В интервью белорусской ведомственной газете МВД «На страже», временно исполняющий обязанности начальника управления полковник милиции Александр Веревчик сказал: «Наши милиционеры всегда рядом с гражданами. У всех на виду. Они всегда могут прийти на помощь. В любое время дня и ночи! Заверяю, что ваше сообщение будет зарегистрировано, по нему безотлагательно предпримут необходимые оперативные меры».

Численность белорусской милиции, работающей на железной дороге и обеспечивающей правопорядок на воздушных магистралях республики сравнительно не велика — чуть более 1 тысячи сотрудников. Они работают в тесном контакте как с администрацией авиации, железной дороги, так и с военнослужащими внутренних войск, которые так же призваны поддерживать здесь порядок. А вот «зона ответственности» у транспортной милиции по белорусским меркам довольно большая. Судите сами, это 6 тысяч километров железнодорожных магистралей с сотнями крупных и малых станций, семь аэропортов.

Сюда же следует приплюсовать множество ведомственных предприятий, подвижной состав. Только за одни сутки по Беларуси проходит до нескольких тысяч поездов. А за год на железной дороге и воздушном транспорте «курсирует» 150 млн пассажиров. Только на центральном минском железнодорожном вокзале (кстати, одном из самых больших в Европе) ежедневно бывает до 50 тыс. человек. И хотя Беларусь среди других стран СНГ (в том числе и России) по праву считается спокойной республикой, в которой «батька» Лукашенко сумел навести строгий порядок, этот «фронт» не назовешь спокойным.

Так, в прошлом году на транспорте было зарегистрировано около трех тысяч преступлений. Самые характерные из них — кражи. Таковых из общего количества преступлений оказалось больше половины. О качестве работы транспортной милиции можно судить по такому факту. В 2006 году здесь раскрыты все девять преступлений, которые были связаны с нанесением тяжких телесных повреждений.

Сотрудники правоохранительных органов ведут активную профилактическую деятельность. И это тоже подтверждается фактами: на охраняемой транспортниками территории не зарегистрировано в минувшем году ни одного убийства. Да и сокращается число таких правонарушений как грабежи, мошенничество, разбои. Определенные подвижки наблюдаются и в розыске преступников, установлении места нахождения тех, кто пропал без вести.

Не закрывают транспортники глаза и на хулиганство. Особенно это характерно для пригородных электричек. В этом направлении сотрудники милиции тоже проводят профилактическую работу. Изучают оперативную обстановку, корректируют маршруты сопровождения. Такая работа проводится совместно с воинами внутренних войск, привлекаются и добровольные дружины. Сотрудники транспортной милиции постоянно встречаются с руководителями школ, других учебных заведений, рассказывают молодым людям о тех последствиях, которые могут быть в результате «шалостей» на транспорте, об ответственности за подобные «деяния».

Ими используются современные технические системы, к примеру, видеонаблюдение на станциях. С помощью этого в минувшем году было раскрыто примерно 30 преступлений. Специалисты говорят, что в скором времени видеокамеры могут появиться в самых «горячих» (с точки зрения правонарушений) пригородных электричках.

С чем еще (кроме уже перечисленных правонарушений) ведет борьбу белорусская транспортная милиция? Не будем забывать, что железнодорожный и воздушный транспорт — это не только большие потоки пассажиров. Это еще и перевозка различных народно-хозяйственных грузов, (исчисляемых огромными суммами) как внутри республики, так и за ее пределы.

Где циркулируют деньги — там кое у кого возникает соблазн разбогатеть за государственный счет... На путь воровства иногда становятся чиновники. И тут уже разговор не о краже мешка картошки…

По словам полковника милиции Александра Веревчика, в 2006 году сотрудники БЭП пресекли более 200 преступлений, проходящих по категории тяжких и особо тяжких. Выявлено и зафиксировано 62 случая злоупотребления властью или служебным положением.

Вот, как говорится, несколько фактов из милицейской практики.

Жительница Бобруйска Ольга Сурманидзе обратилась к следователю ОВДТ майору Юлиану Таранову с просьбой помочь установить место нахождения мужа, уехавшего на отдых в Симферополь и вовремя не вернувшегося домой, в Беларусь. Должностные лица не отмахнулись от этой просьбы, дескать, муж заявительницы мог загулять на курорте… Они оперативно выяснили, что отдыхающему в Симферополе сделали операцию, и он вовремя не смог об этом сообщить своей жене. После звонка симферопольской медсестры о состоянии больного майор Таранов сам связался с врачами той больницы. Уточнил диагноз оперированного жителя Беларуси и предложил помощь, чтобы переправить лекарства больному…

Или другой эпизод. Машинист электропоезда «Брест — Минск» недалеко от станции Береза чуть было не сбил молодого человека, внезапно выскочившего на рельсы…Двадцатилетнего подвыпившего юношу вытащил буквально из-под колес наряд сопровождения — прапорщики Николай Кочик и Сергей Гридин. Усадили парня в вагон и, видя состояние молодого человека, не отходили от него. А парень снова хотел покончить собой — попытался выпрыгнуть из окна движущейся электрички. Но сотрудники транспортной милиции доставили его в линейный пункт, вызвали «скорую помощь».

Через неделю тот парень приехал на Брестский железнодорожный вокзал. В оперативно-дежурной службе ОВДТ попросил найти своих спасателей и поблагодарить, что они не дали ему возможность свести счеты с жизнью. (Об этих фактах рассказала своим читателям газета МВД Беларуси «На страже».) А я пересказал их лишь затем, чтобы еще раз подчеркнуть: вот так белорусская транспортная (впрочем, не только транспортная) милиция завоевывает авторитет у населения. Право же, чем не примеры для подражания.

И как тут не сослаться на интервью полковника милиции Александра Веревчика: «Мнение общественности для нас определяющее. Мы регулярно изучаем взгляды и пожелания пассажиров, а результаты используем при планировании организации служебной деятельности».

А если пассажир считает, что сотрудник милиции сам нарушил закон, то гражданин может сообщить об этом руководителю ОВД или еще выше. Для этого есть «телефон доверия» и «горячая линия», координаты которых регулярно сообщаются в местных СМИ.

Автор этих строк далек от иллюзий и не станет утверждать, что все сотрудники белорусской транспортной милиции — образцы для подражания. Здесь тоже есть свои проблемы. В прошлом году за нарушение законности и дисциплины привлечены к ответственности 163 сотрудника, а двое из них осуждены…

В беседах с сотрудниками белорусской транспортной милиции я не раз слышал, с какой гордостью они произносят, что являются своеобразной визитной карточкой своей республики. Что ж, такое естественное чувство — надежное свидетельство и гарантия честного служения своему нелегкому делу.

г. Минск