— Этот визит был из серии неожиданных, — рассказывает директор 91-й школы Российской академии образования М.А.Дюкарев. — Сотрудники райотдела милиции, кинолог с собакой, натасканной на наркотики, что называется, «просканировали» каждый класс и подсобные помещения. Сделав соответствующие росписи в журнале охраны, люди в погонах удалились… Надо ли говорить, насколько необходимы школам подобные рейды?! С одной стороны, они демонстрируют детям и их родителям, педколлективу, что государство не безразлично к судьбам своих гражданам, а с другой стороны — профилактируя сознание молодежи, напоминает о серьезности намерений в сфере борьбы с наркотическим поветрием. И мы очень признательны сотрудникам МВД, которые косвенно подтвердили эффективность воспитательной работы учителей.

Волнение, с которым Михаил Александрович рассказывал об эпизоде посещения, понятно. Не секрет, что столичные школы не с лучшей стороны зарекомендовали себя у правоохранительных структур, борющихся с пагубными привычками. Правда, за последние 5 лет средний возраст приема первой дозы наркотиков у московских подростков снизился с 17 до 14 лет. По официальным данным, на учете в столичных наркодиспансерах состоит около 30 тысяч человек, примерно 70% из них — подростки. Тем не менее, по данным департамента образования Москвы, за последний год в столичных школах не было зафиксировано ни одного случая употребления или распространения наркотиков. По мнению учителей, если их ученики и употребляют наркотики, то делают это исключительно за пределами школьных стен.

Но снижение абсолютных показателей правонарушений — итог совместных действий правоохранительных органов, ЧОПов, учителей, врачей, общественных организаций, СМИ — не повод для успокоенности. Те самые 30 тысяч подростков, «инфицированных дурными привычками» — наши дети. И борьба за их здоровье, будущность, продолжается.

В таком смысле высказывались практически все участники научно-практической конференции «Безопасность образовательных учреждений города Москвы: проблемы, задачи, перспективы», состоявшейся в столичном Департаменте образования. Материалы этой конференции, как представляется, будут интересны тем российским учреждениям, которые только осваивают систему отношений в звене МВД — ЧОП — школа. Понятно, что у очередного планового мероприятия существует цель: анализ состояния дел и выработка совместных решений заинтересованных ведомств, ответственных за обеспечение безопасности учреждений образования. Несмотря на системный характер отношений заинтересованных сторон, практика организации службы выявляет немало проблем, которые, как водится, незамедлительно решаются, поскольку в работе конференции наряду с директорским корпусом школ участвуют представители столичного правительства, Мосгордумы, силовых ведомств, родители и руководители частных охранных предприятий.

Так, в докладе заместителя руководителя столичного Департамента образования Е.Кушеля отмечалось, что в Москве в основном создана общегородская система обеспечения безопасности, разработаны соответствующие программы. В системе Департамента образования — 3820 общеобразовательных учреждений и более 4200 объектов, в том числе более 500 — с круглосуточным пребыванием детей. Общее число учащихся и сотрудников — более 1,5 млн. В 2005 г. число охраняемых образовательных учреждений возросло по сравнению с 2003 г. в 2,7 раза. 2624 из них охраняют частные охранные предприятия (ЧОПы), 64 — вневедомственная охрана, остальные — сторожа. Около 40 объектов не обеспечены профессиональной охраной. На бюджетные средства содержатся лишь 9% охраны образовательных учреждений.

Конкурсный подход к выбору ЧОПов, привлечение к контролю над их деятельностью общественных советов, организация пропускного режима и подбор кадров (в котором, к слову, заметную роль сыграло и кадровое элитное агентство «Элита») в целом позволили создать оптимальный режим безопасности в школах и других детских учреждениях. По инициативе Департамента образования была опробована и такая форма работы, как оперативное дежурство ЧОПов с привлечением мобильных средств. Такой порядок значительно повышает маневренность структур безопасности и оперативность в охране учебных заведений.

Заслуживает одобрения и правовая составляющая этой работы. Согласно нормативным актам, ЧОПы допускаются к службе в образовательных учреждениях только после заключения управления по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной и детективной деятельностью ГУВД Москвы. Акт этот неформальный: так, по результатам проверок в минувшем году отклонены предложения об услугах более 60 частных охранных предприятий.

После известных событий в Беслане, решением столичной межведомственной антитеррористической комиссии руководителям образовательных учреждений было предписано при заключении договоров требовать от охранных предприятий обеспечения сотрудников, выполняющих задачи в школах, детских садах, портативными металлодетекторами, индивидуальными средствами защиты, позволяющими находиться в задымленном помещении, вменить им в обязанность оказывать помощь при эвакуации людей, при тушении пожаров и стихийных бедствиях.

В своем выступлении заместитель начальника столичного ГУВД генерал-майор милиции В.Попов высказал ряд претензий некоторым ЧОПам. «Типовое замечание» — использование иногородних сотрудников, недостаточно профессионально подготовленных, не прошедших соответствующие проверки. Он предложил до конца текущего года провести совместные мероприятия по переаттестации ЧОПов с участием лицензионно-разрешительных органов и заинтересованных служб Департамента образования, в которых иногородние сотрудники составляют более 30%. Генерал высказал мнение, что сотрудники должны быть зарегистрированы только в Москве. В результате «вахтовый метод» в охране исчезнет, что отразится на ее качестве.

Руководитель оперативного подразделения управления ФСБ по Москве и Московской области Е.Ишинов в своем выступлении отметил положительную роль ЧОПов, участвующих в программе антитеррористической защищенности города. Еще в 1999 г. по распоряжению мэра Москвы в Северо-Западном округе впервые допустили ЧОПы к патрулированию в жилых массивах. Эксперимент удался, и негосударственные структуры безопасности уже на системной основе появились во всех существенных муниципальных образованиях и структурах города.

Свое слово в обеспечении безопасности школьников сказала профильная Целевая программа — совместная разработка отдела инвестиционных программ партии «Единая Россия» и межрегионального фонда поддержки партии (Москва). Интегрированная система безопасности школ представляет собой комплекс технических решений. Во-первых, каждый из учеников получает идентификационную карточку, электронный чип которой хранит всю информацию о ребенке, а также телефон школы, по которому можно связаться в случае какого-либо происшествия. Одновременно карточка является пропуском ученика. Следующий уровень системы безопасности — видеонаблюдение по периметру школы, что позволяет фиксировать любые ситуации противоправного характера. Завершает комплекс тревожная кнопка для экстренной связи с органами внутренних дел.

Президент Ассоциации негосударственных охранных предприятий «Школа без опасности» О.Завалюев напомнил собравшимся, что в РФ 21 тысяча охранных предприятий, в которых трудятся 651 тысяча лицензированных охранников. В Москве 4,5 тысячи охранных структур, в которых зарегистрировано почти 120 тысяч охранников. Много это или мало? В США, например, около 2 млн. охранных структур. Сравнение показывает, что перспективы роста у отрасли есть. Большинство трудовых ресурсов столице дают ближнее Подмосковье, другие регионы, и охрана в этом смысле не исключение. Порой за меньшие деньги сотрудники из других городов работают в Первопрестольной и работают с большим старанием, в строгом соответствии с корпоративным кодексом Ассоциации, в который, помимо лицензионных требований, вошли и другие морально-правовые нормы.

Очевидно, что охранниками в школах должны быть люди, которые любят детей. К сожалению, большинство школ охраняет лишь один сотрудник. Этого явно недостаточно. Пора обратить внимание руководства города на проблемы финансирования охраны. Ассоциация заключила договор с Управлением по контролю за оборотом наркотиков, в соответствии с которым направляет своих сотрудников на обучение для помощи в выявлении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях.

Есть у Ассоциации и договор о взаимодействии с вневедомственной охраной. Ассоциация намерена создать во всех столичных округах объединенные дежурные части, которые работали бы при управлениях образования по принципу дежурных частей ГУВД. Президент Ассоциации предложил выделить в структуре ГУВД нештатные специализированные экипажи, закрепив их за территориями, на которых находятся объекты образования, и наладить постоянное патрулирование. Он раскрыл также законодательные проблемы ответственности ЧОПов и сотрудников вневедомственной охраны, предложил на уровне субъекта Федерации (города) принять программу обязательного страхования жизни детей.

В заключение конференции начальник отдела Департамента образования М.Гаврилов в докладе об опыте работы ЧОПов по охране образовательных учреждений отметил, что продолжается смотр-конкурс частных охранных предприятий, охарактеризовал ЧОПы, участвующие в конкурсе. После подведения итогов второго этапа смотра-конкурса президент Ассоциации негосударственных охранных предприятий «Школа без опасности» О.Завалюев вручил лучшим ЧОПам почетные грамоты.