Частная охрана вниманием не обделена. Это, конечно, не энергетика, не нефть и не газ, которые в центре внимания общества и СМИ, но среди тех, кто имеет отношение к охране и безопасности в качестве заказчика, исполнителя охранных услуг и контролирующего органа, ЧОПы и СБ, безусловно, на виду.

Немало положительных отзывов, но и критики, в том числе справедливой, хватает. Собственно говоря, это присуще любому виду деятельности, любому сегменту рынка. Да иначе и быть не может. Ведь в ЧОПах и СБ работают такие люди, как и везде. Правда, имеются ограничения при приеме на работу — только граждане Российской Федерации, не имеющие судимости за умышленные преступления, дееспособные. Установлены ограничения по состоянию здоровья. В принципе, среди охранников не должно быть алкоголиков, наркоманов, лиц с психическими заболеваниями. За этим следят органы здравоохранения и внутренних дел. А это большое благо для руководителей негосударственных структур безопасности. Далеко не все сферы экономики пользуются подобным преимуществом.

Поскольку любой результат познается в сравнении, хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями.

В материале «Проблемные вопросы осуществления контроля за деятельностью частных охранных и сыскных структур в Российской Федерации» полковник милиции О.В. Климочкин признает наличие таких категорий работников, фактически выполняющих охранные функции в организациях, как сторожа, вахтеры, контролеры, различного рода администраторы и их помощники.

Среди них немало добросовестных, дисциплинированных сотрудников (все зависит от подбора людей, а подбор — в немалой степени от оплаты).

Много лет назад, когда я еще служил в Н-ском полку, на совещании офицеров командир распекал ПНШ (помощник начальника штаба) по режиму за то, что через КПП солдат пропускает в военный городок, кого попало. «Поехал я к директору соседнего завода, — продолжал полковник, — а бабка на проходной не пускает, говорит: «Пущать не велено!», и папаха на нее впечатление не произвела».

Ту бабку я вспомнил, когда нужно было организовать охрану автостоянки на придомовой территории, принадлежащей товариществу собственников жилья (в начале 90-х они назывались кондоминиумами) Стоянка была невелика, заключать договор с ЧОПом по финансовым соображениям было накладно. Решили организовать сторожевую охрану — принять в штат сторожей. После публикации объявления к нам пришли студенты 5 курса одного из престижных ВУЗов столицы. Изъявили желание работать, тем более, что, по их словам, на выпускном курсе свободный график посещения лекций, и временем они располагают. Мы не могли нарадоваться: молодые, здоровые, энергичные, без вредных привычек. Но наши ожидания не оправдались. Дежурный сторож не выходил из вагончика, как правило, спал или просто лежал на топчане. Владельцы машин стали возмущаться; почему сторож не выходит из сторожки, почему не открывает ворота, а после выезда машины не закрывает их. Все это приходилось делать автовладельцам.

Пришлось менять всю команду сторожей. Тут как раз пришел геолог. В беседе выяснилось, что до начала лета у них экспедиций не планируется, и они готовы сформировать команду сторожей их коллег по профессии. Люди взрослые, все с высшим образованием, да и должности занимали серьезные — начальники партии, главные инженеры. Мы посчитали, что с геологами нам повезло, но итог оказался не менее печальным. Если сказать, что они выпивали на дежурстве, то не сказать ничего. Пили и пили сильно. Было стыдно перед автовладельцами, когда сторожа не могли ключом попасть в замок, а ворота открывались вместе со сторожем.

Логика описанных событий привела к выводу — охрана — профессиональная деятельность, необходимо заключать договор с охранным предприятием. Услуги ЧОПа стоили дороже, но организация охраны качественно изменилась. Ответственность за сохранность автотранспорта взял на себя ЧОП. Это привело к четкой организации службы, контролю за ее несением со стороны руководящего состава охранного предприятия. И хотя охрана осуществлялась без оружия, но наличие единой формы, внешний вид сотрудников действовали благоприятно и на автовладельцев, и на окружающих.

Должен заметить, что внешний вид охранников: аккуратная прическа, вычищенная обувь, красивая форма — все это составляющие имиджа. Кстати говоря, охранники крупных предприятий торговли хорошо смотрятся. Шерстяная, хорошо подогнанная форма, красивые головные уборы, однообразная обувь выгодно отличает их от тех, кто несет службу в х/б костюмах, как правило, не глаженных и не очень чистых. Это только одна сторона дела. Умение встречать посетителя, тактично отвечать на вопросы и излагать требования в соответствии с должностной инструкцией гораздо эффективнее строгого взгляда и гневного окрика.

Поддерживать профессиональные навыки сотрудников руководству ЧОП не просто в связи с большой текучестью кадров. Стабилизировать кадровый состав — задача задач. Думается, нет единого рецепта, как этого добиться. И без дополнительных финансовых затрат не обойтись. Кстати, в одном из охранных предприятий (а возможно и не в одном) несколько лет назад была установлена надбавка за выслугу лет: по истечении 1 года работы — 10%, 2-х лет — 20%, 3-х лет — 25%).

Стоит подсчитать сколько будет стоить для предприятия подобные мероприятия по лояльности персонала и затраты на поиск и обучение новых сотрудников. А сколько стоят постоянная не укомплектованность, текучесть кадров нервотрепки?

Недавно в одной из телевизионных передач, посвященных перспективам развития нашей страны, была высказана интересная мысль: чтобы избежать крупных ошибок в поступательном движении, нужно идти затылком вперед. Имелось в виду — всегда помнить прошлое, анализировать промахи и просчеты, делать из них выводы, чаще обращаться к положительному опыту. А такой опыт, наверное, имеет каждый, проработавший 5-10 лет и более.

В середине 70-х годов прошлого века в одну из частей Московского округа противовоздушной обороны после окончания Ташкентского университета на должность замполита роты прибыл лейтенант Исеев А.А., образованный, эрудированный, знающий несколько языков, он быстро завоевал авторитет у начальников и подчиненных. Командование высоко ценило молодого офицера. Он быстро продвигался по службе, принял решение остаться в кадрах Вооруженных Сил. Службу закончил в Главкомате ПВО в звании полковника. Главная черта Исеева — уважение, заботливое отношение к подчиненным. Говорят, когда он был командиром части, знал всех солдат в лицо, знал фамилию, имя и отчество каждого. А их было более 500.

Это не лирическое отступление. Для стабилизации кадров одной высокой зарплаты не достаточно. Нужно чтобы люди чувствовали себя в коллективе, дорожили коллективом. В частном охранном предприятии сплотить коллектив не просто: сменный характер работы, зачастую неблизкий путь от места проживания не позволяет провести собрание сотрудников, смотр формы одежды, другие мероприятия. Нередко бывает, что люди знают друг друга, живут по соседству, работают в одном предприятии и месяцами не встречаются.

Об авторе: Солянов Вячеслав Михайлович, заместитель генерального директора НОУ «АРЕС», в негосударственных структурах безопасности с 1992 года.