Е.В. Алейников, генеральный директор «Евраком-Авто»
Для тех, кому некогда осмысливать все сложности приобретения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта бронеавтомобилей, а также для тех, кто ранее этим никогда не занимался, предназначается наша публикация.
Мы расскажем лишь о «железе», то есть о самих бронемашинах. Организация службы инкассации — тема отдельной статьи. Мы постараемся не убеждать читателя в предпочтении какой-то конкретной модели или производителя. Коротко расскажем лишь о тек моментах, которым необходимо уделять особое внимание при выборе этой достаточно дорогой техники.
Точки над «i»
Чтобы быстрее и грамотнее выбрать транспортное средство для инкассации и перевозки денежных средств и ценностей, необходимо для начала уточнить ряд позиций. Итак, потенциальный покупатель должен хорошо представлять себе:
- для чего приобретается бронемашина (инкассация, перевозка денежных средств и ценностей, сопровождение, перевозка особо важных персон в закамуфлированных под инкассацию автомобилях);
- каковы будут условия её эксплуатации (важна ли регистрация транспортного средства как специального);
- какую сумму готова потратить организация для решения конкретной задачи;
- какова будет загрузка автомашины по времени (1-2 часа в день или практически круглые сутки);
- какова будет загрузка автомашины по маршруту/километражу (здесь может выясниться, что запланированное количество машин окажется недостаточным для организации инкассации всех точек или осуществления всех перевозок или для определенных целей авто одной марки потребуется больше, другой — меньше);
- важен ли вопрос престижа компании, организующей инкассацию для себя или своих клиентов на дорогой иномарке;
- каков уровень достаточной безопасности, защищённости автомобиля (по классам или видам патронов/оружия, по защищаемым объёмам);
- каковы требования к уровню технической надёжности (допросы безопасности, престижности, важности выполнения обязательств перед клиентами, наличие автомашины для подмены) и оснащённости (всё то же плюс удобство при эксплуатации);
- каковы требования по ремонтопригодности и близости СТО, уровню стоимости ТО и запасных частей, частоте проведения регламентных работ, наличию гарантийных обязательств;
- определиться по важнейшим техническим характеристикам.
Оптимальное сочетание — залог успеха
Конечно, могут быть ещё факторы, влияющие на выбор, но главное, чтобы покупатель сумел правильно их расставить в приоритетном порядке. Подобрать бронемашину, наиболее полно отвечающую требуемым характеристикам за имеющиеся средства, — это задача представителя покупателя. Выбор обязательно окажется компромиссом между стоимостью и качеством, надёжностью, удобством, запасом мощности и экономичностью, запасом хода, полезным весом, численностью экипажа и обеспечиваемой безопасностью, эксклюзивностью, оснащённостью и отсутствием сервисной поддержки и т.д. Универсального варианта, как известно, не бывает. Но наилучшее сочетание важных для конкретных целей характеристик — залог успешной, долгой, окупаемой и безопасной эксплуатации бронеавтомобиля.
Результатом поиска являются бронеавтомобили, собранные на базе грузовых фургонов капотной или полукапотной компоновки, джипов или легковых автомобилей (последние в настоящее время практически не встречаются ввиду недостаточных параметров подвески и из-за высоких требований к уровню защиты. Исключением является отечественная «Нива», если рассматривать её не как джип, а как легковой автомобиль).
В каждодневной эксплуатации удобнее и безопаснее автомобили, обеспечивающие эргономичное расположение членов экипажа на своих рабочих местах в течение всего рабочего дня, допускающие возможность внутреннего передвижения, замены друг друга в случае экстренной необходимости.
Все бронеавтомобили объединяет одна общая черта — относительная дешевизна и простота конструкции базового шасси (кроме бронемашин для инкассации на моделей джипов по заказам состоятельных покупателей).
Но здесь необходимо быть осторожным — нельзя допустить чрезмерной упрощенности, доведённой до уровня аскетизма. Это может быть даже опасным в экстремальных ситуациях. Не стоит экономить в ущерб качеству. Например, кондиционер, обогрев и привод зеркал, спецокраску кузова, дополнительные обогреватель и аккумулятор, элементы усиления подвески и прочие опции зачастую дешевле заказывать как дополнительное оборудование прямо с конвейера завода-изготовителя базового автомобиля, добиваясь при этом большего качества и лучшего сервиса у дилера в регионе покупателя, чем монтировать на заводе-бронировщике.
Памятка покупателю
Является ли продавец производителем товара или посредником |
Как правило. Совмещение в одном лице продавца и производителя позволяет иметь всегда лучшее, чем у конкурентов, предложение ( по цене, техническому совершенству, условиям покупки). Гарантом тому служат доступность рекламаций, исключение «детских болезней», оперативное следование требованиям времени (включая требования МВД), гибкость связи «продажа-производство-продажа». |
Каков опыт у производителя |
Долгий срок работы бронировщика — залог надлежащего качества его товара. Завод-бронировщик должен осуществлять переоборудование только с официального разрешения завода-изготовителя базового автомобиля |
Какова технология бронирования |
Важно проследить, чтобы автомашина после бронирования как можно меньше отличалась от базовой модели, что удобнее в эксплуатации ( например, количество дверей, обзорность, внутренний комфорт), безопаснее для окружающих, более ремонтопригодно. Сохранение наибольшего количества важных тактико-технических характеристик поможет пройти ТО в ГИБДД для того, чтобы оказаться допущенным к эксплуатации на дорогах общего пользования. |
Как машина адаптирована к эксплуатации в России |
Бронеавтомобиль должен иметь: 1.Кардинальное усиление подвески. 2.Кардинальное усиление крепления дверей. 3. Сертифицированные в России бронематериалы, используемые при бронировании, а лучше — сертифицированный модуль или весь автомобиль. 4.Предлагаемая к покупке комплектация ( а также и базовая) должна удовлетворять требованиям МВД на момент продажи. 5. Бронеавтомобиль должен быть полностью легализирован в России, что подтверждается документально Сертификатом-одобрением типа транспортного средства, Сертификатом на броне-материалы / модуль/ автомобиль, заключением НИИ Спецтехники МВД на каждый автомобиль |
Разрешена ли эксплуатация и ввоз в Россию ( если автомобиль импортный) данного бронеавтомобиля |
Полная легализация бронеавтомобиля в России подтверждается документально на каждый предлагаемый модельный ряд. По этой причине лучше не надеяться найти официального продавца редкого бронеавтомобиля (так как сертифицировать не продающийся в России автомобиль вряд ли кто-нибудь будет) |
Что делает продавец для упрощения покупки |
Важно оценить насколько продавец честен по отношению к покупателю, всё ли он сделал для того, чтобы покупатель получил желаемое, с минимальными потерями времени и энергии. Даже если бронированный автомобиль импортный, его наверняка можно изготовить под заказ и/или приобрести, как в магазине, по справке-счёту с транзитными номерами, ПТСом, ГТД и полным пакетом документов для нормальной постановке бронеавтомобиля на учёт в ГИБДД в качестве специального |
Каковы технические возможности бронировщика и возможное оснащение |
Вполне нормально, если клиенту предлагается отвечающая всем требованиям базовая комплектация (по минимуму), и любое технически выполнимое ( и грамотное, с учётом возможностей каждой модели) дополнительное оснащение, оборудование, повышающее безопасность или комфорт членов экипажа. Есть только два ограничения: для клиента — стоимость выбираемых опций, для продавца-бронировщика — возможность реализовать пожелания клиента в конкретном автомобиле с учётом его геометрических размеров, остаточной грузоподъёмности и развесовки по осям |
Есть ли техническая поддержка в регионе покупателя и гарантия на автомобиль |
Ни одна авторизованная сервисная станция не даст гарантию на переоборудованную автомашину и не выполнит все необходимые для превращения в бронеавтомашину работы. Поэтому важно, чтобы продавец имел собственную сервисную станцию, специализирующуюся на бронированных автомобилях, продаваемых им. Чтобы он сам предоставлял гарантию и сам же её реализовывал. Чтобы он выполнял работы не только на базовой автомашине, но и по броне- и специальному оснащению
|
Кому известен продавец |
Необходимо осведомиться о репутации продавца. Лучше не иметь дело с неизвестными или начинающими фирмами — слишком дорога покупка |
Каково конкретное предложение |
Чем выше технический уровень производителя (продавца), тем шире спектр моделей, предлагаемых к продаже. На все модели должны предоставляться гарантия и реальный сервис |
Крепка броня?
По способу крепления бронематериалов и форме самих бронематериалов обозначают три типа бронеавтомобилей: скрытого (внутреннего), полускрытого и наружного (внешнего) бронирования. Разные способы обусловлены разными технологиями и затратами на производство единицы продукции. Даже одни и те же модели автомашин, построенные по разным технологиям, имеют разные технические характеристики, сервисные возможности (ремонтопригодность), неодинаковую внешнюю привлекательность, эргономичность, безопасность и долговечность.
Материалы, применяемые при бронировании, разнятся по своему строению и принципам, используемым для противостояния энергии пули (и её сердечника). Стекло: силикатная и органическая основы, разные способы упрочнения, разные сроки и условия эксплуатации. Непрозрачная броня: сталь (моногенная — закалённая с одной стороны, гетерогенная — закалённая с двух сторон), сплавы цветных металлов, керамика, специальные синтетические ткани («кевлар» или «тварон»), а также «сандвичи» с самыми разнообразными комбинациями вышеперечисленных материалов.
Выбирать необходимо по следующим параметрам: обзорность, отсутствие искажений, общая площадь остекления, наличие противоосколочного слоя, вес, условия эксплуатации и обслуживания, наличие электрообогрева, правильность крепления для стекла. А также: качество обработки (покраски в случае отсутствия другой отделки), степень повторяемости формы кузова (потери полезного объёма), качество крепления, наличие нахлеста и пулеуловителей (в опасных местах), ремонтопригодность — для непрозрачной брони. Всё это имеет смысл рассматривать только при выполнении главного условия — наличия российского сертификата на пулестойкость материалов, а лучше всего на автомобиль в целом, что подтвердит также и грамотность сборки конструкции. Подробнее требования к бронематериалам, а также методы испытаний и уровни защиты описаны в ГОСТ Р 50963-96 «3ащита броневая специальных автомобилей».
Эти таинственные иностранки
С появлением на российском рынке импортных бронеавтомобилей появились знания и об иностранных стандартах защиты — европейских, американских. При переговорах о покупке бронеавтомобиля иностранного производства следует ориентироваться либо на российский ГОСТ, либо на вид оружия, наименование и индекс патрона, массу пули, тип сердечника, скорость пули, дистанции обстрела, а также нужно уточнить методы проведения испытаний.
Гарантом же того, что будет куплен действительно БРОНЕАВТОМОБИЛЬ, соответствующий требованиям, предъявляемым к подобным автомобилям, является наличие у продавца СЕРТИФИКАТА-ОДОБРЕНИЯ ТИПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Важно убедиться, что бронемашина собрана производителем в период действия данного документа.
Кроме выбора модели автомашины важно решить для себя, кто вам импонирует в качестве бронировщика транспортного средства. Одна и та же модель, бронированная разными заводами, при эксплуатации будет вести себя по-разному. Следует узнать, как представлен производитель работ по бронированию в регионе покупателя, иначе, даже грамотно выбрав автомобиль, можно остаться без гарантии и какой-либо технической поддержки. Назовем лишь несколько организационно-технических вопросов, по которым можно дать более или менее конкретизированные рекомендации.
В любом случае необходимо отдавать себе отчёт в том, что приобретается бронемашина, эксплуатировать и тем более продать которую будет не просто. Теоретически возможно изучить все ГОСТы, ОСТы, популярные статьи в специальных изданиях, стать профессионалами в области бронеавтомобилестроения. Можно, не внимая предупреждениям, поехать в Германию или Америку, купить там самостоятельно бронеавтомашину и затем получить в ГИБДД и техсервисе все необходимые знания. Мы рекомендуем всё же довериться профессионалам, находящимся в вашем регионе и работающим в этой области, однако не полениться получить от них ответы на все заданные выше вопросы. Сравнить их и сделать вывод.
Желаем удачи, ведь речь идёт о БЕЗОПАСНОСТИ.