Андрей Игошев,  заместитель Генерального директора ТПП Нижегородской области

Проникновение на внутренний рынок товаров недобросовестных производителей формирует теневой сектор экономики, наносит ущерб авторитету российских производителей; компании и потребители несут моральные, материальные потери. По мнению экспертов, эта разновидность пиратства в нашей стране носит индустриальный характер, ибо сформировалась сеть производства и реализации контрафакта. И проблема эта приобрела общегосударственные масштабы.

Торгово-промышленная палата (ТПП), призванная защищать интересы представителей бизнеса, добросовестных предпринимателей, не может оставаться в стороне от борьбы за режим законности в сфере производства и потребления. В России ежегодно из оборота изымаются сотни тысяч единиц пиратской аудио-видеопродукции и компьютерных цифровых носителей на сумму, превысившую 100 миллионов рублей. Суммарный процент контрафакта на рынке высоких технологий достигает до 93%.

Специалисты ТПП, к слову, выявляют до 50% контрафакта от общего объема проверяемой продукции. Но этого недостаточно. Неслучайно на одном из заседаний Правительства президент России В.В. Путин подчеркнул, что необходимо шире использовать возможности ТПП в борьбе с контрафактом.

По официальным данным Роспатента, оборот всей поддельной продукции, включая товары народного потребления, на российском рынке составляет 80-100 миллиардов рублей в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 миллиона рабочих мест, а госбюджет — 30 миллиардов рублей. Однако оборот контрафакта в России оценивается в 2-3 миллиарда долларов в год. Специалисты ТПП России оценивают оборот контрафакта в 4-5 миллиардов долларов в год.

На какие продукты чаще всего покушаются кустари-имитаторы? Что в ассортимента фальсификаторов? Сложилась своя теневая «табель о рангах». А именно:

  • продукты питания:   консервы, колбасные изделия,   кофе, чай, растительное и сливочное масло;
  • промышленные товары: трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия, бытовая химия, игрушки, парфюмерия, косметика.

Особая статья доходов — реализация нелегально произведенной водки и ликероводочных изделий (оборот около 65%). Рынок контрафактной бутилированной минеральной воды занимает около 70%. А самая большая доля, около 80%, принадлежит пиратской аудио-видеопродукции.

Наиболее опасный вид подделок — лекарств: антибиотики,       анальгетики,       препараты      для лечения желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, поражений эндокринной и нервной системы. «Черный рынок» лекарственных средств составляет около 250-300 миллионов долларов, причем 67% фальсификатов производится на территории  Российской Федерации.

Злободневной темой для нашей организации остается контрафактная деятельность в области незаконного воспроизведения и распространения продукции, отнесенной к интеллектуальной собственности. Мы в этом смысле не только констатируем факты, но и занимаемся  профилактической деятельностью. Совместно с Волго-Вятским филиалом «Российского авторского общества»(руководитель — М.П.Королев), Нижегородской администрацией, прокуратурой и правоохранительными органами области проводим конференции и семинары, ведем разъяснительную работу в других формах с потребителями и предпринимателями. И как итог — филиал данной общественной организации стал активно обращаться в суд с иском к предприятиям, которые не желают соблюдать закон об авторских правах и выигрывают данные суды.

Несовершенство российского законодательства, низкий среднедушевой доход и невысокие требования населения к качеству продукции, наше экономическое пространство представляет собой идеальное место для производства и реализации поддельной продукции. Принятие закона о саморегулируемых организациях, активизация предпринимательского сообщества и его сотрудничество с органами власти, общественными организациями, позволит более эффективно противодействовать распространению контрафактной продукции.

Да и низкая активность самих правообладателей вольно или невольно стимулирует теневую экономику. Правообладатели редко обращаются с заявлениями о нарушении их прав, о выдвижении обвинений по уголовным и административным делам, без чего невозможно привлечение к ответственности.

Многие компании неохотно идут на сотрудничество с государственными структурами. Вероятно, это связано с нежеланием нести расходы, с незнанием возможностей защиты своих прав, а также с нежеланием предпринимателей вскрывать факты использования «серых» схем ввоза и производства продукции.

А между тем таможня ежегодно фактически удваивает количество задержанной контрафактной продукции. Если в 2004 году было выявлено 154 случая контрафактных товаров, то в 2005 году 390 случаев, а за первое полугодие 2006 — более 400 случаев.

Наибольшее количество задержаний происходит в отношении табачно-алкогольной продукции, CD, DVD- дисков, спортивной одежды.

Для эффективного противодействия пиратам необходимо формировать негативное отношение производителей и потребителей к контрафактной продукции, в том числе и с помощью административно-правового воздействия, поднимая риски недобросовестных предпринимателей. Как пример, это делают законодатели Франции и Италии. В этих странах законом предусматривается ответственность не только продавцов и распространителей контрафакта, но и покупателей.

Какие первоочередные меры напрашиваются в связи с ситуацией на рынке? Их, по мнению автора этих строк, несколько. И прежде всего решение проблемы лежит в комплексном подходе, который должен включать в себя целенаправленное и профессиональное решение многих составляющих.

  1. Необходимо развитие и совершенствование законодательно-правовой базы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по борьбе с контрафактной продукцией.
  2. Необходима повсеместная правовая  защита   (патентование)  оригинальной продукции и товарных знаков.
  3. Организация профессионального сопровождения и совершенствования           специальных защитных технологий идентификационной маркировки и упаковки.
  4. Систематизировать, развивать взаимодействие   правообладателей   и     производителей с правоохранительными и фискальными   органами по профилактике   и борьбе с правонарушениями.
  5. Проведение целенаправленных рекламных кампаний, связанных с:
  •  доведением до населения полной информации об оригинальной и контрафактной продукции, их  отличии, опасности для здоровья  и жизни граждан, а также о принимаемых мерах по действенной борьбе с контрафактной продукцией;
  •  внедрением в общественное сознание неприемлемости норм приобретения и использования контрафактных изделий как товаров, опасных для жизни, и как формы пособничества в их производстве и реализации.

Очевидно, что решение этого  комплекса задач возможно лишь объединенными усилиями заинтересованных производителей, общественных организаций и государственных органов. Уже сегодня такое взаимодействие можно и должно выстраивать на региональном уровне.

В нашей области было принято решение регулярно (не менее одного раза в год) проводить встречи заинтересованных лиц и организаций, на которых бы мы могли обмениваться опытом, вырабатывать новые методы защиты оригинальной продукции и совершенствовать способы противодействия контрафакту. Необходимо продолжать работу по созданию общей базы данных в сети Интернет об отличительных признаках оригинальной продукции заводов-производителей и о выявленных фактах подделок. В этой работе естественным нашим союзником видится пресса, радио, телевидение, интернет-издания.

Примечание. В основу этой публикации положено выступление автора на научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономической безопасности. Региональные аспекты», проходившей в Нижнем Новгороде 6 декабря 2006 года.

На фото: Автор на трибуне конференции.