Казанцев Николай Михайлович, д.ю.н., профессор кафедры национальной безопасности Российской Академии госслужбы при Президенте РФ

Я поздравляю вас с праздником 15-летия!

И хочу поставить вопрос о том, что захват бизнеса в области безопасности, когда страна вступит в ВТО — это еще полбеды. В действительности через иностранные компании, которые у нас в стране будут осуществлять защиту и охрану нашей другой части индустрии и промышленности, постепенно будет захвачена вся экономика и вся предпринимательская система страны. Именно это составляет с моей стороны главную заботу, которой мы сейчас должны быть обременены. Тем более проблема серьезна и потому, что не созданы в нашей стране институты, с помощью которых можно было бы что-то противопоставить этим возможным захватам.

Если мы говорим о западном мире и американском обществе, то в этих странах принят такой порядок правового воздействия на лиц, не выполнивших правила корпоративной этики. Если предприниматель входил, а потом был исключен из профессионального сообщества — врачей, адвокатов, охранников, и если снова начал заниматься этой деятельностью, будучи исключен из сообщества, он несет уголовную ответственность в виде реального тюремного заключения.

Вот эта проблема, и здесь именно пролегает та градация между нашим институциональным развитием страны и западным миром. По этой причине в 20-м веке в России было много национальных государственных катастроф, начиная с Февральской революции 1917 года и заканчивая, наверное, 1993 годом. И СССР не имел, и сейчас Россия не имеет тех сформированных институтов, которые образуют основы гражданского общества в западных странах.

Каждая профессия в США, а их (по справочнику 1985 г.) — 55 тысяч, объединены в так называемый административно — правовой союз. Это не просто саморегулируемая организация, а ранжированная система. Ранжированная, также как и государственная служба. И так каждая из профессий, а не только профессии, связанные с предоставлением услуг безопасности (адвокат, юрист). И внутри каждого сообщества действуют весьма жесткие нормы, которые принимаются Советом, возглавляющим каждую из профессий. То есть каждую из 55 тысяч профессий, а сейчас я думаю — их стало больше, возглавляет Совет. Особенность США в том, что эти Советы не избираются, а назначаются губернаторами штатов.

В Европе — руководители каждого из Советов избираются членами Совета.

Стоит задуматься, что в этом направлении делает Америка, и насколько это либеральное и свободное общество. Американские юристы так говорят о себе: «Америка — это административная демократия».

Не суверенная демократия, хотя это выражение, на самом деле, звучит как «масло масляное». Потому что демократия, это и есть суверенитет, власть народа. В такой стране административное право обеспечивает контроль государства надо всем гражданским обществом, через административные профессиональные союзы и через контроль в сфере гражданских правоотношений. Например, американские юристы пишут, что «государство в каждой сделке участвует в качестве третьей стороны, молчащей или кричащей».

Каждый заключаемый в США договор контролируется государственным чиновником, который либо молчит, т.к. соглашается с договором, либо кричит, т.е. его опротестовывает административным порядком или в суде. Это пример в порядке организованности и правовой порядочности, тоже для показа реалий американского общества. Это система, которой мы проиграли в советское время.

Как защищены внутренние бизнесы и рынки, если говорить о европейском сообществе? Они защищены с помощью интересной юридической казуистики. Для поставки компанией комплекса любого технологического оборудования в европейскую страну, нужно, чтобы этот комплекс был занесен в особые справочники. В соответствии с Директивой Евросоюза действует положение, по которому использование любой технологии, в т.ч. и технологии, связанной с видеонаблюдением и с соблюдением безопасности, допустимо только в том случае, если это так называемая «наилучшая из используемых технологий».

А состав техники, используемой в этой технологии, внесен в соответствующий реестр определенного справочника, о типах которых я говорил ранее. И в этих справочниках, естественно национальные компании имеют статусы — ранжированные от первой до последней, т.е. те компании, чья техника лучше.

Вот когда российский бизнес занесет свои технические устройства, а также процедуры исполнения бизнеса, регулируемые специальным протоколом, тогда он удостоится права продавать свои технические устройства на европейском рынке. Это могут быть компьютеры или средства, связанные с безопасностью, или устройства для врачевания и лекарства, и многое другое. Если этого не сделано, то вы туда не войдете. То есть защита в европейском сообществе, можно сказать, юридически обоснована и весьма казуистично.

Здесь нет никакой идеологической защиты, т.к. это слабая форма защиты, и нет защиты какими-то авторитетными лицами. Здесь защита в мелочах, в деталях, с помощью правовых норм — тонких и многообразных. Ведь если говорить о том, как велико нормативное регулирование административно-профессиональных союзов США, то каждый нормативный акт, издаваемый руководящим по профессии Советом, заносится в Федеральный регистр административных актов США. Ежегодно в этом регистре дополняется до 70 тысяч страниц. Чтобы войти на рынок, нужно знать это регулирование и ему соответствовать, что очень трудно.

Я думаю, что они (западные охранные компании) начнут с того, что конечно с помощью своих дополнительных капиталов просто будут переманивать кадры из российских предприятий. Будут сразу предложены более высокие ставки и оклады. И предприятия российского происхождения будут терять людей, потому что людям будут предложены оклады в 2-3 раза выше существующих. А когда наши т.н. «государственники» придут служить в иностранные фирмы, они будут служить двум хозяевам.

А затем через охранные фирмы и через них будет осуществляться контроль за национальным бизнесом, и будут возникать различные взаимные иски по различным косвенным ущербам, которые сейчас мы даже не отслеживаем.

Если нефтеперекачивающее предприятие разлило нефть на сельскохозяйственные угодья и т.п., то эти иски будут приводить к банкротству этих предприятий, и они будут переходить в собственность западных владельцев. Эта практика отработана, и вы об этом сможете прочитать в книге «Экономический убийца» — автор Джон Перкинс. Надо задуматься, почему он опубликовал эту книгу: как американцы расправляются с малыми фирмами. С другой стороны, по материалам Агентства Национальной Безопасности, если правительство развивающейся страны принимает предложенную ему программу экономического развития, то оно продолжает работать. Если отвергает программу, то правительство заменялось от последствий экономических санкций и его «убивали» в течение нескольких лет. Такая публикация книги тоже является своего рода операцией. Поэтому здесь стоят, конечно, сложные вопросы. И чтобы действительно защитить свой бизнес собственными методами нужно успеть сформироваться в административно правовые союзы, которые будут защищены законом.

Ранжирование в каждом профессиональном Союзе граждан и юридических лиц осуществляется по их профессиональной квалификации, по профессионально осуществленной практике. Таким образом, инженер, который имеет практику 5 лет, и инженер, с практикой 15 лет, — это инженеры разной квалификации. Точно также и охранники. Эта квалификация присваивается и закрепляется соответствующим Советом. А чтобы начать свою практику, особенно после получения образования, вы все равно обязаны сдать Совету экзамены по конкретным профессиональным действиям, и по предусмотренным европейским протоколом, методикам профессионального исполнения этой профессии.

Так, например, в их Системе у врачей появились протоколы ведения больных, которые изучаются как подтверждение профессионализма. И здесь у вас также должны создаваться такие отдельные протоколы исполнения охраной функций по охране объекта, пожарной безопасности его и т.п.

Начинают подготавливаться акты, но чем больше у нас будет развита система подзаконного нормативного регулирования охранной или другой деятельности по обеспечению безопасности, тем больше мы будем защищены на национальном рынке.

И тогда, когда к нам придут иностранные компании, им придется изучать эти требования достаточно быстро.

Если мы этого не сделаем, они эти принципы принесут с собой, и заставят вас изучать эти протоколы, отвечать им на их вопросы, сдавать им тесты, и они будут управлять процессом исполнения бизнеса во благо безопасности, а потом уже и в других отраслях. Вот такая стоит сегодня серьезная ситуация.