В России всё быстрее и быстрее набирает обороты новый вид преступления — силовой захват частной собственности, или так называемое «рейдерство». Этот вид преступления успел обрести многогранность и многоцветность. В нелёгкой ситуации по этой причине оказались сегодня многие предприниматели. Кого-то лишили права управлять собственной парикмахерской или аптекой, у кого-то отобрали процветающий магазин, кого-то за шиворот вытащили из собственного ателье.

Поначалу «рейдерство» особенно активно проявляло себя в столице, но сегодня, видимо, насытившись Москвой, «рейдерство» уже плавно перебирается в другие крупные города страны. Очередными жертвами этого явления стали предприниматели Екатеринбурга, а именно акционеры «Промышленной группы «Уралинвестэнерго», оказавшиеся вследствие этой «уголовной войны» за решеткой.

На круглом столе, прошедшем в Центральном доме журналиста при участии представителей Комитета гражданской самообороны против силовых захватов чужой собственности, с проблемой «рейдерства» пытались разобраться не только представители пострадавшего «Уралинвестэнерго», но и юристы, адвокаты, а также другие специалисты.

Проблема в коллективе «Уралинвестэнерго» возникла ещё в 2004 году, когда 7 из 9 акционеров корпорации решили вывести из бизнеса бывшего руководителя Андрея Ахтямова. Подписав все нужные документы и получив солидные отступные за свой пакет акций, Ахтямов вдруг передумал и решил вернуть себе потерянное место. Тут-то и развернулась настоящая «война» против акционеров корпорации. Несколько уголовных дел, возбуждённых против бывших партнеров Ахтямова, развалились как заказные. Но одно всё же удалось использовать как средство давления и принуждения к передаче бизнеса. Итог таков: акционеров обвинили в создании преступного сговора с целью отстранения от руководства корпорацией её бывшего руководителя, а также в краже ценных бумаг. Двоих акционеров арестовали, пятеро вынуждены скрываться.

— В данном конфликте используются такие способы «рейдерства», как фальсификация документов, получение исполнительных листов, явка на предприятие судебных приставов с подразделением физической поддержки, аресты. Речь идет об «Уралхиммаше», входящем в состав промышленной группы «Уралинвестэнерго», — сообщил журналистам адвокат «Уралинвестэнерго» Юрий Мехонцев. — В нашем конфликте предпринимаются также агрессивные действия, преследующие цель доведения предприятия до банкротства (в том числе путём создания вексельной задолженности, предъявления вексельного иска на достаточно значительную сумму, создание ситуации невозможности исполнения денежного обязательства со всеми вытекающими отсюда последствиями).

В результате ОАО «Уралхиммаш» чуть полностью не лишилось под натиском рейдеров своего имущества. По словам представителя компании Людмилы Колосовской, всё это произошло из-за того, что прежний генеральный директор «Уралхиммаша» выдавал поддельные доверенности, на основе которых далее составлялись акты купли-продажи, по которым было продано практически всё имущество «Уралхиммаша» — говорит Людмила Колосовская. — Было заключено около 20 поддельных договоров, о которых компания ничего не знала до тех пор, пока на предприятие не пришёл судебный пристав для списания имущества с «Уралхиммаша».

В работе «круглого стола» участвовала также супруга одного из арестованных акционеров Ольга Дубовицкая. По её словам, в Екатеринбурге им не удалось добиться от окружающих никакого понимания. «Рейдеры» внесли сумятицу не только в жизнь акционера «Уралинвестэнерго», но и в жизнь его семьи:

— В школах, где учатся наши дети, подбрасывали листовки клеветнического содержания, по городу развешивались оскорбительные плакаты против наших мужей. Всё было выставлено в абсолютном негативе. Прошли показательные обыски со взламыванием дверей. Были изъяты личные вещи мужа: фотографии, личная переписка. Ничего из этого к делу приобщено не было.

Пришлось столкнуться и с тем, что силовые структуры, которые должны отстаивать справедливость, «проталкивают» это уголовное дело:

— Семь месяцев мой муж незаконно находится за решёткой. За семь месяцев мне как супруге предоставили возможность увидеться с супругом всего два раза. Престарелым родителям и того меньше — один раз. Также ограничивают право обвиняемого на встречу с нотариусом. По закону даётся три дня на предоставление нотариуса. Прошло уже три месяца, а нотариусу так и не дали возможность попасть в СИЗО к моему мужу. Мало того, мужа отправили необоснованно за 300 километров от дома. Они пытаются оказать давление на обвиняемых посредством нас, родственников, — сообщила жена арестованного акционера.

По мнению участников «круглого стола», эту проблему противодействия «рейдерству» силами одной лишь общественности не так-то просто будет решить. Об этом должны заботиться не только люди, попавшие в подобную ситуацию, но и государство. Но пройдёт, возможно, ещё немало времени, пока государство всерьёз займётся этой проблемой, а нам придётся лишь сочувствовать акционерам, оказавшимся за решёткой не по своей вине.