Владислав ГАЛЕНКО, пресс-служба ГУВД Алтайского края

Выезжая с сотрудниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Алтайского края, я никак не планировал материал про вневедомственную охрану. Но все обернулось по-другому.

А дело в том, что, несмотря на принимаемые милицией меры, в крае произошло увеличение количества фактов сбыта поддельных денег. Только за прошлый год было зарегистрировано 252 преступления, связанных с изготовлением и сбытом фальшивых денежных знаков Банка России и иностранной валюты. Из незаконного оборота изъято иностранной валюты на 3100 долларов США, 1000 евро, 97670 рублей. Удивительного в этом при наших современных технологиях, ничего нет. Фальшивомонетничество — преступление с многовековой историей. Подделка денег зародилась на заре человеческой цивилизации вместе с товарно-денежными отношениями.

Предметами мены в древние времена были раковины, стручки какао, соль, табак и многое другое. Так, древние мексиканцы умудрялись подделывать стручки какао, наполняя их мелкими камушками.

В дореволюционной России подделка денег была очень распространена. Укрепляя монополию императорской власти на чеканку монет, царский указ от 1637 года о так называемых «денежных ворах» установил суровую ответственность за их подделку. С этого времени в России фальшивомонетничество было выделено в самостоятельное преступление. Только в 1656-1663 годах за изготовление медных монет было казнено семь тысяч человек и пятнадцать тысяч сослано.

Из сохранившихся исторических документов известно, что в древней Индии фальшивомонетчик подвергался смертной казни путем разрезания бритвами. В Римской империи таких людей отдавали в цирк на съедение диким зверям, в Германии — сжигали на монетных дворах. На Руси преступнику заливали в горло олово или тот сплав, из которого он делал фальшивые монеты. Новая эра уникумов-«чистоделов» в России наступила с выпуском первой бумажной ассигнации при Екатерине Второй. Купюру в 25 целковых тут же научились «исправлять» в 75-рублевку, и ассигнацию этого номинала пришлось изъять из обращения.

Современная история фальшивых денег в России началась с 1997 года, когда появились в обращении 50- и 100-рублевые купюры. Но уже с 1998 года подпольная «индустрия» перестроилась, и все усилия были брошены на производство самых крупных денежных купюр достоинством 500 рублей, а с 2001 года — 1000 рублей.

Фальшивки сегодня изготовляются в основном путем цветного ксерокопирования, а также капельно-струйным методом плоской печати, когда используется печатное устройство ЭВМ, и в ход идут водорастворимые краски. Современное российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег, в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, со штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Уже за этот год, только в течение месяца, по данным информационного центра при ГУВД Алтайского края, зарегистрировано 23 преступления, связанных с изготовлением и сбытом фальшивых денежных знаков Банка России и иностранной валюты, что на 27,8 процента больше, чем за аналогичный период 2005 года. Фальшивки сбывались в городах Барнаул, Рубцовск, Заринск, Новоалтайск, Славгород. Как показывает практика, фальшивомонетчики в большинстве случаев стараются сбыть подделку на рынках, в коммерческих киосках, на заправочных станциях, в магазинах.

Вот в связи с данными фактами и решили сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями провести учебную операцию «Фальшивая купюра».

Подъезжаем к коммерческому киоску на проспекте Строителей, майор милиции Юрий Беляев выдает водителю фальшивую сторублевку и тот... спокойно покупает бутылку пива и получает сдачу уже настоящими деньгами. Что ж, это мы и ожидали. Подходим и представляемся продавцу Надежде Лысенко, указываем на ошибку и объясняем, что она должна делать при обнаружении фальшивой купюры. Надежда Степановна четко выполняет наши инструкции и сообщает об обнаружении купюры по телефону 02. Мы же удаляемся от коммерческого киоска, в наших планах успеть проверить бдительность работников банка. Выбираем одно из отделений банка на улице Советской армии, времени для наших действий остается мало, продавец киоска наверняка уже обрисовала наши приметы и автомобиль, так что нас могут остановить в любой момент. Наш водитель получает фальшивую стодолларовую купюру и направляется ее менять. В банке подлинность купюры вызывает сомнение у контролера-кассира Анны Ломакиной, но и она не делает то, что положено сотруднику в данном случае. А просто рекомендует обладателю купюры обратиться в центральный офис банка, хотя должна вызвать милицию. Что ж, история повторяется. Майор милиции Ю.Беляев представляется и объясняет правильность действий при обнаружении фальшивой купюры.

Кассир нажимает тревожную кнопку. Мы даже не успели толком разъяснить сотрудницам банка особенности фальшивой купюры, как оказались под дулами автоматов сотрудников вневедомственной охраны. Выглянув в окно, вижу, что наша машина надежно заблокирована. Действительно, нас уже искали. Оказывается, когда в первом случае продавец киоска набрала номер 02, к киоску был направлен ближайший милицейский автомобиль, это оказался экипаж отдела вневедомственной охраны при Железнодорожном ОВД. И наши приметы сразу же разлетелись всем милицейским нарядам. Поэтому, подъехав по тревожному сигналу к банку и увидев при этом разыскиваемую машину, наряд заблокировал ее и вызвал подмогу. О том, что это всего лишь учения, первыми узнали прибывшие на сигнал тревожной кнопки — старший группы задержания ПЦО ОБО при Железнодорожном ОВД, прапорщик милиции Эдуард Томилов и старший сержант милиции Николай Босых. Тем временем двор перед банком наполняется милицейскими машинами вневедомственной охраны. Разобравшись с нами, экипажи разъезжаются по своим маршрутам. А мы сворачиваем наши учения в Барнауле, здесь нас уже раскусили. Наш путь лежит в город Новоалтайск, учения продолжаются.

Материал подготовлен совместно с редакцией журнала «Охрана»