На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано более 26 тыс. частных охранно-сыскных структур, квалифицированный персонал которых насчитывает свыше 733 тыс. работников. Ими охраняется около 225 тыс. объектов различных форм собственности.

Государственные органы ответственные за охрану правопорядка отмечают, что негосударственных охранно-сыскные структуры сформировались как неотъемлемая часть системы обеспечения общественной безопасности. Частные охранники привлекаются к участию в охране правопорядка практически на всех масштабных общественно значимых мероприятиях. В 2006 г. ими осуществлено около 3 млн. человеко-выходов, с участием работников охранно-сыскных структур раскрыто более 10 тыс. преступлений, задержано свыше 120 тыс. правонарушителей.

Многие представители охранных структур поощрены руководством правоохранительных органов. В 2006 году, впервые, за мужество при задержании преступника работник частной охранной структуры награжден государственной наградой медалью «За отличие в охране общественного порядка» (г. Омск, ООО ЧОП «Правоохранительный центр»).

Говоря о совершенствовании деятельности охранно-сыскных структур, мы в первую очередь, говорим о совершенствовании нормативной базы, регламентирующей их деятельность и оборот оружия. Проведена большая и кропотливая работа.

В первую очередь, урегулирована правовая база использования оружия и специальных средств в ходе осуществления частной охранной деятельности. С данной целью внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587, а также ведомственные нормативные правовые акты.

В тесном взаимодействии с представителями Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и его экспертного совета проводится большая работа по совершенствованию федерального законодательства. Принято два закона, ведется работа еще над рядом законопроектов и по корректировке других нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности.

Совместными усилиями с охранным сообществом, и в первую очередь, используя потенциал Координационных советов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по взаимодействию с охранно-сыскными структурами (далее — Координационные советы), нам удалось добиться особого режима работы ЧОПов — без переоформления лицензий при смене адреса места осуществления охранной деятельности. Работа над принятием новых Положений о лицензировании находится сейчас в завершающей стадии.

В прошедшем году большое внимание уделялось вопросу участия иностранного капитала на российском рынке охранных услуг. Есть единодушное понимание исполнительных органов власти, депутатского корпуса, охранного сообщества в необходимости защиты молодого охранного сообщества России от мощного натиска иностранных охранных структур.

МВД России в этой связи подготовлен проект нормативного правового акта, предусматривающий особый порядок участия иностранного капитала в охранно-сыскной деятельности на территории Российской Федерации.

В нем также предусматривается усиление ответственности за правонарушения, в том числе за незаконное участие ЧОПов в гражданско-правовых конфликтах, а также меры профилактического характера, включающие предварительное согласование взятия таких объектов под охрану, обязательное ношение форменной одежды, позволяющей определять принадлежность работника к охранной организации и т.п.

Многие вопросы предстоит решать и самому охранному сообществу, в том числе по формированию у работников охранно-сыскных структур правовой культуры и норм корпоративной этики, повышения их профессионального мастерства, решению проблем демпинга цен на рынке охранно-сыскных услуг, сокращению правонарушений работниками охранных структур, в первую очередь связанных с неправомерным использованием оружия и нарушением конституционных прав граждан.

Эти и другие вопросы обсуждались недавно на совещании с представителями Координационных советов регионов. Его участники единодушно отметили позитивное влияние их работы на реализацию положений законодательства о частной детективной и охранной деятельности, направленных на использование потенциала негосударственных структур безопасности в решении задач по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, акцентированию внимания на правоохранительной составляющей профессии охранник.

Мы поддерживаем все положительные начинания в данной части. Как один из реальных практических шагов расцениваем создание Комитета по общественным наградам в сфере охранной и сыскной деятельности, который возглавил один из самых авторитетных представителей охранного сообщества — Член общественной палаты при Президенте Российской Федерации, президент Ассоциации безопасности «Альфа-95», Герой Советского Союза Г.Н.Зайцев.

Хочется отметить, что созданная система общественного признания заслуг направлена, в первую очередь, на поощрение работников охранных предприятий, добросовестно исполняющих свои функциональные обязанности и гражданский долг, внесших личный вклад в охрану правопорядка, организацию конструктивного взаимодействия с органами внутренних дел в борьбе с преступностью, формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов и работникам негосударственной сферы безопасности.  

Ведь только за прошедший год в г. Москве при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности объектов пострадало 22 работника охранных организаций, из них четверо погибли на своем посту, исполняя свой долг по защите законных интересов клиентов.

Считаем, что введение такой формы общественного признания заслуг в области обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, противодействия преступности, организации безопасности граждан и юридических лиц, позволит отметить всех достойных, работающих в сфере негосударственной охранно-сыскной деятельности, а также стимулировать работников на добросовестное исполнение своих обязанностей.

Со своей стороны считаем, что участие в этой работе всех здоровых сил охранного сообщества и общественных объединений позволит сформировать положительный имидж работников негосударственной сферы безопасности и обеспечить высокопрофессиональное исполнение охранных услуг, а также надежную защиту собственности и законных интересов граждан.

Полный текст статьи читайте в журнале «Охранная деятельность» №3 (75) март 2007