VI Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте», проходившая в рамках «Технологий безопасности»-2007, стала одной из ключевых и популярных мероприятий. Материалы ее готовятся к печати, а пока идет редакторская работа над тестами, «Хранитель» — Пресс-партнер «ТБ» Форума знакомит своих читателей с актуальными материалами и выступлениями участников конференции. Сегодня мы предоставляем слово генерал-полковнику милиции Александру Алексеевичу Чекалину, первому заместителю Министра внутренних дел России.

Редакционный совет «Хранителя» выражает сердечную признательность заместителю директора Фонда «Транспортная безопасность» Николаевой Нине Вячеславовне за информационную поддержку и сотрудничество.

Противодействие терроризму является одним из основных направлений деятельности МВД России так как данный вопрос перерос границы отдельных государств и превратился в фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных странах и регионах, но и в мире в целом. Беспрецедентные по своим масштабам и жестокости террористические акции получают широкий общественный резонанс и негативную реакцию всего мирового сообщества.

В настоящее время, угроза терроризма не только не снижается, а наоборот, возрастает. Мы периодически являемся свидетелями дерзких и жестоких террористических акций, сущность которых, независимо от мотивов их совершения, остается одинаково бесчеловечной и не может быть оправдана никакой идеологией, никакими политическими и религиозными целями и причинами. Транспортный комплекс является одним из основных потенциальных объектов терроризма.

События последних лет в России и ряде стран мирового сообщества показали, насколько бесчеловечными и жестокими могут быть замыслы террористов. Теракты, совершенные с использованием воздушных судов в США и России, в Московском, Токийском, Мадридском и Лондонском метро, взрывы во Франции, с учетом таких факторов как доступность и массовость использования транспортных коммуникаций, показали, насколько уязвимы объекты транспортной инфраструктуры.

В целях стабилизации оперативной обстановки органами внутренних дел на транспорте совместно с администрациями предприятий и организаций транспорта, а также другими правоохранительными органами, осуществляется комплекс практических мероприятий, направленных на предотвращение терактов и диверсий на объектах железнодорожного, воздушного, водного транспорта и метрополитена.

Ужесточен охранно-пропускной режим, максимально сокращено количество входов и выходов в здания вокзалов и другие объекты особой важности. На вокзалах с большим пассажиропотоком располагаются стационарные посты милиции, в задачи которых входит осуществление пропускного режима, досмотр ручной клади и багажа пассажиров.

Во взаимодействии с администрациями предприятий железнодорожного транспорта приняты дополнительные меры по усилению охраны и пропускного режима на стратегически важных объектах жизнеобеспечения, а также в местах массового скопления пассажиров. Проводятся тщательные ежедневные отработки вокзалов, гостиниц, объектов торговли, жизнеобеспечения транспорта, подвижного состава, находящегося в местах отстоя, в резерве и перед выходом в рейс.

Наряды милиции приближены к местам массового скопления пассажиров. Для выявления лиц, представляющих оперативный интерес, патрульно-постовыми нарядами активно используются портативные изделия «Терминал ТМ», которые позволяют без доставки в дежурные части милиции, выявлять лиц находящихся в федеральном розыске.

Для отработки действий сотрудников милиции и служб безопасности при обнаружении взрывных устройств и веществ регулярно проводятся учебные закладки муляжей, с последующим анализом действий сотрудников.

Кроме того, в целях недопущения незаконного оборота взрывчатых материалов ежегодно проводится оперативно-профилактическая операция «Динамит-Баланс», целью которой в том числе является проверка контроля за оборотом взрывчатых материалов промышленного назначения на базисных и расходных складах предприятий и организаций, в т.ч. осуществляющих их хранение и перевозку.

На вокзалах, в пассажирских и пригородных поездах с использованием средств громкоговорящего оповещения доводятся до сведения пассажиров требования о соблюдении бдительности и порядке действий в случае возникновения угрозы террористических актов.

В обязательном порядке проводится предрейсовый осмотр подвижного железнодорожного состава перед выходом на маршрут, при этом осматриваются вагоны изнутри, подвагонное оборудование и иные возможные места закладки взрывных устройств. Блокируются и опечатываются все технологические отсеки подвижного состава. В пути следования нарядами сопровождения и оперативными работниками осуществляется контроль целостности опечатывающих устройств.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 марта 2005 года № 20-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» в структуре милиции общественной безопасности созданы подразделения по досмотру в органах внутренних дел на транспорте.

МВД России разработана Межведомственная комплексная программа мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности метрополитена (на 2005-2007 годы), включающая меры законодательного, организационного и практического характера. Данная программа легла в основу международного проекта по данной тематике и занимает одно из центральных мест в международной концепции противодействия терроризму.

В рамках проведения антитеррористических мероприятий активно используется программно-технический комплекс «Розыск-Магистраль» по выявлению в пассажиропотоке лиц, находящихся в межгосударственном, федеральном и местном розыске, лиц имеющих отношение к террористической и экстремистской деятельности и их пособников. Отслеживаются маршруты их передвижения и возможные связи.

Наряду с угрозами совершения террористических акций на общественном транспорте, атакам могут подвергнуться и объекты морского транспорта, например, коммерческого и военного судоходства, которые представляются привлекательной целью для нападений террористов со стороны берега, моря и воздушного пространства. Совершение теракта на морском судне не только приведет к гибели большого количества людей, но может нанести непоправимый вред окружающей среде, поэтому он относится к категории объекта «повышенной технологической и экологической безопасности».

Совместными силами МВД и ФСБ России проводится работа по выявлению объектов, представляющих потенциальный интерес для совершения диверсионно-террористических актов. Среди этих объектов выделены, прежде всего, суда с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками. Разработан комплекс мероприятий по обеспечению их антитеррористической безопасности.

Проводится комплекс оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по изучению контингента работников портов и предприятий, обслуживающих суда с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками, и лиц, обратившихся за трудоустройством на указанные объекты. МВД России совместно с заинтересованными государственными органами подготовлена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Реализация Программы предусмотрена в два этапа: первый — 2006-2007 г.г. и второй — 2008-2012 г.г. На первом этапе уже сейчас формируются научные, организационные и законодательные основы системы безопасности дорожного движения. На втором этапе будет реализован основной комплекс капиталоемких мероприятий, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние безопасности дорожного движения и обеспечивающих достижение ожидаемых конечных результатов.

Главный акцент в противодействии терроризму и преступности должен делаться на их предупреждение, при этом надо использовать все возможности транспортного комплекса страны, многочисленных предприятий транспорта и их персонал.

Нужно вовлечь в эту работу общественность и население, создать обстановку активной гражданской позиции. Только совместные усилия всех заинтересованных структур позволят достичь желаемого результата в борьбе с преступностью, в том числе снизить угрозу совершения террористических актов на объектах транспортного комплекса Российской Федерации.