди сотрудников «Беларусбанка».) На вопрос корреспондента, как семья относится к его работе, Сергей ответил, что поначалу жена сильно волновалась. Сейчас немного привыкла, но если муж долго не звонит, то беспокоится.

С чего начинается рабочая вахта инкассаторов?

С самого рутинного дела — с инструктажа. Но инструктаж — не простая формальность. Люди «в бронежилетах», перевозящие большие деньги, должны всегда и везде придерживаться строгих правил поведения.

Например, таких: инкассаторы не имеют права ни с кем вступать в разговоры при перемещении с сумкой, отклоняться от строго определенного маршрута. Исключений не делается даже для работников правоохранительных органов. С той же милицией водитель инкассаторского «броневика» общается только через переговорное устройство.

Минским инкассаторам в начале смены выдается боевое оружие, которое они обязаны сдать по окончании рабочего дня вместе со всеми боеприпасами. Упаси Бог, потерять хотя бы один патрон (не говорю уже о самом оружии.) Такая пропажа рассматривается начальством как чрезвычайное происшествие, за которое работника по головке не погладят.

Когда инкассаторы уже привели себя в полную «боевую готовность» — их автомобили загружаются сумками с деньгами. Для непосвященных инкассаторские «баулы» кажутся самыми обычными. Однако это не так. Они сделаны из особого, очень прочного брезента. Этот материал практически не горит и не промокает. Загруженная деньгами сумка тянет на 20 кг. А инкассаторский мешок (он из такого же материла) уже весит до 50 кг.

После загрузки мешков и сумок в контейнеры их перевозят в помещение кассового пересчета. Когда эта операция закончена — деньги отправляются в хранилище — святая святых банка. Там, за надежной металлической дверью, огромные суммы денег. И вход туда разрешен очень узкому кругу людей.

Связь инкассаторы поддерживают через дежурную часть. Здесь круглосуточно находятся дежурные инкассаторы, которые имеют радиосвязь со всеми банковскими спецмашинами.

Инкассаторы обслуживают не только банки, магазины, другие организации, но и минские банкоматы. Для этого в белорусской столице есть специальный отдел по централизованной загрузке банкоматов АСБ «Беларусбанк». Здесь деньги загружаются в специальные кассеты и уже в них, а не в сумках, должны быть доставлены в один из 111 минских банкоматов, которые обслуживаются этим отделом. Состояние каждого банкомата отслеживается операторами, и если обнаруживается, что в каком-то из них заканчиваются деньги или возникает какая-то техническая неисправность, то туда направляется бригада инкассаторов и оператор.

Но ни инкассатор, ни оператор в одиночку открыть банкомат не могут, так как у одного находится ключ, у другого — пароль.

Средством передвижения инкассаторов и доставки наличности служит бронированная спецмашина, весом до 4 тонн. Транспорт, конечно, надежный, но в жаркую пору не очень комфортабельный. Ведь в целях безопасности окна и люк в нем не открываются. (Люк можно открывать только для эвакуации.) В холодное время года в такой машине ездить удобно. А летом, когда ты одет в плотную униформу да еще с бронежилетом, то в таком одеянии даже кондиционер не помогает. Жарко, как в парилке.

На маршруте у инкассаторской машины преимуществ, как, скажем, у «скорой» или милиции, нет. Правда, по служебной необходимости этот транспорт имеет право останавливаться и стоять в любом месте. Даже на тротуаре, перед дверью банка. Это тоже — в целях безопасности и сохранности перевозимого груза.

Как подбираются кадры для инкассаторской работы?

По словам директора минского филиала № 519 «Беларусбанка» Николая Воронько, требования при отборе претендентов в инкассаторы самые строгие. Кандидат должен иметь хорошую физическую подготовку, выдержать специальные психологические тесты. Отбор очень строгий, как в десант или в погранвойска. А может, и того строже. В «отряде» минских инкассаторов сегодня нет женщин. Хотя, как показывает зарубежный опыт, слабый пол уже давно и не без успеха освоил на практике охранную деятельность. Возможно, со временем и в Белоруссии дамам разрешат заниматься «денежным извозом».

Если ваша биография «запятнана» судимостью, то путь в инкассаторы вам заказан. Успешно выдержав все предварительные испытания, потенциальный кандидат проходит своего рода «стажировку» под присмотром опытного наставника. Заключительный этап — сдача зачета специальной комиссии. Только после этого можно рассчитывать на должность инкассатора..

Согласно данным социологов, в рейтинге самых опасных профессий инкассаторы находятся на первых позициях. Такому «лидерству» не позавидуешь. Но белорусские инкассаторы живут и работают в защищенной от криминала республике. Их российские коллеги, на мой взгляд, трудятся в более напряженной и опасной обстановке. Посмотрите сколько в той же Москве ежедневных криминальных сводок?!

Москвичи, наверное, не забыли, как два года назад в столице было совершено сразу несколько разбойных налетов на столичных инкассаторов. Одно из них — у входа в филиал «Внешпромбанка». Тогда преступники расстреляли из автоматов двух инкассаторов, которые выходили из здания с деньгами. Один из них был убит на месте, другой тяжело ранен. Преступники забрали мешок с миллионом долларов и скрылись.

К сожалению, в Минске тоже полностью изжить криминал пока не удается. Правда, последнее нападение на инкассаторов здесь было зарегистрировано 6 лет назад. Об этом случае в «Вечернем Минске» рассказал заместитель начальника службы инкассации ОАО «Белинвестбанк» Михаил Шубкин. Дело было так.

На инкассатора Дмитрия Нечаева в коридоре негосударственного Института правоведения напали двое неизвестных. Не сумев вырвать у мужчины сумку с деньгами, они затолкали его в пустую аудиторию и приковали наручниками к батарее. Но Дмитрий ухитрился сообщить о ЧП по радиостанции.

Преступники, услышав это, бросились бежать в разные стороны. В это время старший бригады поспешил на выручку коллеге. Увидев одного из преступников, он сделал предупредительный выстрел в воздух. Вместе с водителем они задержали злоумышленника (им оказался студент этого вуза) и заперли его в сейфе машины. Второй злоумышленник скрылся.

Эти факты я привел для того, чтобы лишний раз подчеркнуть: профессия, о которой идет речь, действительно опасная. Она своего рода «мина замедленного действия»: не знаешь, когда рванет. Так что инкассаторам приходится постоянно работать в «режиме ожидания». Поэтому безопасность работы инкассаторов зависит от точного соблюдения ими инструкций и предусмотренных правил. Действуя в таком режиме, минские инкассаторы всегда остаются, так сказать, на высоте.