На вопросы журналистов в здании пресс-центра «Интерфакс» отвечали: заместитель руководителя Департамента образования Москвы Евгений Семёнович Кушель, заместитель начальника Юго-Западного окружного управления образования Александр Михайлович Новиков, начальник управления вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы Александр Дмитриевич Благов.

Система Департамента образования Москвы насчитывает более 3880 образовательных учреждений и около 4300 объектов, среди которых более 500 — образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием детей. Свыше 200 тысяч педагогов ежедневно дают знания более чем 1 млн. учеников. Бесспорно, образовательная система столицы — это мощный механизм, работа которого требует пристального внимания и тщательного контроля, особенно после трагических событий в Беслане осенью 2004 года. Механизм должен обеспечить слаженное функционирование и безопасность учреждений. И речь идёт не о паре — тройке мероприятий, а, как точно заметил Евгений Семёнович Кушель, о целой системе мер.

По словам Кушеля, один  из важнейших аспектов школьной безопасности — инженерно-техническое обеспечение, то есть оборудование территорий образовательных учреждений ограждением, дабы предотвратить проникновение посторонних лиц на территорию учебного заведения, надлежащее и достаточное освещение территории школ в ночное время суток. И, пожалуй, самое важное — оснащение всех образовательных учреждений столицы кнопками экстренного вызова милиции, а попросту — «тревожными» кнопками.

Александр Благов заверил присутствующих, что на сегодняшний день во всех общеобразовательных учреждениях Москвы такие кнопки уже есть, и вовсю работает двухступенчатая система реагирования. Суть её состоит в том, что на сигнал, поступающий непосредственно с объекта, то есть из школы, оперативно выезжает группа сотрудников милиции. Причём, не только оперативно выезжает, но и оперативно приезжает: на всё про всё даётся максимум 7 минут, хотя результаты недавних проверок показали, что среднее время прибытия на место происшествия и того меньше — 4-5 минут. Здесь милиционеры на месте разбираются, в чём дело, какие меры предпринять и требуется ли подкрепление.

Безусловно, у такой системы есть очевидный недостаток: часть вызовов оказывается ложными. Особенно много их было поначалу. Однако, как заявил Благов, милиция продолжит выезжать на все поступающие сигналы, а чтобы наладить более эффективную работу школьной охраны и сотрудников правоохранительных органов, в ближайшие два года планируется внедрить систему видеонаблюдения, когда вместе со звуковым сигналом в отделение милиции будет приходить «картинка» с изображением происходящего в конкретной школе. Это позволит не только сделать работу по обеспечению безопасности в школах эффективнее, но и поможет уменьшить количество ложных вызовов, которые только отрывают милиционеров от работы.

Евгений Кушель считает прогрессивным введение должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности с 1 сентября 2004 года во всех образовательных учреждениях города и введение этой должности в 67 субъектах РФ. При назначении на эту должность предпочтение отдаётся военнослужащим запаса и сотрудникам правоохранительных органов, потому что здесь требуются профессионалы. Хотя им и предстоят ежегодные тренировки и переподготовка в специально организованном подмосковном летнем лагере.

К тому же, на базе Московского института открытого образования организовано повышение квалификации специалистов данной категории. В настоящее время обучение прошли уже более 1000 человек. Как заметил Евгений Кушель, 70% состава замов по безопасности, конечно, мужчины, но женщины всё активнее стремятся занять эту должность.

Одним из самых сложных и важных направлений в сфере обеспечения безопасности столичных школ в Департаменте образования считают физическую охрану. В ГУВД г. Москвы с этим согласны — слишком уж много нюансов здесь надо учесть. Речь идёт о вневедомственной охране, частных охранных предприятиях и сторожах. И если с милицией и сторожами ещё как-то можно ужиться, то с ЧОП поначалу было очень тяжело. Ведь частная охранная деятельность — это бизнес: платите деньги, и мы вас будем охранять, вот только работать нам не мешайте. Подобная позиция на начальном этапе становления взаимоотношений с ЧОП поставила директоров образовательных учреждений в положение сторонних наблюдателей.

— Ещё три года назад учебные заведения столицы охраняли неквалифицированные кадры, говорит Евгений Кушель. — Эти люди заключали со школами договора практически на произвольных условиях, жили в помещении школ. У них не было ни образования, ни лицензии. В результате охрана школ была неэффективной. По вине таких охранников происходили пожары, а между ними — драки и убийства. Но сейчас всё по-другому! Благодаря активному содействию ГУВД г. Москвы, все ЧОП тщательно проверяются. ЧОП отбираются по территориальному принципу, то есть: зарегистрированы на территории Восточного округа — охраняйте местные школы. Нам бы хотелось, чтобы ЧОПы строили свою финансово-экономическую политику так, чтобы ни одно учебное учреждение города не осталось без охраны!

Опытом отбора ЧОП для охраны образовательных учреждений поделился заместитель начальника Юго-Западного окружного управления образования Александр Новиков. Он рассказал журналистам, что из 70 ЧОП, предоставлявших охранные услуги школам его округа четыре года назад, сегодня осталось всего 7 частных охранных предприятий. Часть из них не прошла последующие проверки, а кто-то просто не выдержал конкуренции.

— Сегодня, — говорит А.Новиков, — ЧОП сильно изменили отношение к работе с учебными заведениями, ведь случаи нарушения, о которых становится известно из любого источника, например, из СМИ, рассматриваются администрацией нашего округа и Департаментом образования. Уже три года назад у нас появился Общественный совет из 16 инспекторов — сотрудников аттестованных ЧОП. Они всё лето проводят проверку школ на безопасность, чтобы завершить её к началу учебного года на 100%. Кроме того, наш округ располагает 6-ю мобильными группами для сопровождения учащихся на массовых мероприятиях.

Кстати, по итогам подобных проверок каждое учебное заведение получает паспорт безопасности — документ, содержащий отработанные алгоритмы действий учителей, детей и руководителей образовательных учреждений, которыми они должны следовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Именно по этому документу проводятся ежегодные «учебные тревоги». Например, с 4 по 8 сентября этого года «учебные тревоги» были успешно проведены в московских школах.

Говоря о дополнительной технической безопасности московских школ, Евгений Кушель поделился планами столичного Департамента образования: за счёт расширения информационной базы, превратить социальную карту учащегося и в обычный проездной билет и в электронный пропуск на проход в школу, и в кредитную карту при оплате обеда в школьном буфете. Это будет выгодно и родителям, и ученикам, и школе: первые не будут волноваться, на что потратило деньги их чадо; вторые будут избавлены от необходимости носить отдельно пропуск, отдельно билет; школьная охрана легко сможет вести учёт тех, кто вошёл в здание.

Однако, как ни расписывали преимущества технического защитного оборудования для школ, всё же Кушель не преминул вспомнить и перечислить, хотя бы и без конкретных названий, заслуги сотрудников ЧОПов, охраняющих городские образовательные учреждения. А, отвечая на вопрос корреспондента журнала «Хранитель», — каков процент участия ЧОПов в охране учебных заведений Москвы и чему отдаётся предпочтение в будущем: технике или физической охране — ответил:

— Повсеместное введение технических средств безопасности играет важную роль в сфере безопасности городской образовательной системы. Сегодня частные охранные предприятия оказывают свои услуги 10% образовательных учреждений столицы. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 6%. То есть власти города нашли средства, чтобы обеспечить охраной еще ряд московских школ. В Департаменте образования придерживаются мнения, что физической охраной нужно обеспечить, прежде всего, те объекты, где мало возможно внедрение технического оборудования. В первую очередь, это малогабаритные школы и детские сады.