И.К.Филоненко, Президент Ассоциации индустрии безопасности, исполнительный директор Форума «Технологии безопасности»

Рынок охранных услуг в последние годы очень динамично развивается, заметно опережая по темпам развития и по объему финансовых вливаний рынок технических систем безопасности. По оценкам экспертов Ассоциации индустрии безопасности, объем рынка охранных услуг безопасности в 2006 году составил около $4 млрд., тогда как объем российского рынка технических систем безопасности немногим превысил $1 млрд.

Сегодня я остановлюсь подробнее на общей характеристике российского рынка охранных услуг, который, наряду с рынком технических систем безопасности, уже в недалеком будущем, если сумеет максимально быстро адаптироваться к меняющимся условиям и реалиям рынка безопасности, сможет претендовать на достойное место в глобальном рынке частной охраны.

Характеристика современной составляющей частной охранной деятельности в контексте национальной экономики

Всех субъектов охранной деятельности по форме собственности можно разделить на две группы: государственные и негосударственные. Среди государственных структур на рынке охранных услуг действуют вневедомственная охрана (ВО) МВД РФ, ведомственная охрана федеральных министерств и ведомств, государственные унитарные охранные предприятия.

К негосударственным субъектам охраны относятся частные охранные предприятия (ЧОПы), службы безопасности юридических лиц (СБ) и штатные сотрудники организаций: швейцары, контролеры, сторожа, администраторы и т.п.

Сегодня о полноценной конкуренции на российском рынке охранных услуг можно говорить весьма условно. В первую очередь потому, что значительное место на рынке (около 30%) занимает государственная структура — МВД, которая одновременно является регулятором (в ведении Министерства находится лицензионно-разрешительная система для ЧОП) и активным участником этого рынка в лице ДЗГИ МВД и ФГУП «Охрана».

По данным УЛРР МВД РФ на 01 января 2007 года в России действовало 26000 охранно-сыскных предприятий. Во вневедомственной охране (ВО) МВД задействовано около 375 тыс. сотрудников. Основная конкуренция между этими структурами разворачивается именно на рынке охранных услуг.

За годы существования охранного рынка сложилась вполне устоявшаяся его структура. Эксперты считают, что в России доля физической охраны как наиболее устойчивого, хотя и относительно невысокой рентабельности дохода достигает примерно 70%. Для сравнения, в Великобритании она не превышает 20%, что свидетельствует о большей сбалансированности рынка.

По оценкам экспертов Ассоциации индустрии безопасности, объем рынка охранных услуг безопасности в 2006 году составил около $4 млрд. При этом на долю его различных сегментов приходилось:

  • Услуги ЧОП в Москве ≈ $1,4 млрд.
  • Услуги ЧОП в РФ (кроме Москвы) ≈ $1,2 млрд.
  • Услуги ДГЗИ МВД ≈ $1.1 млрд.
  • Ведомственная охрана ≈ $0,2 млрд.
  • Технические средства безопасности ≈ $0,8 млрд.
  • Детективные и информационно-аналитические услуги ≈ $0,1 млрд.

С точки зрения географии развития охранный рынок практически ничем не отличается от других отраслей и лучше всего представлен в развитых регионах. Лидирует Москва (количество ЧОПов — 4045 или 18,2%), затем следуют Московская область (1014 или 4,57%), Санкт-Петербург (1264 или 5,7%) и Ленинградская область. Кроме того, неплохие результаты показывают Свердловская, Самарская Новосибирская и некоторые другие области.

Тенденции и перспективы развития охранного бизнеса

Основными предпосылками для дальнейшего развития российского рынка охранных услуг и безопасности являются: увеличение количества субъектов хозяйствования и объектов охраны; рост производительности труда, развитие пультовой охраны, инвестиции в маркетинг; упорядочение законодательства, дальнейшая реорганизация ВО МВД; саморегулирование, создание лоббистских структур.

К основным тенденциям и перспективам на рынке охранных услуг и безопасности можно отнести:

  • расширение клиентской базы за счет малого и среднего бизнеса;
  • увеличение сегмента физических лиц, как потребителей услуг в области охраны и безопасности;
  • возможное появление на рынке комплексных охранно-страховых продуктов (страховые компании стимулируют за счет ценовой политики обращение владельцев недвижимости к охранным предприятиям);
  • участие частного охранного бизнеса в городских и муниципальных программах;
  • развитие услуг пультовой охраны; внедрение в ЧОПах формулы охраны объектов «охранник работает днем, техника — ночью»;
  • создание брендов компаний в сфере охраны и безопасности;
  • «ожидание иностранцев» — поиск иностранных партнеров, возможные покупки охранных компаний, создание стратегических партнерств
  • объединение и слияние охранных предприятий
  • превышение, вследствие общей демографической ситуации спроса на охранников над предложением, поиск новых способов удовлетворения запросов клиентов через повышение производительности труда охранников
  • «реорганизация лидера» — реформирование вневедомственной охраны (создание ФГУП «Охрана», переход на государственное финансирование), значительное снижение количества охраняемых ею объектов.

Говоря о перспективах развития рынка ЧОП в России, подчеркну, что эффективным вариантом развития для охранных предприятий является и введение новых направлений. Например, работа с банками по кредитным должникам в связи с большим процентом невозврата кредитов или услуги телохранителей для обеспечения безопасности детей, в том числе от киднеппинга.

Очень перспективное будущее у пультовой охраны, систем видеонаблюдения и контроля доступа. Квалификация работников ЧОП сейчас переходит на качественно новый уровень, рынок предъявляет новые условия к частным охранным предприятиям, которые теперь должны уметь оказывать высокотехнологичные услуги по обеспечению безопасности. Конечно, это приведет к постепенному удорожанию охранных услуг.

Опыт последних 15 лет показал, что при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний у наших предприятий индустрии безопасности, куда входят не только охранные предприятия, но и производители технических средств безопасности, так и не сформировались стимулы к совершенствованию своей деятельности. Однако привлекательность российского рынка для иностранных компаний очевидна. Пока нас спасает тот факт, что после событий сентября 2001 года рынок безопасности в США и Европе вырос более чем вдвое. Международные корпорации стремятся его освоить и им пока нет дела до экспансии в другие регионы. Но наступит время, и они придут к нам завоёвывать рынок, а не просто обслуживать своих постоянных клиентов, как они это делают сейчас.

У российских компаний ещё есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки и построить такие системы управления, которые позволят нам сравняться с иностранцами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Использование современных управленческих технологий сегодня станет «билетом в завтрашний день».

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, новых успехов и достижений!

По материалам доклада Ассоциации индустрии безопасности «Индустрия безопасности России в контексте национальной и мировой экономики: состояние и перспективы развития, динамика основных групп потребителей»