Не секрет, что в последние годы в России растет насильственный передел собственности. Он происходил и прежде, в 90-е годы, но в настоящее время принял прямо-таки драматический характер. При этом правоохранительные органы, которым Конституцией РФ предписано следить за тем, чтобы собственность переходила из рук в руки исключительно законным путем, — оказываются бессильными изменить ситуацию.
В таком вот ключе шел на днях в Москве разговор за «круглым столом», организованным Гильдией финансовых менеджеров и журналом «Человек и закон» при экспертной поддержке ОАО «Центральный Московский Депозитарий». Участие в дискуссии приняли представители столичной прокуратуры, органов МВД, Арбитражного суда РФ, видные адвокаты, и, естественно, представители бизнес сообщества.
Журналисты, присутствовавшие на мероприятии, не могли не обратить внимания на одну его особенность: на минорную, пессимистическую тональность практически всех выступлений. Только и слышалось, что российские законопослушные собственники ощущают нынче свою полнейшую правовую незащищенность перед фактами агрессивных поглощений. Относительно же правового механизма, который должен регулировать корпоративные конфликты, говорилось прямо: механизм сей абсолютно неэффективен. А посему, согласились участники обсуждения, следует просить Государственную Думу РФ принять законодательные акты в виде поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, четко регламентирующие такое понятие, как «корпоративный спор», и установить порядок, при котором рассмотрение исков физических лиц к хозяйствующим субъектам возможно только в Арбитражном суде. А сами арбитражные иски по корпоративным спорам должны рассматриваться только по месту нахождения ответчика и только с его участием.
Из изложенного явствует, что в настоящий момент все эти вроде бы бесспорно правильные положения у нас отсутствуют. Больше того, как оказывается, в правоохранительных органах Российской Федерации до сих пор нет и специализированных подразделений по борьбе с незаконным захватом собственности. А дело это, легко догадаться, весьма специфическое и тонкое. Поэтому многие уголовные дела в этой области не возбуждаются вообще, а возбужденные часто не доходят до суда.
И все же не только указанные выше причины привели к росту недобросовестных захватов собственности. Участники «круглого стола» практически единодушно согласились, что первопричина происходящего в первую очередь кроется в поведении самих предпринимателей. А именно — в отсутствии открытости и прозрачности в деятельности российского бизнеса. Чем он, к слову, разительно отличается от бизнеса в передовых цивилизованных странах, где каждая попытка недобросовестного захвата собственности с первых же шагов через средства массовой информации делается достоянием широкой общественности. Что, естественно, затрудняет проведение операций захвата.
У нас же, говорил представитель столичной прокуратуры, чаще всего правоохранительные органы узнают о происходящем, когда захват фактически подошел к своему финалу, а то и вовсе завершился. При этом собственность не просто поменяла владельца — она перешла в третьи — четвертые руки. И, как правило, уже на вполне законных основаниях. Вести в таких обстоятельствах следственные действия чрезвычайно трудно, тем более, что те люди, которые реально организуют захваты, сами ни в чем не участвуют, остаются в тени.
«Что ж удивляться, что из 96 возбужденных нами уголовных дел по этому виду преступлений за последние три года в суд ушли единицы?», — вопрошал прокурорский работник.
А ко всему прочему, указывали участники обсуждения, во многом виновата еще и юридическая безграмотность и пассивность населения. Будь население грамотнее в этом отношении и активнее защищало свои права, недобросовестным захватчикам чужой собственности действовать было бы сложнее.
В заключение участники «круглого стола» условились продолжить работу над проектом резолюции на тему: «Корпоративные конфликты и защита прав собственников», а в октябре обсудить документ на представительной конференции с участием руководителей заинтересованных ведомств, крупнейших бизнес-структур, юридической общественности, СМИ. В частности, уже договорено включить в названный документ такие пункты:
— Обратить внимание контролирующих и правоохранительных органов на участившиеся факты самоуправства и ущемления прав инвесторов (акционеров) со стороны исполнительных органов (директоров) предприятий. Такие случаи фактически формируют практику захвата собственности изнутри (внутреннее рейдерство) и ухудшают инвестиционный климат в России.
— Предложить МВД РФ лишать лицензий частные охранные предприятия, если оперативно-следственным путем будет установлено, что сотрудники ЧОП участвовали в захвате собственности.
— Предложить Минюсту РФ усилить контроль за Федеральной службой судебных приставов на предмет устранения возможности участия сотрудников этой службы в незаконных захватах собственности.
— Предложить Союзу журналистов России сделать профессиональный анализ публикаций по корпоративным конфликтам и дать этическую оценку СМИ, публикующих заказные материалы.
Р.S. Об одном почему-то не говорилось за «круглым столом» — о том, что в стране продолжается «большой хапок» по насильственному присвоению собственности. И что иного поведения со стороны «грязнохватов» (термин Солженицина) ожидать не приходится.