Сергей Филиппов, отдел межведомственного взаимодействия ДГЗИ МВД России

Необходимо констатировать, что проблема сохранности объектов культурного наследия в нашей стране продолжает оставаться довольно острой. Наблюдается постоянно возрастающий спрос на предметы, представляющие большую культурную ценность, повышается активность криминальных структур в данной области, их техническая оснащенность. В то же время несовершенство действующего законодательства в сфере защиты памятников культуры и археологических объектов, недостаточное финансирование мероприятий по их техническому оснащению и физической охране и ряд других причин приводят к снижению уровня защищенности данных объектов от преступных посягательств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года № 1432-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)», одним из основных направлений реализации которой определено обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

Особенностью этого направления является усиление охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Указанное направление включает три основных раздела:

  • поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры;
  • сохранение государственной части музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов «обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В последние годы наметилась тенденция увеличения количества объектов культуры, находящихся под защитой. Количество не имеющих никакой охраны объектов последовательно сокращается — с 50% в 2003 г. до 30% в 2005 г. Несмотря на это, остаются нерешенными проблемы обеспечения сохранности культурных ценностей. Это подтверждают организованные МВД России обследования объектов, подведомственных Министерству культуры, и массовых коммуникаций Российской Федерации (в 2005 году проведены проверки более 9 тыс. объектов). Основными недостатками, выявленными в ходе проверок, являются слабая инженерно-техническая укрепленность помещений, наличие на объектах устаревших (выработавших ресурс), неисправных технических средств охраны либо их отсутствие (32% объектов). Кроме того, проверками установлено, что основной прирост охраняемых объектов культуры произошел за счет наделения охранными функциями персонала учреждений культуры, не имеющего надлежащих полномочий и необходимой подготовки (28% объектов). При этом должностные лица учреждений культуры нарушают законодательство Российской Федерации, а состояние защиты объектов культуры не улучшается.

Яркой иллюстрацией этому может служить пример кражи в июле 2005 г. из Государственного Эрмитажа вазы XIX века. Несмотря на то, что в момент хищения сработала охранная сигнализация и смотрителем зала было выявлено отсутствие экспоната, службой безопасности информация о происшествии была сообщена сотрудникам милиции только на следующий день.

Сложившееся положение не может не вызывать озабоченности МВД России. В 2005 году по инициативе ДГЗИ МВД России в Минкультуры России неоднократно направлялись обращения о необходимости принятия мер по усилению защищенности объектов культурного и исторического наследия и сохранности культурных ценностей.

Правительство Российской Федерации на прошедшем 1 декабря 2005 г. заседании поручило Минкультуры России совместно с МВД России разработать комплекс мер, направленных на усиление охраны музеев-заповедников, историко-культурных заповедников и полей воинской славы России.

ДГЗИ МВД России в целях выполнения данного поручения инициативно проработаны предложения по участию подразделений вневедомственной охраны в проведении указанного комплекса мероприятий по трем основным направлениям: изучение состояния защищенности объектов культуры межведомственными комиссиями с заполнением паспортов безопасности объектов культуры; проведение категорирования объектов культуры по результатам паспортизации; определение объектов, требующих первоочередной защиты и дополнительного финансирования этих мероприятий «создание правовой основы» обеспечения надежной защиты объектов указанной категории. Для организационного решения данных вопросов ДГЗИ МВД России подготовлены и проведены 2 межведомственных совещания с участием представителей Минкультуры России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. Достигнута договоренность о проведении в первом полугодии 2006 г. межведомственных обследований наиболее значимых объектов культуры, а остальных объектов культуры — до сентября текущего года. Подготовлено соответствующее совместное с Минкультуры России указание для направления его министрам внутренних дел, начальникам УВД, УВД субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных подразделений Росохранкультуры, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, руководителям объектов культуры. В феврале 2006 г. подготовлены информационные материалы для министра внутренних дел Российской Федерации к заседанию Правительственной комиссии по вопросу: «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включая определение объема средств, необходимых для реализации этих полномочий». ДГЗИ МВД России с учетом структурной реорганизации МВД России и вневедомственной охраны при органах внутренних дел и создания ФГУП «Охрана» МВД России переработан и направлен в Минкультуры России для согласования совместный приказ «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» МВД России».

Межведомственной рабочей группой Минкультуры России, в состав которой входит представитель ДГЗИ МВД России, в марте текущего года подготовлен проект государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников Российской Федерации. Кроме того, на заседании рабочей группы обсуждены проекты федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации об установлении границ территорий федеральных государственных музеев-заповедников и режимов их содержания.

21 марта 2006 г. принято участие в заседании коллегии Федерального архивного агентства по подведению итогов деятельности Росархива в 2005 году и задачах на 2006 год. При рассмотрении вопроса «О мерах по усилению безопасности федеральных архивов» внесены предложения по организации мероприятий, направленных на совершенствование защищенности данных организаций.

В целях популяризации деятельности подразделений вневедомственной охраны, ознакомления с новейшими техническими средствами охраны, применяемыми при обеспечении защищенности объектов культуры, подготовлены материалы для публикации в июньском номере журнала «Отечественные архивы».

В рамках XI Международного форума «Технологии безопасности 2006» принято участие в семинаре «Безопасность учреждений культуры, хранилищ культурных ценностей». В ходе мероприятия, до руководителей объектов культуры субъектов Российской Федерации доведена информация о порядке обеспечения защиты культурных ценностей в свете реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Состоялся конструктивный обмен мнениями по проблемам обеспечения защиты объектов культуры в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, предложены пути их решения.

Закономерным выводом семинара, признанным всеми участниками, стал тезис о том, что только комплексная защита объекта культуры может свести до минимума риск утраты исторических и культурных ценностей. При этом под комплексностью подразумевается инженерно-техническая укрепленность объекта, оснащенность его техническими средствами охраны, начиная со стадии проектирования, монтажа, пуско-наладочных работ и заканчивая техническим обслуживанием в совокупности с физическими способами защиты.

Указанные задачи в полном объеме реализуются подразделениями вневедомственной охраны во взаимодействии с ФГУП «Охрана» МВД России.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана»