И.Соловьев, специалист по связям с общественностью Группы Предприятий Безопасности «Контр»

Группа менеджеров ГПБ «Контр» совершила ознакомительную поездку по странам Скандинавии. Целью поездки было не столько любование красотами северной природы и архитектуры, сколько изучение опыта работы финских и шведских охранных фирм.

Часть 1. Скандинавская прозрачность бизнеса

Говорить о рынке охранной индустрии скандинавских стран можно на примере Швеции. Очень близкие условия жизни и ведения бизнеса, схожий менталитет, природа, королевская оболочка местных демократий, присутствие в этих государствах транснациональных корпораций и многое другое делают ситуацию в скандинавских странах схожей, а анализ простым и понятным.

Оборот рынка охранных услуг в Швеции оценивается в 600 млн евро в год. В стране зарегистрировано более 300 охранных компаний, где работают 20 000 охранников (у 12 000 — полный рабочий день), из них 70 % — мужчины, 30 % — женщины. Большую часть рынка (80 %) контролируют два крупнейших европейских охранных холдинга: Securitas и Group 4 Securicor*. В последнюю структурно входит компания Falck. Заработная плата сотрудника охраны может достигать 2,5-3 тыс. евро (до уплаты налогов, а налоги здесь немаленькие). Подоходный налог достигает 45 %. В Финляндии оплата труда сотрудника составляет 9-12 евро в час при средней стоимости услуг охраны 18-20 евро в час.

В целом для Скандинавии средний процент рентабельности охранного бизнеса составляет 6-8 % в год. В странах Балтии более высокие цифры: 9-11 %. Расходы на содержание управленческого персонала не превышают 15 % оборота компании.

Среди наиболее востребованных услуг лидирует стационарная физическая охрана (чуть больше половины от всего объема услуг), пятую часть занимают мобильное патрулирование и пультовая охрана, 15 % приходится на инкассацию денежных средств, по 5 % уходит на диспетчерские услуги и мониторинг, а также охрану аэропортов.

В Скандинавии и странах Балтии очень активно развивается услуга инкассирования денежных средств. Помимо стандартной перевозки, это предполагает наличие собственного центра обработки и подсчета наличности, а также самостоятельного перечисления денег на расчетный счет клиента. Что интересно, деньги охраняются без огнестрельного оружия. Ситуация для России просто немыслимая.

Большое значение в деятельности охранной компании имеет работа центра мониторинга, который объединяет:

  • пульт централизованной охраны стационарных объектов;
  • спутниковую навигацию движущихся средств;
  • удаленное видеонаблюдение объектов;
  • сall-центр на случай ЧП;
  • контроль работы стационарных физических постов;
  • услуги диспетчера и прием телефонных звонков для сторонних организаций.

Для России мониторинговая компания пока еще дело новое. Только крупные компании в Москве разделили дежурные группы, мониторинг и техническую составляющую.

Таким образом, расширенные функции дежурной части, высокая подготовка персонала и серьезное техническое оснащение станции наблюдения позволяют западным компаниям не только покрывать расходы на содержание «дежурки», но и получать дополнительные доходы (5 % оборота) от их деятельности.

Активно развивается рынок технических средств охраны. В Финляндии, например, оборот этого рынка составляет 15 млн евро в год. С ростом частного коттеджного строительства увеличивается спрос на системы защиты жилья, следовательно, растет потребность в пультовой охране. Внедряются системы контроля доступа (с удаленным от объекта управлением), системы видео с функцией распознавания личности на улицах города, что облегчает поиск преступников и борьбу с терроризмом.

Западные фирмы уделяют большое значение клиентскому сервису. Тщательное отслеживание рекламаций клиентов, быстрая и четкая реакция увеличивают симпатию к компании, для которой важно не только получить нового заказчика, но и удержать старого. Характерно то, что здесь не используют скоротечные агрессивные рекламные кампании в СМИ, а долгосрочно работают на развитие бренда, что привлекает как потенциальных клиентов, так и новых работников. А все вместе создает репутацию надежной фирмы, на что влияет открытость и прозрачность деятельности фирмы, обеспеченная в т.ч. и размещением акций охранных предприятий на бирже. Крупные охранные холдинги имеют организационно-правовую форму корпораций (ОАО), их акции котируется на европейских фондовых биржах, демонстрируя планомерный и устойчивый рост курса. Например, Group 4 Securicor оценила свои активы в 2,5 млрд фунтов стерлингов (около 5 млрд долларов США) и разместила на Лондонской фондовой бирже около 3 % своих акций. За последние три года рост курса составил суммарно около 60 %.

Это свидетельство абсолютной легитимности бизнеса и доверия инвесторов, а также очень хороший индикатор темпа развития охранной отрасли в Европе.

Часть 2. Одинаковые проблемы, разные ресурсы

Анализ деятельности иностранных охранных предприятий показывает, что при совершенно разных условиях жизни, быта, работы, зарплаты и менталитета, главное сходство между нами и ними — это текучесть кадров.

Проблема настоящего (возможно, и будущего) — как найти персонал? Например, в финском подразделении фирмы Falck работает 1500 человек, в 2006 г. принято уже 300 сотрудников. Текучесть кадров в городах составляет 35 %, в регионах доходит до 10 %. В стране Суоми в охране работает в основном молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Каждый вновь принимаемый проходит тест на наркозависимость. Норма выработки по законодательству составляет 165 часов в месяц. В год допускается 52-часовая переработка. В основном в охране работают студенты, которые после окончания учебного заведения увольняются. Одни устраиваются на работу по полученной специальности, другие — в полицию или просто туда, где больше платят. Поэтому предельный срок работы охранника на одном предприятии — три года.

Для закрепления работников используется несколько рычагов. Зарплата в договоре охранника оговаривается минимальная, но заказчик имеет право сам выйти с инициативой о повышении зарплаты охраннику на своем объекте. Все сотрудники имеют медицинскую страховку, правда, пользуются ею главным образом для лечения зубов. Охранникам предоставляются форма и спецснаряжение. А вот некоторые спецсредства работники покупают сами. В России же все это, кроме формы, приобретается исключительно за счет работодателя. Стоимость формы, как правило, оплачивается на паритетных началах.

Охране не воспрещается по закону иметь огнестрельное оружие. Однако ответственный представитель полиции, который курирует частную охрану (типа нашего инспектора лицензионно-разрешительного отдела МВД), сам решает, давать или не давать оружие сотруднику. И не дают, поскольку считают, что при низком уровне преступности в нем нет нужды.

Подготовка начинающего охранника начинается с 40 часов теоретического курса. Затем, в течение четырех месяцев, работая на фирме, начинающий сотрудник проходит еще 60 часов подготовки без отрыва от работы (сюда входят вопросы снаряжения, техника наблюдения и обращение со специальными средствами). После чего выдается карточка охранника вроде российского удостоверения частного охранника. Срок ее действия — пять лет.

В Швеции существует одна уникальная организация, о которой нельзя не сказать. Это Совет по обучению и созданию условий на местах Шведской охранной индустрии (БИА). Он занимается подготовкой специалистов, пропагандой современных достижений в охранной индустрии как в самой отрасли, так и в обществе; защитой интересов охранников; организацией семинаров и конференций; взаимодействием с властью. Собственниками БИА являются охранные фирмы и профсоюз охранников — Шведский профсоюз работников транспорта. По сути, эта структура выполняет функции общественной организации, образовательного учреждения, профсоюза, информационно-издательского центра и консалтинговой фирмы.

Особого внимания заслуживает информация об охранном колледже. Это специальное учебное заведение, которое дает трехлетнее профильное образование, приравненное к высшему. По окончании обучения студенты получают глубокие знания, как специальные, так и общие. Большинство выпускников в дальнейшем занимают руководящие посты в охранной отрасли. Оплата обучения зависит от конкретной договоренности работника с конкретным работодателем. Есть и разнообразные курсы переподготовки. Курс профессионала — 15-недельное обязательное обучение на местах, состоящее из тестов и обыгрывания моделей различных ситуаций. Каждый год колледж дает базовое образование примерно 1500 охранникам. Преподаватели колледжа — не только штатные работники, но и директора предприятий — лидеров индустрии, а также специалисты служб спасения, медицинские работники и полицейские.

Сколько же «стоит» сегодня современный охранник в Швеции? После прохождения обучения первого уровня зарплата составляет 16 500 шведских крон, или приблизительно 2300 евро. Соответственно через шесть месяцев — 17 500, или 2500, через год — 18 500, или 2650 (минус подоходный налог — до 45 %).

* Group 4 Securicor в Финляндии насчитывает около 2000 сотрудников, в странах Балтии 7000 человек, общая численность персонала международного охранного холдинга превышает 600 тыс. человек. Годовой оборот компании в Финляндии в 2005 г. составил 75 млн евро. Подразделение холдинга контролирует в Финляндии около 70 % перевозок денег, в странах Балтии — от 60 до 90 % рынка. В Хельсинки компания Group 4 Securicor охраняет 15 000 объектов, обеспечивает 40 патрульных экипажей в сутки. В месяц случается до 2500 тревожных сигналов и выездов. Холдинг Group 4 Securicor ведет активную политику экстенсивного роста. К настоящему времени в результате слияний и поглощений охранных фирм холдинг имеет дочерние компании в 110 странах мира. Стратегическая деятельность по охвату новых национальных рынков не прекращается.