Международный форум «Технология безопасности», по мнению большинства экспертов, одновременно демонстрировал как неисчерпаемость возможностей отечественного научно-технического комплекса, так и нужды России в потенциальных инвесторах этого динамичного сегмента экономики. Очевидный факт: разработки ученых и конструкторов индустрии безопасности, несмотря на явный запрос социума, все еще производятся сегодня мелкосерийными партиями, либо пребывают в качестве выставочных образцов и экспонатов.

Как отметил Председатель оргкомитета форума, известный российский парламентарий В.Васильев, единство интересов сторон — заказчика и разработчика новых технологий, помноженные на горячий патриотизм, позволят России осуществлять эффективную политику безопасности.

— А такая политика, — уточнил в беседе с корреспондентом «Хранителя» Исполнительный директор Международного форума Игорь Филоненко, — немыслима без системного, всеобъемлющего подхода к реальным и потенциальным угрозам современности.

О чем идет речь? В первую очередь о наиболее опасных и масштабных по своим последствиям факторах общественного риска. Например, тревога по поводу бесконтрольного оборота ядерных и радиоактивных материалов прозвучала в выступлениях некоторых участников V Международной конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». Организатор конференции — Постоянная комиссия Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ по вопросам обороны и безопасности хорошо представляет, каких усилий требует эта деятельность и какие перспективные задачи предстоит решать профессиональному сообществу в ближайшее время.

Не секрет, что традиционный мониторинг за передвижением излучающих материалов заметно снизился в связи с распадом СССР — крупнейшим производителем (около 66 тысяч видов) источников ионизирующего излучения. Прежде закрытые научные и производственные центры страны, изготавливающие или использующие радиоактивные и делящиеся (ядерные) материалы, стали более доступными. Сложное экономическое положение отдельных предприятий такого профиля в странах СНГ привело к росту децентрализованных сделок, транспортировке радиоактивных материалов и, как следствие, их контрабанде.

Свой отпечаток наложила и катастрофа на Чернобыльской АЭС, после которой разные предметы с радиоактивной загрязненностью распространялись за пределы пострадавших районов. Еще большую тревогу вызывают случаи незаконного перемещения специальных ядерных материалов, включая оружейные.

 Соблюдение субъектами международного права Соглашения о контроле за нераспространением ядерного оружия, к сожалению, не стало служить однозначной гарантией его действительного нераспространения. Вот почему актуальность разработки защитных и контрольных технологий многократно возросла. Отрадно, что экспоненты «Технологий безопасности» эти тенденции отчетливо ощущают. Взять, к примеру, постоянных участников специализированных выставок приборостроителей «Полимастера» (Республика Беларусь), представивших серию разработок для первичного радиационного контроля.

Мониторинг осуществляется при помощи стационарных постоянно действующих датчиков радиоактивных и делящихся (ядерных) материалов, смонтированных в пунктах пропуска в контролируемую зону или территорию. Ему подвергаются все без исключения люди, пересекающие госграницу и перемещаемые через нее животные, транспортные средства, грузы, почтово-багажные отправления.

Технические средства первичного радиационного контроля представляют собой стационарные радиационные транспортные и пешеходные мониторы, снабженные датчиками, способными обнаруживать радиоактивные материалы по их гамма-излучению, а ядерные (делящиеся) — по нейтронному. Как правило, пешеходные мониторы оборудованы только гамма-датчиками, так как для надежного экранирования гамма-излучения требуется массивная защита, наличие которой в этом случае может быть зафиксировано визуально или с помощью металлоискателей. Чувствительность таких мониторов велика: по плутонию-239 доли грамма (0,5-0,6г.), по урану-235 — (9-10 г), по урану-238 — 100-150 г. При скорости движения через детекторы 5 км/час. Минимальная обнаруживаемая активность источников при тех же условиях по Cs-137 составляет 1-2 мкКюри. Минчане, участники «Технологий», продемонстрировали в павильоне Крокус Экспо некоторые образцы собственных разработок радиационного контроля (всего моделей — 15) от стационарного до наручных вариантов дозиметров.

Транспортные же мониторы оборудуются дополнительным нейтронным каналом, так как возможна перевозка ядерных материалов в свинцовой или висмутовой защите (3-5 см достаточно, чтобы полностью экранировать гамма-излучение). Такой подход в конструкции транспортных мониторов в указанных странах заметно отличается от принятых конструкций США, Финляндии, Франции и др.

В России и ряде стран СНГ минимальная обнаруживаемая масса плутoния в свинцовой защите не превышает 50-60 граммов при скорости движения источника 15 км/час, в то время как транспортные мониторы компаний CANBERRA, RADOS, TSA и др. не способны зафиксировать 100 г плутония в такой же защите при скорости движения источника через систему контроля 8 км/час. Необходимость отдельного нейтронного канала находит понимание все в большем числе стран. Несмотря на заметное удорожание всей системы, можно ожидать такого подхода и в мировой практике.

Требования к чувствительности транспортных мониторов зависят от конкретных организационных мероприятий в пунктах контроля: расстояние от возможного источника, детектора, максимально допустимой скорости передвижения транспортного средства через зону контроля. Например, в странах Европы и Америки при скорости движения 15 км/час и стандартному расстоянию между детекторами 6 м минимально обнаруживаемые массы плутония без защиты составляют 5-12 г, урана-235 — 250-300 г, урана-238 — 2,5-3 кг, а минимально обнаруживаемая активность цезия-137 не превышает 10 мкКюри.

Дополнительный радиационный контроль проводится высокочувствительными переносными универсальными дозиметрами или поискoвыми мониторами, которые выявляют причины срабатывания стационарной системы, обнаруживают места расположения источника ионизирующего излучения и т.д.

Чувствительность приборов белорусских специалистов столь высока, что однажды в аэропорту приборы «сработали» на пассажира, облученного в онкологическом центре Минска... Позаботились минчане и о собственной безопасности специалистов, контролирующих транспортировку радиационных материалов. Интерес к изделиям приборостроителей Союзного государства проявили многие иностранные делегации и бизнесмены.