Практика показывает, что человек со слабыми навыками стрельбы по спортивным мишеням на дистанции 25 , освоивший методику поражения целей на уровне динамического стереотипа, в реальной стрелковой ситуации всегда будет иметь значительное преимущество даже перед мастерами спортивной стрельбы.

Общим правилом тактической подготовки и обучения приемам тактической (боевой) стрельбы является обязательное сочетание отработки «техники» с психологической подготовкой стрелка. Реальную тактическую обстановку лучше характеризовать не словом «стрельба», а словом «перестрелка». Последняя же отличается внезапностью возникновения «огневого контакта», его быстротечностью и напряженностью. Состояние стрелка значительно отличается от того, к которому он привык в тире.

Все эти условия в полной мере соответствуют задачам, выполняемым сотрудниками правопорядка и охранных структур. В этих условиях спортивные и описанные в наставлениях техники стрельбы неприемлемы. Реальную пользу приносит лишь базовая подготовка, доведенная до автоматизма. Простота, рациональность и эффективность действий становятся залогом успеха. А успех определяется быстрым поражением противника. Психологически важна способность и готовность, в момент опасности, немедленно перейти к решительным, агрессивным действиям. От степени полноты формирования устойчивого психологического статуса стрелка зависят эффективность его действий, возможность выполнения поставленной перед ним задачи и величина плановых потерь.

Планируя и осуществляя учебно-тренировочный процесс, необходимо помнить о комплексном подходе к обучению. Наряду с такими элементами подготовки, как тактика, техника, психофизиологические аспекты, не менее важными являются: специальная физическая подготовка, оперативная, правовая и медицинская подготовка, соответствие вооружения и экипировки (они, безусловно, должны быть качественными и надежными) характеру выполняемых задач.. В реальной боевой ситуации даже небольшие пробелы в подготовке и отсутствие необходимого снаряжения могут стоить сотруднику жизни.

Принцип постепенности

Говоря об особенностях процесса обучения тактической стрельбе, нельзя не сказать о принципах, без соблюдения которых не приходится рассчитывать на положительный результат. Одним из основополагающих является принцип постепенности. На практике суть этого принципа заключается в следующем: движение, элемент или упражнение в целом закрепляются в виде умения, затем трансформируются в навык и в итоге должны существовать на уровне динамического стереотипа.

Термин «динамический стереотип» подразумевает развитие «мышечной памяти» («психомоторно-мышечных» комплексов, взаимно связывающих виды двигательной активности стрелка с адекватной психологической наполненностью) до уровня автоматизма в результате многократного повторения конкретного движения в течение длительного времени. Особенно актуально это для реализации на практике одной из отличительных черт тактической стрельбы: «попадаю туда, куда смотрю» (принцип «взгляд — выстрел»), т.е. для доведения навыка стрельбы до абсолютного автоматизма, тогда как в классической стрельбе работает правило «попадаю туда, куда целюсь». И, естественно, сам процесс освоения конкретных упражнений учебных стрельб должен быть построен по принципу «от простого к сложному».

Принцип индивидуального подхода

Планирование и проведение занятий по огневой подготовке необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей и способностей, а также уровня подготовки каждого стрелка. Практика показывает, что стрелок, имеющий спортивную подготовку достаточно высокого уровня, координированный, с достаточной мотивацией, при прочих равных условиях и правильном построении учебно-тренировочного процесса быстрее достигнет определенного уровня тактической стрельбы, нежели тот его коллега, физические качества которого оставляют желать лучшего.

Таким образом, можно сделать вывод: совершенствование таких физических качеств, как ловкость, координированность, быстрота, выносливость, сила и даже гибкость, является неотъемлемой частью обучения тактической стрельбе. На продвинутых уровнях подготовки стрелка целесообразно активно применять индивидуализированные методы обучения каждого сотрудника, учитывая его психофизические, координативные, оперативно-профессиональные, биомеханические, возрастные и многие иные качества, что позволяет добиваться максимальных результатов, как в индивидуальном уровне боевой подготовки, так и в уровне комплектования групп специального назначения.

Необходимо также помнить о важности психологического аспекта обучения. Ведь реальный огневой контакт порождает состояние жесточайшего стресса у стрелка, которое значительно отличается от стандартных условий, к которым он привык. И, наряду со способностью адекватно действовать в условиях стресса и дефицита времени, наиболее важной является способность начать действовать вообще.

Принцип непрерывности

Навыки меткой стрельбы вырабатываются в результате правильно спланированного и организованного обучения, тренировок и постоянной практики. Для повышения уровня владения оружием необходимо проводить занятия по огневой подготовке не менее трех-четырех раз в неделю по 1,5–2,0 ч, используя по 80–100 патронов на каждого стрелка. Для поддержания имеющихся навыков достаточно одной-двух тренировок в неделю по 50–60 выстрелов.

Необходимо помнить о том, что тренировки с боевой стрельбой должны составлять 15–20% от общего объема занятий. Остальное время используется для отработки отдельных элементов или упражнений без боевой стрельбы (методология «сухого плавания», позволяющая отрабатывать и закрепить максимально возможные варианты подводящих, базовых, тактических и иных приемов боевой стрельбы и делающая последующую боевую практику максимально целесообразной). Например, американские и израильские инструкторы по специальной огневой подготовке рекомендуют посвящать занятиям по имитации упражнений до 90% времени.

Отметим, что перерывы в учебно-тренировочном процессе самым негативным образом сказываются на степени владения оружием, поэтому занятия по имитации упражнений боевых стрельб являются обязательным условием роста и поддержания уровня мастерства.

Принцип наглядности

Реализация данного принципа осуществляется в виде демонстрации конкретных упражнений учебных стрельб инструктором (применение принципа «делай, как я»). Показ сопровождается объяснением тактики и техники действий на каждом этапе выполнения упражнения. Освоение сложных упражнений достигается с помощью выполнения их по элементам, изучения основных опорных точек, отдельных нюансов.

Весьма серьезным подспорьем для улучшения качества учебного процесса является видеосъемка. С помощью видеокамеры принцип наглядности реализуется наиболее полно. Демонстрация техники и тактики выполнения упражнений учебных стрельб на теоретических занятиях, позволяет указать обучаемым на конкретные ошибки, разобрать их, сравнить с эталоном. Уровень развития современной видеотехники, например, покадровый просмотр, позволяет детально проанализировать технические особенности выполнения отдельных сложных элементов. Поэтому использование видеокамеры на тренировках по огневой подготовке является обязательной, неотъемлемой частью учебного процесса.

В столкновении аргументов о праве на существование того или иного приема стрельбы, упражнения, лучшим доводом является результат, но результат ради результата не является самоцелью. Важно не забывать о том, что каждое упражнение должно иметь прикладное значение применительно к конкретной специфике, должно соответствовать задачам, поставленным перед стрелком, и носить реальный характер. Механическое же выполнение упражнений, цель которых не ясна стрелку, не позволяет достичь необходимого уровня мотивации и негативно влияет на учебно-тренировочный процесс в целом.