Добрый день, уважаемые участники конференции!

Впервые проводится празднование 15-летия российской индустрии безопасности. Приятно было вчера видеть полный зал. Сегодня остались самые стойкие.

В своем небольшом докладе хотел бы отметить некоторые моменты, связанные с законодательством в сфере частной детективной и охранной деятельности РФ. Потому, что много вопросов и писем поступает из регионов и в Комитет по безопасности и нашим депутатам. Многие люди на местах не знают, как же обстоят события. Может Госдума ничего не делает и не собирается ничего делать по данному закону.

Хотел бы некоторые моменты вам рассказать, чтобы понятно было, что происходит на самом деле. Вы для себя сделаете выводы, занимаются вами законодатели или нет.

Первое, что я хочу вам напомнить: после принятия закона, который вступил в силу в марте 15 лет назад, много было вопросов, связанных с тем, чтобы этот закон унифицировать, сделать более приемлемым.

В конце 90-х в правительстве был разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в этот закон, который в принципе менял полностью концепцию действующего закона. Если бы в той концепции, которая в нем была, он был бы принят, то вы бы, скорее всего, не работали сейчас так, как работаете. Поэтому была создана рабочая группа в Комитете по безопасности. В нее вошла наиболее активная часть представителей отрасли. В этой рабочей группе сначала складывались очень сложные отношения. Долгое время шла притирка и с МВД России. Не все руководители разных ведомств, в том числе и Минюста, рассматривали руководителей охранного и сыскного сообщества и служб безопасности, как субъект правоприменительной практики. Тем не менее тогдашний замминистра МВД Латышев довел данный законопроект, и он был принят в первом чтении. По сути если бы тогда поправки были внесены в этот закон, то он был бы принят. Шла очень долгая борьба за этот закон, но эксперты пришли к выводу, что нужен новый современный закон об охранной и сыскной деятельности. Что тот законопроект не устраивает, что он был написан не совсем тем языком и не соответствует той практике, которая сегодня существует.

Сейчас нужен действительно современный закон в условиях вступления России в ВТО. Старый закон вряд ли будет способен сделать вашу деятельность законной. После долгих дискуссий была встреча тогда председателя Комитета по безопасности А. И. Гурова с Чекалиным. Мы все были на этом совещании. Н.И.Першуткин и Л.В.Веденов были на том совещании, Приняли решение, что надо все-таки отозвать правительственный законопроект. И благодаря многим специалистам, которые сидят здесь, он был отозван.

Мы начали работать над новым проектом закона. В принципе, мы его подготовили. Его назвали «О негосударственной частной охране и негосударственной частной сыскной деятельности». Почему? Потому что был принят закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Многие эксперты, которые сегодня присутствуют (Зайцев Г.Н., Алейников В.В., Ядрихинский В.Н.) создали тогда экспертную рабочую группу. И они стали не кулаками, а своим опытом и знаниями доказывать, как надо делать этот закон. И со временем произошла такая ситуация, что сами правоохранительные органы, и мы как Госдума обратили внимание на то, что нам нужны эксперты. Сегодня многие депутаты говорят о том, что самые сильные эксперты среди представителей охранного сообщества (не сыскного и служб безопасности). Поэтому большое спасибо тем экспертам, которые реально принимают участие в рабочей группе.

С законом о лицензировании тоже были большие проблемы. Шла борьба за принятие современного закона о лицензировании. Аннулировать вашу лицензию могли по решению любого чиновника. А сейчас — по решению суда. Правда, деятельность называется (статья 17), «негосударственная частная охранная деятельность» и негосударственная частная сыскная деятельность». Два вида деятельности. И тут есть путаница. Потому что в действующем законе тогда надо поменять эту деятельность, так же, как и в приказах. Потому что в соответствии с законом о лицензировании, в законе о частной детективной и охранной деятельности должен быть приведен в соответствие с этим законом. Существует проблема. Вы посмотрите первую статью действующего закона «О частной детективной и охранной деятельности». Его правовая основа основана на конституции РСФСР, а не Российской Федерации.

Закон был отозван, и мы начали работать. Подготовили этот законопроект. Но получилась такая ситуация. Руководство МВД обратилось к нам с просьбой о том, чтобы пока не принимать этот закон в целом. Давайте будем принимать мелкими поправками. Искренне скажу, что, как правило, новые законы сегодня не принимаются. Принимаются поправками. И мы согласились. В одной своей статье в журнале «Мир безопасности» писал, что может быть мы решим таким образом какие-то частности, но в целом кардинально, концептуально в ближайшее время по законодательству о частной охранной деятельности мы не сможем решить эту проблему. Итак, были созданы рабочая группа и подкомитет. Раньше в Комитете по безопасности не было даже такого направления как охранная и сыскная деятельность. Выявилось очень много проблем, связанных с вневедомственной охраной, ведомственной охраной, с вопросами, связанными с инкассацией, с вопросами, связанными с оборотом оружия в разных структурах. Пришлось заниматься всеми этими вопросами. Могу сказать, что одна из причин, почему ваши вопросы не принимаются, это долгое и противоречивое согласование между ведомствами. Затруднительно проходят процедуры из-за разности их интересов.

У многих присутствующих, наверняка, есть зуб на МВД России. Но МВД в лице Л.Веденова и О.Климочкина пытаются помогать законодательству. Они делают все, что возможно, но не все в их силах тоже. Напомню, что была принята первая поправка к закону о правоприобретении образовательными учреждениями, которые занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц дополнительного служебного оружия. Кстати, МВД было инициатором этого законопроекта. Он был принят в трех чтениях. Это была одна из тяжелейших работ. Потому что как только начинаются вопросы оружия, начинается лоббирование различных интересов. И одна из структур попыталась втиснуться в этот закон.

Второй момент — по правовому статусу. После мучительной работы этот закон был принят, подписан. Сегодня вы знаете, кто такой частный охранник по действующему закону, что работник по трудовому договору, что у него должно быть удостоверение частного охранника, что он должен быть только гражданином РФ, достигшем 18-ти лет.

Единственный вопрос сейчас связан с удостоверением охранника. Нет до сих пор соответствующих постановлений Правительства. Я разбирался с ними по этому вопросу. Они не могут согласовать. Сейчас мы вместе с МВД пытаемся внести ясность в вопрос с принятием поправок в налоговый кодекс. Провели серьезную экспертизу в Комитете по налогам и бюджету, с Министерством финансов. Сейчас данный законопроект находится в правительстве на заключении, который устанавливает правила, хотя бы в законодательном виде это сделать. А вы теперь тоже не знаете, как быть в этой ситуации.

Дальше о видах охранной деятельности. Законопроект «Об услугах» прошел практически незаметно. Это был один из тяжелейших законопроектов, которые проходили. Война развязалась не на шутку. Были предложения либо исключить консультирование, которое сейчас в законе оставлено. Были предложения о том, чтобы установку технических средств (сигнализаций) поставить под вневедомственную охрану. Тоже осталось, как было.

Сейчас многие предприятия и работают на доверительном управлении. Вокруг этой последней фразы шла настоящая «война». Но, тем не менее, это тоже было принято. Напомню, что совсем недавно частный охранник был индивидуальным предпринимателем и облагался налогом. С большим трудом в налоговом кодексе эта ситуация была тоже разрешена. Но чего это стоило. Даже при положительном заключении правительства вопрос тянулся не месяц и не два. Были внесены поправки в кодекс «Об административных правонарушениях». Вы знаете, за наложение штрафа за незаконное занятие частной охранной и сыскной деятельностью. Примечательным фактом было то, что в Санкт-Петербурге был принят модельный закон «О негосударственной частной охранной деятельности и негосударственной частной сыскной деятельности». Он не является законом, который необходимо исполнять. Но он был принят и сегодня существует, и является рекомендательным. Даже палата Комитета по обороне и безопасности Великобритании запросила у нас этот проект закона. Они были удивлены, что у нас есть такие серьезные наработки. Они взяли их на вооружение сегодня.

По поводу того, что вневедомственная охрана создала государственное унитарное предприятие «Охрана». Тоже была принята поправка. Это был правительственный законопроект. О том, чтобы на военизированные подразделения охраны, кроме нескольких статей, распространялся закон о ведомственной охране. Я назвал только несколько законопроектов, которые были приняты и сегодня действуют. Те, кто считает, что ничего не делается, это далеко не так.

5-го апреля в Комитете по безопасности будет рассматриваться вопрос по правовым обязанностям охранника. Это пропускной и внутриобъектовый режим. До сих пор этого не существует. Многие из-за этого страдают. Мы его меняли два раза. Л.Веденов ездил в Администрацию Президента с просьбой о принятии такого закона. Будем рассматривать. Где устанавливается, и что же может охранник при осуществлении внутриобъектового и пропускного режима, и его обязанности. Спасибо экспертам вашего сообщества, которые участвуют в данном деле, и реально помогают.

Вы знаете, что в действующем законе нет понятийного аппарата вообще. Когда мы получаем какие-то замечания по любым вашим предложениям, первые замечания идут из ГПУ президента и правительства. Что такое охраняемое лицо, пропускной режим и т.д. Такой законопроект у нас сегодня согласован. Я хочу, чтобы сыскное сообщество и службы безопасности правильно нас поняли. Мы забрасываем пробный камень. С МВД России мы согласовали этот законопроект. И, если он пойдет по накатанной, может быть, внесем и другие понятия по сыщикам и по службам безопасности.

Еще один законопроект. Вчера средства массовой информации, по-моему, Лев Вениаминович Митин задавал вопрос, то, что связано с Газпромом и Транснефтью. Да, внесен такой законопроект. Он внесен в два законопроекта: по госпоставкам и в закон «Об оружии». Где те структуры, которые занимаются обеспечением нефтегазопроводов и поставляют для государственных нужд сырье, просят предоставить им право на оружие. Сейчас этот законопроект находится на рассылке. К середине апреля мы получим замечания, и будем работать. Законопроект будет очень непростой.

Вы знаете, что законы не только принимались, но и отклонялись. Например, вопрос, связанный с инкассацией. Инкассаторы тоже постоянно лоббируют вопросы. Когда включается Центробанк. Тяжелый был законопроект о внесении изменений и дополнений сначала в закон «О Центральном банке», а потом — в закон «О ведомственной охране». Поясню, почему он не прошел. Потому что подразделения Росинкасса не являются государственными структурами. И они не могут заниматься той деятельностью, которая прописана в законе о вневедомственной охране. Была идея создать закон об инкассации РФ, т.е. отдельный закон. Пока это осталось на бумаге.

Может быть, придет другое время, и сыскное сообщество тоже будет выделено в отдельный законопроект. Был отозван законопроект, который выделял службу безопасности.

Сейчас идет разработка критериев категорирования объектов, подлежащих охране. Напомню, что благодаря нашим экспертам порог норм положенности оружия был увеличен с 15 до 25%. Далее, много было вопросов, связанных с перекраской оружия. Я опускаю этот вопрос.

Всколыхнуло ваше сообщество сообщение о выведении ИЖ-71 из оборота. МВД было вынуждено выполнять то постановление, которое случилось. Это орган исполнительной власти. И тот, кто это напутал, поставил в неловкое положение и МВД и вас. Три заседания Комитета было и удалось отстоять.

Было принято решение создать какую-то общественную организацию, которая бы объединила этих экспертов. Там консолидируется общественное мнение. Нам как Комитету удобно работать с такой организацией (не с каждым в отдельности). Мы будем принимать консолидированное решение. Поэтому, если есть желание участвовать в работе, милости просим.

Спасибо за внимание.