Одним из наиболее актуальных направлений технического развития государственных военизированных организаций является формирование системы оружия нелетального действия. Многие государства мира направляют значительные средства на исследования в области создания различных образцов нелетального оружия. Российская Федерация не является исключением.
В системе МВД России за последнее время разработано много интересных и перспективных изделий. Ведутся исследования по созданию образцов, воздействие которых основано на новых физических принципах.
На вооружении органов внутренних дел состоят образцы оружия нелетального действия, как система специальных средств, способных обеспечить решение разнообразных задач по борьбе с правонарушениями и террористическими актами, без тяжелых поражений (повреждений) здоровья, подвергшихся воздействию людей и разрушений инфраструктуры, при обеспечении безопасности для законопослушных граждан, по обстоятельствам вовлеченных в ситуацию правонарушения (нарушения общественного порядка).
Вместе с тем, для реального эффективного применения созданных образцов оружия нелетального действия, необходимо разработать административно-правовой режим данных изделий. В настоящее время приходится констатировать, что юридический аспект развития системы оружия нелетального действия сильно отстает от технического.
В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N1026-I «О милиции» органами внутренних дел Российской Федерации в качестве специальных средств могут применяться:
- резиновые палки;
- слезоточивый газ;
- светозвуковые средства отвлекающего действия;
- средства разрушения преград;
- средства принудительной остановки транспорта;
- водометы и бронемашины;
- электрошоковые устройства;
- наручники;
- специальные окрашивающие средства;
- служебные собаки.
Принятие на вооружение органов внутренних дел Российской Федерации новых видов специальных средств, не входящих в данный перечень, вступает в противоречие с указанным Законом РФ.
Перечень образцов специальных средств утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N731 от 15 октября 2001 г. Данным Постановлением к образцам специальных средств также отнесены средства индивидуальной бронезащиты, такие как бронежилеты, шлемы, защитные щиты, костюмы, а также средства для локализации взрывных устройств.
Указанные обстоятельства делают определение «специальное средство» излишне широким, объемным. К данному определению относятся как средства пассивной защиты, так и средства, осуществляющие непосредственное воздействие на человека и объекты инфраструктуры. Существование практической идентичности статуса перечисленных категорий представляется неверным.
К примеру, нецелесообразно использовать сложную и длительную систему принятия на вооружение, включая организацию заседаний межведомственной экспертной комиссии с представителями Минздравсоцразвития России, изделий, активно воздействующих на биообъект, для средств индивидуальной бронезащиты. Вообще, в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N1026-I «О милиции», перечень специальных средств утверждается Правительством Российской Федерации.
Формирование особого административно-правового режима средств, обеспечивающих нелетальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти или необратимых изменений в организме, возможно двумя путями.
Во-первых, можно обратиться к утратившему силу приказу МВД СССР от 6 июля 1989 года N127. Согласно данному ведомственному нормативному правовому акту специальные средства подразделялись на: средства активной обороны, средства обеспечения специальных операций и средства индивидуальной защиты. С расширением номенклатуры специальных средств такая классификация представляется небесспорной. Критерии отнесения изделий к категориям средств активной обороны и средств обеспечения специальных операций не являются однозначными. Разработка новых изделий, основанных на комбинированном воздействии (к примеру, светозвуковом и раздражающем), предполагает объединение данных категорий в одну — средств, конструктивно предназначенных для несмертельного обратимого воздействия на организм человека, а также временного вывода из строя объектов инфраструктуры.
В то же время, несомненно, следует выделять в отдельную категорию средства индивидуальной защиты (бронезащиты).
Административно-правовой режим двух указанных категорий должен быть различным. Порядок принятия на вооружение и применения средств несмертельного воздействия должен быть несравнимо жестче аналогичного порядка для средств индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной бронезащиты целесообразнее принимать на снабжение приказом Министра внутренних дел Российской Федерации.
Второй путь создания административно-правового режима средств, обеспечивающих нелетальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти или необратимых изменений в организме, состоит в формировании отдельной категории системы оружия нелетального действия, состоящего на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации. Под оружием нелетального действия в целом понимается разновидность оружия, конструктивно предназначенного для несмертельного обратимого поражения живой цели, временного вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму значительного физического разрушения материальных средств.
В настоящее время к оружию нелетального действия можно отнести следующие виды специальных средств, находящихся на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации:
- специальные средства непроникающего ударного действия, представленные резиновыми палками и патронами с резиновыми пулями;
- специальные средства раздражающего (слезоточивого) действия, представленные аэрозольными распылителями, ручными гранатами, патронами и выстрелами, ранцевыми аппаратами и распылителями высокого давления;
- светозвуковые специальные средства, представленные различными светозвуковыми гранатами;
- электрошоковые устройства (ЭШУ);
- водометы.
Также в настоящее время разрабатываются образцы оружия нелетального действия, воздействие которых основано на акустической волне, лазерном и сверхвысокочастотном электромагнитном излучении. Введение термина «оружие нелетального действия» в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, возможно путем внесения изменений в статьи 12 и 14 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N1026-I «О милиции».
Так, наименование ст.12 рассматриваемого Закона РФ следует изложить следующим образом: «Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия нелетального действия (ОНЛД) и огнестрельного оружия». При этом термин «специальное средство» (при введении термина «оружие нелетального действия») целесообразно определить как технические средства, обеспечивающие неактивное воздействие на человека (воздействие возникает при попытке объекта совершать какие-либо действия), а также средства индивидуальной защиты.
В ст.14 Закона РФ «О милиции» целесообразно изложить порядок применения специальных средств, исходя из данного выше определения «специальное средство». Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
- для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику милиции;
- для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;
- для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.
- В качестве специальных средств могут применяться:
- наручники, а при их отсутствии — подручные средства связывания;
- устройства для набрасывания сети;
- различные средства (гели, пены), сковывающие и затрудняющие движение, как биообъектов, так и транспортных средств;
- средства принудительной остановки транспорта;
- специальные окрашивающие средства;
- служебные собаки;
Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.
После указанной статьи целесообразно ввести статью «Применение оружия нелетального действия», изложив ее следующим образом:
На вооружении органов внутренних дел состоят следующие виды оружия нелетального действия:
- оружие нелетального действия непроникающего ударного действия для контактного и дистанционного воздействия, представленное резиновыми палками и патронами с резиновыми пулями.
- Данный вид ОНЛД предназначен для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладеть их оружием; для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;
- оружие нелетального действия раздражающего (слезоточивого) действия, представленное аэрозольными распылителями, ручными гранатами, патронами и выстрелами, ранцевыми аппаратами и распылителями высокого давления.
- Данный вид ОНЛД предназначен для нейтрализации правонарушителей с минимально наносимым ущербом здоровью граждан, а также с небольшими имущественными и материальными потерями; для снижения эффективности и подавления огневого противодействия правонарушителей; для прикрытия своих подразделений; для прерывания огневого контакта с правонарушителями; для вынуждения правонарушителей, не имеющих средств специальной защиты, покинуть здание, сооружение, укрытия и подобные укрепленные пункты; для защиты своих базовых лагерей и огневых точек;
- светозвуковое (отвлекающее) оружие нелетального действия, предназначенное для оказания светозвукового воздействия на правонарушителя;
- электрошоковые устройства (ЭШУ), предназначенные для нелетального воздействия на правонарушителей сериями коротких электрических разрядов тока высокого напряжения;
- водометы, предназначенные для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций.
Формирование юридически грамотного административно-правового режима оружия нелетального действия позволит создать действенную систему разработки, принятия на вооружение и применения новейших изделий, обеспечит правовую защищенность сотрудников подразделений МВД России, применяющих образцы оружия нелетального действия, будет способствовать ускорению принятия на вооружение новых изделий, что улучшит техническую оснащенность сотрудников органов внутренних дел. Следствием всего этого станет значительное упрощение решения поставленных задач и существенная минимизация потерь как со стороны сотрудников органов внутренних дел, так и со стороны граждан Российской Федерации.
По материалам журнала «Защита и безопасность»