Москва, вероятно, одной из первых среди субъектов Федерации столкнулась со всем спектром угроз экономических безопасности. Благодаря печальному опыту первопроходцев мы уже многому научились. Ситуация изменилась, когда мы в городской думе, преодолевая сильнейшее лоббирование тех организаций, которые занимались поглощениями, приняли закон «О собственности». Поняв бесперспективность дальнейшей борьбы, организации, рассчитывавшие на незаконные сделки и силовые ресурсы, ушли из нашего региона.

Были, правда, и помимо этого острые моменты: изготовление подложных учредительских документов  организаций и представлений в налоговые органы, составление фиктивных договоров, всевозможные противоправные действия для получения консолидированного пакета акций… Были злоупотребления со стороны руководства предприятий. До сих пор достаточно острым остается вопрос об уступке прав аренды. Иногда она доходит до 200-300 тысяч долларов США. Всплеск подделки документов связан еще и с тем обстоятельством, что федеральными властями не отработан механизм проверки документов. Создаются реестры, но эта работа  неэффективная.

Как выглядит типовая схема захвата предприятия? Прежде всего рейдеры фальсифицируют документы, создают реестр акций, а затем регистрируют предприятие на нового незаконного владельца. И, получив из налоговой инспекции и из Мосрегистрации документы на себя, злоумышленники, при поддержке решений провинциальных судов (например, Калужских, Тульских), осуществляют захват понравившегося предприятия любыми методами. Чаще всего силовыми. Затем происходит серия перепродаж и после чего предприятие переходит в руки добросовестного приобретателя. Который по формальным признакам чист перед законом и готов идти на новые судебные разбирательства. И так до бесконечности.

К сожалению, с такого рода практикой мы сталкивались в течение нескольких лет. Работа по профилактике противоправных поглощений ведется  городом на уровне исполнительной и законодательной власти. Чрезвычайно важен в нашем случае обмен информацией. К примеру, общественная организация «Деловая Россия», журнал «Слияние и поглощение» ведут открыто и гласно обмен опытом противодействия силовым захватам. Чтобы система силового захвата предприятий в конце концов не распространилась на всю Россию и не опутала ее как спрут, повторяю, необходима координация действий столицы и регионов. И еще очень важно работать на опережение.

К сожалению, московские СМИ иногда совершенно неоправданно раздувают истерию вокруг тех фактов, которые ни к чему хорошему не приводили. Иногда фактически давала рецепты поглощения… Нам вместе с прессой, осознав ошибки, нужно создавать правильное общественное мнение. Ибо порядочный человек по определению не может покупать краденые вещи… Та же аналогия напрашивается и с московскими предприятиями.

Хочу напомнить эпизод с парикмахерской «Чародейка». С 1967 года  это предприятие фактически обслуживало первых леди советских лидеров. В 90-е годы минувшего века руководитель предприятия убедил трудовой коллектив передать ему акции в доверительное управление… Сотрудники пошли на поводу у заведующего. Добившись своего, корыстный владелец акций сдал помещения парикмахерской в аренду казино «Корона». Управленец отныне мог рассчитывать на солидные барыши от сделки с игорным бизнесом, а излишне доверчивый трудовой коллектив отправился на улицу.

И вся сложность ситуации состояла в том, что действующее законодательство руководителем «Чародейки» не было нарушено. Хотя о социальном подтексте сделки и ее последствиях говорить не приходится: они ужасны. А между тем можно было создать на той же площади не еще один зал игровых автоматов, а музей парикмахерского искусства, не перепрофилируя сервисных услуг. Город бы поддержал такое начинание коллектива.

Мы много говорим о коррупции в правоохранительных органах. А между тем, была создана такая ситуация, когда ОБЭП, ссылаясь на закон «О милиции», стал рассылать предписания о проверке организаций, находящихся на их территории. Причем это делалось на уровне лейтенантов и старших лейтенантов. Инициативные блюстители порядка начинали проверять все документы, которые имелись у предприятия. И за определенную плату эти инспектирующие лица затем продавали  служебную информацию заинтересованным лицам из конкурирующей среды. Не секрет, что специалисты по поглощению также пользовались этой информацией.

Порочная практика пресечена городской властью. В столице было принято решение о том, что все проверки  следуют после утверждения предписания начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями, но никак  не лейтенантами… Поскольку эта важная информация  не получила широкой огласки, то предприниматели по-прежнему отдают свои документы в ОБЭП, не вникая в то, чья подпись стоит на официальном бланке и не понимая, что за этим может последовать.

Несколько слов о частной детективной и охранной деятельности. Не секрет, что эта категория предприятий довольно часто вовлекалась в силовые захваты. Сегодня, в соответствии с распоряжением правительства Москвы,  ведется паспортизацию всех охранных предприятий, зарегистрированных на территории города. Столица создает реестр организаций, которые не побоялись паспортизации, у которых незапятнанная репутация, которые прозрачны для проверок. И, понятно, что городской заказ на охранные мероприятия или объекты будет отдаваться в первую очередь именно безупречным ЧОПам, прошедшим паспортизацию.

Надо отметить, что Москва часто в законодательной инициативе идет впереди многих субъектов Федерации. Когда мы приняли закон «Об ограничении игорного бизнеса», судебные инстанции стали опротестовывать его. И только через год-полтора федеральное правительство поддержало нашу инициативу и во многих регионах уже следуют нашему примеру во  взаимоотношениях с игорным бизнесом. То же самое и происходит с законом о борьбе с рейдерством… Нас на федеральном уровне пока не слышат, словно силовые захваты — досужая выдумка.

Правда, на недавнем заседании правительства РФ было наконец-то принято решение о внесении изменений в действующее законодательство по борьбе с рейдерством. Именно в сфере разрешения корпоративных конфликтов. Предполагается, что корпоративные споры должны  рассматриваться арбитражными судами по месту нахождения спорных объектов и по месту нахождения юридического лица. Такого рода изменение вносит правительство России в Государственную Думу РФ. И это позитивный момент.

Вносятся изменения в Административный Кодекс РФ об ответственности юридического лица о порядке уведомления акционеров, членов и учредителей о порядке регистрации и сделок с имуществом и т.д. А также вопрос о порядке выпуска ценных бумаг. Устанавливается трехмесячный срок исковой давности и т.д. Мы надеемся, что до конца осенней сессии Госдума РФ рассмотрит этот долгожданный пакет документов хотя бы в первом чтении. И тогда проблемы, о которых мы ведем сегодня разговор в Нижнем Новгороде, уйдут в прошлое вместе с фактами захватов предприятий.

Наша справка. Инна Юрьевна Святенко родилась 6 сентября 1967 года. Окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Московский институт конверсии военных кадров при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Воинское звание — подполковник. Кандидат технических наук, преподавала в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского Перед избранием в Московскую городскую Думу работала консультантом аппарата комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Депутат Московской городской Думы третьего (2001-2005 гг.) созыва. Вновь избрана депутатом Думы 4 декабря 2005 года, председатель комиссии по безопасности.