Федеративная Республика Германия. Население ФРГ составляет 82 500 000 человек. В полиции служит около 250 000 человек. Общее число предприятий безопасности — около 3000, на которых задействовано ± 170 000 человек. В 2003 году оборот рынка безопасности Германии составил € 4 100 000 000. Средний возраст сотрудников, занятых в системе безопасности Германии — 45 лет, из них 80% составляют мужчины и около 20% — женщины.

В Германии действуют три закона, регулирующие индустрию безопасности: Закон от 7 февраля 1927 г., дополненный 16 июня 1998 г., о профессиональной деятельности; Закон от 14 декабря 1995 г. о частных охранных предприятиях; Закон от 23 июля 2002 г. о частных предприятиях безопасности. Законодательство регулирует следующие отрасли:

  •  охрана зданий и промышленных объектов,
  •  личная охрана, охрана транспорта,
  •  охрана военных объектов,
  •  обеспечение правопорядка на массовых мероприятиях,
  •  охрана атомных электростанций,
  •  безопасность в аэропортах,
  •  входной контроль,
  •  патрулирование,
  •  инкассация.

Полномочиями по контролю наделен Департамент торговли Германии. При приеме на работу сотрудников ожидает проверка на надежность по биографическим данным, 40 часов обучения и дополнительно (для занимающихся охраной в общественных местах — Sachkundeprufung). Торговая палата организует специальный экзамен. Главное условие: сотрудники частных охранных предприятий не могут одновременно находиться на государственной службе.

В сфере безопасности Германии действуют два профсоюза. Это входящий в UNI-Europa профсоюз Verdi (Объединенные профсоюзы услуг), в котором насчитывается около 30 000 членов в индустрии безопасности (примерно 20% сотрудников отрасли). Во второй профсоюз входит значительно меньшее количество членов ± 4500 (не входящий в UNI-Europa GOD).

Наряду с профессиональными союзами работников индустрии безопасности существуют также коллективные организации работодателей. BDWS (Федеральная ассоциация германских охранных компаний и компаний безопасности) и BDGW (Федеральная ассоциация германских компаний-перевозчиков денег и ценностей).

Республика Польша. Население Польши составляет 38 600 000 человек. В структурах полиции занято 103 309 человек, в силах безопасности — 200 000 человек. Из них на управленческих должностях работает около 15 000 человек, т.е. 7,5%.

Общее число частных компаний на рынке безопасности Польши в 2003 году составило около 3600. Из них крупных компаний со штатом более 500 человек всего 65, со штатом от 100 до 500 человек — 2400 компаний, со штатом от 20 до 100 сотрудников — 900 компаний, со штатом менее 20 человек — 195 компаний. Годовой оборот индустрии составляет около 933 000 000 Евро.

25% заказов для охранных структур дает государственный подряд, 8% — корпоративный, остальное — частный подряд.

Сфера обеспечения безопасности в Польше регулируется Законами «Об экономической деятельности» от 23 декабря 1988 г.; «О личной защите и защите собственности с регламентацией исполнения» от 22 августа 1997 г. и Законом «О детективных услугах с регламентацией исполнения» от 6 июля 2001 г. Контрольные функции осуществляют МВД и администрация после получения информации от шефа полиции соответствующего воеводства.

Законодательные акты разрешают следующие виды охранной деятельности:

  •  защита собственности,
  •  личная защита,
  •  наблюдение,
  •  инкассация,
  •  разработка, монтаж и обслуживание систем сигнализации,
  •  детективные услуги.

Для существления охранных функций компании требуется концессия (лицензия), выдаваемая МВД и администрацией. Сотрудником охранной структуры может стать гражданин, отслуживший в армии, с лицензией первого или второго класса вновь принимаемого сотрудника физической защиты. Количество разрешений на оружие не равно количеству вооруженных охранников: разрешения выдаются компаниям, а не сотрудникам, затем компании нанимают сотрудников (с соответствующей квалификацией) для работы с оружием.

С переходом на рыночную экономику польские компании-производители технических средств безопасности стали субъектами мировой конкурентной борьбы. По оценкам экспертов, сегодня явно усилился импорт охранных технологий в страну. Большинство банков, магазинов были приватизированы, что также открыло перспективы для дальнейшего развития сферы безопасности и обеспечило спрос. Дешевые сигнальные установки сменили комплексные системы наблюдения.

Специалисты ожидают, что в ближайшее время внутренний рынок систем видео-наблюдения удвоится. Главной причиной такой популярности систем видео-наблюдения стал высокий уровень преступности и желание государственных органов сделать его меньше. Основным инвестором в этой сфере и является государство, которое не жалеет денег на закупку новинок. Сегодня камеры видео-наблюдения находятся на всех центральных улицах. Как показывают опросы социологов, люди чувствуют себя более защищенными. Частные покупатели также обратили свое внимание на предметы индивидуальной защиты. Спрос формируют и частные магазины, количество которых увеличивается с каждым годом. 70% прибыли компаний-производителей систем безопасности составляют технологии видео-наблюдения.

Однако многие потребители не могут позволить себе дорогостоящую цифровую технику и довольствуются недорогими аналогами (80% продаж). Дорогие же изделия обеспечивают значительную часть прибыли компаний, и их доля растет. Такие мощные бренды как Mitsubishi и Bosch рассчитывают, что продажи цифровых технологий в ближайшее время увеличится за счет заказов крупных компаний и банков.

Ситуация на рынке безопасности Польши благоприятная. Страна сориентирована на Европейский союз, на единые европейские стандарты, а это значит обязательное оборудование общественных объектов техническими средствами безопасности. Правительство Польши инвестирует в безопасность своих граждан. По оценкам экспертов, в ближайшее время на Европейских рынках могут появиться конкурентоспособные польские компании-производители технологий безопасности.

Охранников готовят в государственных и частных школах (на правах государственных), их подготовку контролируют местные управления образования. Нелицензированные сотрудники проходят общее обучение, обучение технике безопасности, обучение на тренажерах (не обязательно). Лицензированные сотрудники должны пройти определенное количество часов теоретического практического обучения.

Минимальная зарплата охранника — 0,85 Евро/час. Текучесть кадров в индустрии составляет до 50%.

Общественные организации в сфере безопасности представлены Польской палатой личной защиты и защиты собственности, Польской ассоциацией работодателей «Охрона», Национальной ассоциацией производителей, разработчиков и инсталляторов систем сигнализации «Полаларм», Польской палатой систем охранной сигнализации.

Республика Италия. Население Италии составляет порядка 58 100 000 человек. В структурах безопасности занято около 55 000 специалистов. Частных компаний в сфере безопасности в 2003 году насчитывалось 1240. С числом работников более 500 — 149, с числом работников от 100 до 500 — 508, с числом работников от 20 до 100 — 409, с числом работников меньше 20 — 144. Текучесть кадров около 5%.

75% сотрудников — мужчины, минимальный возраст итальянского охранника — 18 лет. По временным контрактам работает не более 10% сотрудников, с частичной занятостью — 10%, остальные на полной занятости. Рабочее время не более 8 часов в день, 40 часов в неделю.

Сфера обеспечения безопасности в Италии регулируется следующими нормативными актами: закон 773 «Об общественной безопасности» от 18 июня 1931 г., закон 1952 от 26 сентября 1935 г. и закон 635 от 6 мая 1940 г. Контролирующие функции осуществляют МВД и Префект провинции.

Разрешенные типы деятельности:

  •  охрана,
  •  частное расследование (два типа лицензии).

Охранники в Италии проходят добровольное теоретическое и практическое обучение, как оговорено в коллективном договоре (40 часов). Особая регламентация проверки и сертификации отсутствует. Постоянное обучение не требуется.

Сотрудников охранных компаний в Италии объединяют различные профсоюзы, входящие в UNI-Europa профсоюзы FILCAMS, FISASCAT и UILTuCS, (60% сотрудников), а также Независимый профсоюз частной безопасности SAFIF, куда входит 2,5% сотрудников и Федерация гражданской охраны работников безопасности и частных детективов UGL Sicurezza Civile, объемлющие 11% работников индустрии.

Работодатели сферы безопасности в Италии также объединяются в различные организации, которые охватывают до 50% компаний рынка: ANIVP (Национальная ассоциация институтов частной безопасности), Assivigilanza (Национальная ассоциация институтов частной безопасности), Federvigilanza (Итальянская ассоциация институтов частной безопасности), UNIV (Итальянский союз институтов частной безопасности) и Federlavoro e Servizi (Федерация рабочих услуг).

Республика Словакия. Население этого государства насчитывает 5 400 000 человек. В полиции служат 21 500, а в структурах безопасности — около 20839 человек. Общее число частных компаний безопасности в 2003 году составило 1730 предприятий. Государственные структуры обслуживают, в основном, публичные, спортивные и культурные мероприятия.

Сфера обеспечения безопасности в Словакии регулируется Законом Национального совета Словацкой республики № 379/1997 «О действии частных служб безопасности и подобной деятельности в законах № 225/2000, № 440/2004, 418/2004, и 181/2004» и актом МВД Словацкой республики № 550/2001 «О выполнении некоторых положений Закона в формулировке № 100/2004». Контроль в этой сфере обеспечивает Управление частных служб безопасности в полицейском президиуме и Министерство внутренних дел.

Закон разрешает следующие виды деятельности:

  •  защита собственности в общественных местах,
  •  защита собственности и людей при перевозках,
  •  поддержание правопорядка в общественных местах,
  •  техническая безопасность — электронные системы безопасности,
  •  разработка систем безопасности объектов и детективные услуги.

Охранники обладают полномочиями розыска и задержания в ограниченном объеме. Лицензия на осуществление охранной деятельности выдается на уровне компании, а не на личном уровне.

Для использования огнестрельного оружия обязательно наличие разрешения (закон № 190/2003 «Об оружии»), которое выдается на уровне компании. Каждая единица оружия регистрируется в районных полицейских управах. Также обязательно наличие специальных мест для хранения оружия во внеслужебное время.

Рабочее время ограничивается 40 часами в неделю при односменной работе, 38,75 часов в неделю при двухсменной работе. Максимальное количество рабочих часов в день — 12, в неделю — 40. Сверхурочные не превышают 150 часов в год.

Социалистическая Республика Вьетнам. СРВ насчитывает более 80 000 000 человек. Это потенциально объемный рынок услуг в сфере безопасности. Система безопасности представлена преимущественно государственными организациями. Подробных данных о ней нет. Аналитики отмечают, что вьетнамские потребители очень лояльны ко всему, что касается безопасности. Но они до сих пор не знают, каким маркам можно доверять, а каким нет. По словам специалистов, вьетнамский рынок — это рынок больших возможностей для тех, кто обладает терпением и желанием занять на нем достойные позиции.

Так, например, системы аналогового видео-наблюдения занимают лидирующие позиции на рынке безопасности СРВ и составляют 60% всего объема продаж. При этом цифровые технологии не очень популярны и маркетологи предсказывают дальнейший прирост продаж на рынке видео-наблюдения, доходящий до 20% в год. Основной интерес потребителей вызывают как малоизвестные дешевые марки, так и широко известные бренды. Меньше возможностей на рынке безопасности Вьетнама у «середнячков». Среди лидеров продаж: Sony, Philips, Sanyo и Pelco.

Большинство экспертов полагают, что цена не является решающим конкурентным преимуществом. Вьетнамские потребители любят вникать в детали и скрупулезно изучать продукт и приобретают его только тогда, когда убедятся в его высоком качестве. При этом предпочтение часто отдается тайваньским, корейским и японским маркам.

Соотношение между аналоговыми и цифровыми видеосистемами составляет 70% к 30%. Но постепенно спрос на цифровую продукцию увеличивается, и большую долю в продажах цифровых систем видео-наблюдения обеспечивают офисы иностранных компаний во Вьетнаме. Основными факторами для продвижения цифровой продукции являются: надежность, достойный уровень обслуживания, а также дружественный интерфейс и легкость в обращении. Опросы свидетельствуют, что большинство претензий у потребителей вызывает сложность установки и обучение сотрудников пользованию предлагаемой техникой.

Сектор контроля доступа занимает на рынке Вьетнама не более 10-15%. Наибольшей популярность пользуются магнитные карты, но постепенно подтягиваются к ним и proximity-карты. Существует стереотип, что смарт-карты и биометрические технологии мало востребованы и дороги. Специалисты считают, что рынок контроля доступа непредсказуем и может составить от 30% до 200% в год.

В республике обсуждается введение систем контроля в библиотеках. Правительство Вьетнама рассматривает проблему введения ID карт, но такая задача очень трудно выполнима при населении в 80 миллионов. В некоторых отраслях использование современной техники стало нормой: большинство гостиниц высокого класса оснащены системами контроля доступа.

Системы сигнализации и домофоны занимают от силы 15% рынка безопасности. Большинство используемых изделий — не встроенные в систему аппараты. Распределение между проводными и беспроводными продуктами — 50% на 50%. При этом велико количество черно-белых аппаратов, так как частные потребители предпочитают недорогую продукцию. Среди марок-лидеров: Innovonics, Optex, Caddx и LifeSOS.

Не пользуются спросом центральные системы мониторинга. Это связано с низкими зарплатами наемных охранников, притом, что средняя цена центральной системы мониторинга обходится в 65-100 долларов в месяц. Тем не менее, производители собираются провести промо-акцию и серию семинаров, где разъяснят достоинство данного продукта.

Почти половину рынка безопасности составляют системы пожаротушения, они привлекают множество интеграторов и дистрибьюторов. За последние два года темпы роста составили 20-30% в год. Рынок пожаротушения лидирует по количеству импорта. Большую часть зарубежных поставок составляет пожарная экипировка, в то время как высокотехнологичные системы, например, датчики возгорания, не пользуются спросом. Вьетнамские потребители имеют относительное знание того, что сегодня им может предложить рынок пожарной безопасности.

Вьетнамские продукты стоят намного меньше импортных, но при этом их доля на рынке неуклонно падает. Основными потребителями остаются офисы иностранных компаний, для которых качество продукции — на первом месте.

Обзор подготовлен в соавторстве с Ассоциацией индустрии безопасности на основе информации Конфедерации европейских служб безопасности, A&SIntarnational, и по материалам зарубежной печати.